Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 27 января 2016 г. N 6-03з/2016
Резолютивная часть решения оглашена "26" января 2016 года. В полном объеме решение изготовлено "27" января 2016 года.
в присутствии: /___../, в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "Госснаб", рассмотрев жалобу N6-03з/2016 ООО "Госснаб" по существу, установила: |
19.01.2016г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Госснаб" на положения аукционной документации заказчика - УФССП России по Калужской области при проведении электронного аукциона N0137100001116000001, предметом которого является ремонт автотранспорта.
ООО "Госснаб" полагает, что заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части отсутствия количественной потребности в материалах и запасных частях используемых при осуществлении работ.
Заказчиком - УФССП России по Калужской области представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Госснаб", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 11.01.2016г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137100001116000001 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является ремонт автотранспорта (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 460 063,80 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - УФССП России по Калужской области.
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 19.01.2016 09:00.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Госснаб" из описания объекта закупки следует, что участник заказа при проведении ремонтных работ должен использовать свои запасные части к автомобилям. Однако в начальную цену контракта стоимость запасных частей не включена, так же стоимости запасных частей нет и в обосновании начальной (максимальной) цены контракта. По описанию закупки невозможно определить, какие именно запасные части потребуются для ремонта, а также их количество. В связи, с чем участник заказа не может точно оценить свои возможности и подать ценовое предложение.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 3.3. Проекта контракта исполнитель обязан:
- все виды работ, указанные в Приложение N 1, по автомобилям, перечисленным в Приложении N 1 настоящего Контракта, проводить в специализированных организациях, в соответствии с требованиями завода изготовителя и сдать работы Заказчику в состоянии, соответствующем условиям Контракта;
- выполнить работы с использованием своих запасных частей, материалов и комплектующих, отвечающих требованиям стандартов, в соответствии с условиями настоящего Контракта. По согласованию с Исполнителем могут использоваться запасные части, расходные, смазочные материалы, предоставленные Заказчиком.
В приложении N1 к контракту указано: При оказании услуг должны использоваться оригинальные новые запасные части заводов-изготовителей или рекомендованных к применению заводами-изготовителями соответствующих транспортных средств, отвечающие требованиям безопасности. Исполнитель гарантирует, что запасные части, установленные в рамках контракта, являются новыми, неиспользованными. За качество используемых при оказании услуг запасных частей, материалов, исполнитель несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, как продавец данной продукции. По согласованию с исполнителем могут использоваться запасные части, расходные, смазочные материалы, предоставленные заказчиком.
Согласно пояснениям представителя заказчика, предметом контракта является выполнение услуг по ремонту автотранспорта. Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в связи с тем, что объем подлежащих выполнению работ по ремонту техники определить невозможно, заказчик в документации об аукционе указал цену единицы услуги в виде нормо-часа работы.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заказчика на следующие обстоятельства.
Из содержания Проекта контракта в обязанности Исполнителя входит использование при ремонте автотранспорта новых запасных частей, за качество которых Исполнитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, как продавец данной продукции. Следовательно, предметом аукциона является перечень работ, при выполнении которых используется товар (запасные части).
При обосновании начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) Заказчик использовал метод сопоставимых рыночных цен, в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ. При этом в качестве идентичных услуг был использован следующий перечень работ:
Смазочно-заправочные работы, моечно-уборочные работы;
Контрольно-диагностические работы;
Работы по снятию/установке;
Капитальный ремонт двигателя;
Работы по устранению перекосов кузова;
Ремонтные работы, разборочно-механические;
Работы по изготовлению отдельных деталей;
Работы по антикоррозийной и противошумной защите автомобиля;
Рихтовочные и сварочные работы;
Окрасочные работы.
В соответствии с данным перечнем работ в адрес Заказчика поступили 2 коммерческих предложения с указанием стоимости нормо-часа работы по каждому виду работ.
Вместе с тем, при обосновании НМЦК заказчиком не была учтена стоимость запасных частей, которые будут использоваться при осуществлении ремонта автотранспорта. Ссылка представителя заказчика на невозможность определения объема выполняемых работ не находит своего подтверждения, так как часть 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ позволяет в Документации о закупке указывать стоимость единицы запасной части к технике.
В аукционной документации отсутствует информация о требуемых запасных частях для выполнения ремонтных работ, что не позволяет потенциальным участникам аукциона оценить объем и стоимость работ и влечет за собой ограничение числа участников закупки.
Таким образом при составлении аукционной документации Заказчиком были нарушены пункт 1 части 1 статьи 33; часть 2 статьи 33; часть 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. В ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:
- участник закупки не является офшорной компанией.
Пункт 12 Информационной карты устанавливает обязательные требования к участникам размещения заказа:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения илиунитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
8) отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, заказчик в документации об аукционе не установил требование к участникам закупки - участник не является оффшорной компанией, чем нарушил пункт 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В связи с допущенными существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании электронного аукциона N0137100001116000001, предметом которого является ремонт автотранспорта.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Госснаб" обоснованной.
2. Признать действия заказчика - УФССП России по Калужской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N0137100001116000001, предметом которого является ремонт автотранспорта, нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 2 статьи 42, пункта 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - УФССП России по Калужской области предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме N0137100001116000001, предметом которого является ремонт автотранспорта.
4. Обеспечить оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" возможность аннулирования открытого аукциона в электронной форме N0137100001116000001, предметом которого является ремонт автотранспорта.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/___../ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/___../ |
|
___________________ |
/___../ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 27 января 2016 г. N 6-03з/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2016