Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 27 января 2016 г. N 339/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" - директора Харламова Владимира Станиславовича, Золотоноса Виктора Александровича (доверенность б/н от 26.01.2016), Мартынова Алексея Валентиновича (доверенность б/н от 26.01.2016);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Плюс" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились;
участник закупки - Общество с ограниченной ответственностью "Трест-2" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Плюс" (650000, г. Кемерово, ул. Кирова, 28-14; далее - ООО "Плюс") на действия заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" (174283, Новгородская обл., Маловишерский р-н, д. Подгорное; далее - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи") при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области, извещение N 1050200000215000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 25.12.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
20.01.2016 в Новгородское УФАС России из Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Нижегородское УФАС России) по подведомственности поступила жалоба участника закупки - ООО "Плюс" на действия заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области, извещение N 1050200000215000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.12.2015 (начальная (максимальная) цена контракта - 260 580 000, 00 рублей) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что заказчиком - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" при осуществлении рассматриваемой закупки в нарушение положений статьи 56 Закона о контрактной системе неправомерно выбран способ ее осуществления (конкурс с ограниченным участием), поскольку выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области не несет технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера, а также не производится в отношении объекта культурного наследия.
На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 329 от 25.01.2016, N 363 от 26.01.2016 Новгородского УФАС России), а также устных пояснений его представителей, данных непосредственно на рассмотрении Жалобы.
Способ осуществления рассматриваемой закупки в виде конкурса с ограниченным участием выбран заказчиком исходя из положений статьи 56 Закона о контрактной системе, а также Постановления Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление).
Так, согласно пункту 5 Приложения N 2 к Постановлению одним из случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера относится выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
Из документации о конкурсе с ограниченным участием (далее - Конкурсная документация) следует, что в объект рассматриваемой закупки входит строительство котельной (поз. 9 Технического задания) и резервуарного парка сжиженного углеводородного газа (поз. 26 Технического задания).
Указанные позиции Технического задания (9 и 26) согласно подпункту "а" пункта 11 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) относятся к особо опасным и технически сложным объектам и являются опасными производственными объектами I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
Также указанные позиции Технического задания (9 и 26) относятся к категории опасных производственных объектов согласно пункту 1 Приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности).
Так, согласно письменным возражениям на Жалобу, котельная относится к опасным производственным объектам в силу использования оборудования, работающего под избыточным давлением более 0, 07 мегапаскаля.
Кроме того, рассматриваемые производственные объекты (котельная и резервуарный парк сжиженного углеводородного газа), по мнению представителей заказчика, высказанном на заседании Комиссии, являются объектами, на которых используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, и изначально относятся ко II классу опасности, поскольку на данных объектах непосредственно может храниться 50 и более тонн опасных (взрывчатых) веществ.
Однако, поскольку строительство рассматриваемого объекта закупки осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий, а именно на прилегающей территории к объекту культурного наследия - памятнику архитектуры "Усадьба Малышева", на основании пункта 11 Приложения N 2 к Закону о промышленной безопасности опасных производственных объектов заказчик и его представители делают вывод о принадлежности производственных объектов (котельной и резервуарного парка сжиженного углеводородного газа) к I классу опасности.
При этом, представители заказчика пояснили, что среди сведений, размещенных заказчиком в составе Конкурсной документации на официальном сайте, том 15 проектно-сметной документации, содержащей сведения о строительстве рассматриваемого объекта закупки на прилегающей территории к объекту культурного наследия - памятнику архитектуры "Усадьба Малышева", не размещен, поскольку сведения о наличии на территории предполагаемого строительства объекта культурного наследия является общедоступной информацией.
Таким образом, исходя из начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по итогам осуществления рассматриваемой закупки, а также отнесения производственных объектов (котельной и резервуарного парка сжиженного углеводородного газа), входящих в объект закупки, к I классу опасности, определение поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием является правомерным.
Кроме того, по мнению заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи", Жалоба подана в контрольный орган по истечении срока обжалования, установленного статьей 105 Закона о контрактной системе для обжалования положений документации.
Следует отметить, что доводы заказчика о пропуске срока обжалования являются несостоятельными исходя из следующего.
Податель Жалобы оспаривает не положения Конкурсной документации, а выбранный заказчиком способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Выбор способа закупки осуществляется заказчиком до определения содержания и утверждения документации, является самостоятельным действием заказчика, совершаемым им в ходе осуществления закупки, что подтверждается отсутствием в статье 50 Закона о контрактной системе, устанавливающей требования к содержанию конкурсной документации, требования об указании в ней способа определения поставщика, поскольку соответствующее решение должно быть принято заказчиком до утверждения положений документации о закупке.
Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.
Таким образом, срок обжалования действий заказчика в части выбора способа закупки установлен именно вышеназванной нормой, Жалоба поступила в Нижегородское УФАС России до истечения десяти дней с даты размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) протоколов осуществления рассматриваемой закупки.
Кроме того, согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
В Нижегородское УФАС России Жалоба поступила посредством отправления сканированного оригинала, подписанного электронной подписью, на электронную почту 15.01.2016 в 14:23, то есть была подана до окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке (до 16:30 15.01.2016).
Указанная позиция Новгородского УФАС России также подтверждается письмом ФАС России N ИА/76070/15 от 29.12.2015.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В декабре 2015 - январе 2016 годов заказчиком - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" осуществляется закупка путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области.
Конкурсная документация утверждена директором ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" В.С. Харламовым 25.12.2015.
Согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ, Областным законом от 28.12.2015 N 888-ОЗ, а также правительственной телеграммой (вх. N ПО-16/9365-В от 10.12.2015 Правительства Новгородской области) средства на осуществление рассматриваемой закупки выделены из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности.
Таким образом, материалами Жалобы подтверждается факт осуществления рассматриваемой закупки заказчиком (автономным учреждением) - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" в соответствии с положениями и требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК под объектом капитального строительства следует понимать здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 3.1 Конкурсной документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области.
Согласно пункту 3.2 Конкурсной документации описание объекта закупки содержится в Приложение N 1 к Конкурсной документации (далее - Техническое задание) и рабочей документации.
В соответствии с пунктом 2 Технического задания работы по завершению первого этапа объекта капитального строительства, предусмотренные Конкурсной документацией, должны осуществляться в том числе в отношении строительства котельной (поз. 9 Технического задания) и резервуарного парка сжиженного углеводородного газа (поз. 26 Технического задания).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Содержащийся в пункте 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе перечень установлен в Постановлении.
Согласно пункту 5 Приложения N 2 к Постановлению одним из случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
Согласно Приложению N 3 "Сводный сметный расчет стоимости строительства" к Конкурсной документации стоимость выполнения работ по строительству котельной составляет 4 065, 80 тыс. рублей (4 065 800, 00 рублей).
При этом, из пункта 5 Приложения N 2 к Постановлению следует, что условием отнесения работ к технически и (или) технологически сложным является начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд свыше 150 млн. рублей при строительстве особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства.
Согласно пункту 4.1 Конкурсной документации начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки составляет 260 580 000, 00 рублей.
Таким образом, отнесение работ по строительству котельной (поз. 9 Технического задания) и резервуарного парка сжиженного углеводородного газа (поз. 26), входящих в объект рассматриваемой закупки, к числу технически и (или) технологически сложных согласно Постановлению является неправомерным, поскольку стоимость строительства этих объектов не соответствует содержащемуся в пункте 5 Приложения N 2 к Постановлению пороговому значению (свыше 150 млн. рублей).
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной ситстеме конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам конкурсов с ограниченным участием на выполнение работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, также установлены указанным Постановление. Постановлением также определены документы, подтверждающие соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям.
Согласно пункту 5 Приложения N 2 к Постановлению к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс;
- наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
При этом документами, подтверждающими соответствие указанным дополнительным требованиям, являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях когда разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акты о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
- перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ;
- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
Однако представления вышеуказанных документов заказчик в Конкурсной документации не требует.
В пункте 9.4 и подпункте 11 пункта 10.3.1 Конкурсной документации дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки, а также перечень подтверждающих их соответствие данным требованиям документов установлен не в соответствии с положениями пункта 5 Приложения N 2 к Постановлению, а в соотвествии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению.
Следовательно, заказчиком дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки, а также перечень подтверждающих их соответствие данным требованиям документов установлен также не в отношении объекта закупки, содержащего работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а в отношении выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если на любых объектах капитального строительства начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (пункт 2 приложения N 1 к Постановлению).
Таким образом, исходя из дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки, а также установленного перечня подтверждающих их соответствие данным требованиям документов, заказчик не рассматривает работы, входящие в объект закупки, в качестве работ, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства.
2. Перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов установлен статьей 48.1 ГрК.
Согласно подпункту "а" пункта 11 части 1 статьи 48.1 ГрК к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности данные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности указанными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Закону о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении N 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 к Закону о промышленной безопасности классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 Приложения N 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.
Согласно пояснениям представителей заказчика в соответствии с подпунктом "а" пункта 11 части 1 статьи 48.1 ГрК, а также положениями Закона о промышленной безопасности позиции 9 и 26 Технического задания (котельная и резервуарный парк сжиженного углеводородного газа) изначально относятся ко II классу опасности, поскольку на данных объектах непосредственно может храниться 50 и более тонн опасных (взрывчатых) веществ.
Однако, поскольку строительство рассматриваемого объекта закупки осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий, а именно на прилегающей территории к объекту культурного наследия - памятнику архитектуры "Усадьба Малышева", на основании пункта 11 Приложения N 2 к Закону о промышленной безопасности заказчик и его представители делают вывод о принадлежности производственных объектов (котельной и резервуарного парка сжиженного углеводородного газа) к I классу опасности.
Комиссия находит данные выводы заказчика несостоятельными исходя из следующего.
Согласно проектно-сметной документации (ТУ.КО.53.1213/НС-СИД), размещенной на официальном сайте в составе Конкурсной документации, при строительстве отдельно стоящей водогрейной автоматизированной газовой котельной установленной мощностью 2600 кВт для теплоснабжения психоневрологического интерната на 200 мест проектом подразумевается установка 3-х резервуаров хранения (газгольдеров) единичной вместимостью 20 м (жидкой фазой сжиженного углеводородного газа).
При этом никаких указаний на класс опасности этих объектов, на вид и количество опасных веществ (в тоннах), хранящихся и использующихся на них, проектно-сметная документация не содержит.
Следовательно, вышеуказанные доводы представителя заказчика о котельной и резервуарах как опасных производственных объектах определенного класса опасности являются бездоказательными и не основаны на положениях Конкурсной документации.
Также следует отметить, что согласно пункту 11 Приложения N 2 к Закону о промышленной безопасности опасных производственных объектов, устанавливающему классификацию опасных производственных объектов, в случае, если опасный производственный объект, для которого в соответствии с пунктами 1 - 8 настоящего приложения должен быть установлен II, III или IV класс опасности, расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого опасного производственного объекта устанавливается более высокий класс опасности соответственно.
Как следует из пояснений представителей заказчика строительство рассматриваемого объекта закупки осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий, а именно на прилегающей территории к объекту культурного наследия - памятнику архитектуры "Усадьба Малышева".
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия Российской Федерации, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://kulturnoe-nasledie.ru/, объект культурного наследия - "Усадьба Малышева" является памятником архитектуры, и состоит их верхнего и нижнего усадебных домов, а также парка.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) под особо охраняемой природной территорией следует понимать участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно части 2 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Таким образом, памятник архитектуры "Усадьба Малышева" не является особо охраняемой природной территорией.
Какие-либо сведения о размещении объекта культурного наследия - "Усадьба Малышева" на землях особо охраняемых природных территорий в Конкурсной документации (а также в составе проектно-сметной документации) также отсутствуют.
Довод письменных возражений заказчика на Жалобу о том, что на котельной используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, также не подтверждает правомерность выбранного способа закупки, поскольку данная категория опасных, производственных объектов не указана в статье 48.1 ГрК и, соответственно, к числу особо опасных и технически сложных не относится.
На основании вышеизложенного, а именно того, что:
- стоимость строительства котельной и резервуарного парка сжиженного углеводородного газа (поз. 9, 26 Технического задания), входящих в объект рассматриваемой закупки, не превышает содержащееся в пункте 5 Приложения N 2 к Постановлению пороговое значение в размере 150 млн. рублей;
- отсутствуют основания полагать, что данные производственные объекты относятся к числу особо опасных, технически сложных в соответствии со статьей 48.1 ГрК;
- объект культурного наследя - памятник архитектуры "Усадьба Малышева" не расположен на землях особо охраняемых природных территорий,
Комиссия приходит к выводу, что объект рассматриваемой закупки не относится к объектам, перечисленным в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, поскольку выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области не несет технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера, а также не производится в отношении объекта культурного наследия.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно протоколу N ПРЕ1 от 20.01.2016 рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием единственным участником расматриваемой закупки является ООО "Трест-2", конкурс признан несостоявшимся.
Таким образом, в действиях заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" содержатся нарушения части 5 статьи 24, части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном выборе способа осуществления рассматриваемой закупки в виде конкурса с ограниченным участием, а также совершении действий, влекущих за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 (далее - Правила) следует, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, подпункты "а" - "г" пунктов 4, 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 Конкурсной документации начальная (максимальная) цена раасмматриваемой закупки составляет 260 580 000, 00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, контракт с победителем закупки должен заключаться с учетом предложенной данным участником закупки ценой контракта.
В соответствии с Письмом ФАС России от 01.12.2014 N АД/48791/14, поскольку контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчики должны устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Кроме того, согласно вышеуказанному письму ФАС России в проект контракта должны включаться размеры штрафов в соответствии с Правилами.
Согласно пункту 6.2 Проекта контракта, являющегося Приложением N 2 к Конкурсной документации, в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, заказчик обязан в срок не позднее 15 (Пятнадцати) календарных дней после получения требования поставщика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 0,5 (ноль целых пять десятых) % цены настоящего контракта что составляет ____________________ рублей ___ копеек.
Согласно пункту 6.4 Проекта контракта в случае ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), поставщик обязан в срок не позднее 15 (Пятнадцати) календарных дней после получения требования заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 0,5 (ноль целых пять десятых) % цены настоящего контракта что составляет ______________ рублей ___ копеек.
Следовательно, заказчиком в Проекте контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе и Правил не установлены надлежащие размеры штрафа, предусмотренные Правилами, поскольку заказчиком не предусмотрена возможность изменения их величин в зависимости от ценового предложения участника закупки в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта ниже 100 млн. рублей.
Таким образом, в действиях заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" содержатся нарушения частей 4,5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Нарушения, установленные в действиях заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи", существенно повлияли на результаты закупки, в том числе на количество ее возможных участников (поступила единственная заявка), нанесли ущерб общественным отношениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
Руководствуясь статьями 24, 34, 50, 56, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Плюс" (650000, г. Кемерово, ул. Кирова, 28-14) на действия заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" (174283, Новгородская обл., Маловишерский р-н, д. Подгорное; далее - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи") при осуществлении закупки (определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области, извещение N 1050200000215000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.12.2015, обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" нарушения части 5 статьи 24, частей 4, 5, 8 статьи 34, части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 27 января 2016 г. N 339/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2016