Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 января 2016 г. N 17/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: А.Д. Кравцов, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N17/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0858100000115000344 "Поставка материальных средств (песок, песок обогащенный) для организации дорожных работ для нужд федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в 2016 году" (далее - аукцион), в присутствии представителя Заявителя (Пархоменко А.Е.), представителя Заказчика (Токиной В.В., Бычкова И.В., Лукьянчикова А.И.),
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик в возражениях не признал доводы жалобы Заявителя, указал, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закона и документации об аукционе, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0858100000115000344 от 08.12.2015 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 215598.90 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 16.12.2015 г. в 09 часов 00 минут.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу п.4 ст.42 Закона Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с Законом.
В извещении о проведении аукциона Заказчик установил следующее ограничение участия в определении поставщика:
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Установлено ограничение допуска товаров происходящих из иностранных государств в соответствие с Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" |
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие "безопасность государства" наряду с терминами "безопасность" и "государственная безопасность" используется в российском законодательстве. Однако законодатель не раскрывает содержание и юридическую природу этого понятия. Так, в Федеральном законе от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", безопасность государства выделена в качестве одного из компонентов национальной безопасности (статья 1).
Деятельность субъектов - войсковых частей различного уровня (в том числе ОСК ЮВО), признаваемых заказчиками по Закону о контрактной системе, связана с выполнением целого комплекса функций, лишь часть из которых относится к обеспечению обороны страны и безопасности государства.
В отличие от понятия "безопасность государства" законодатель раскрыл содержание понятия "оборона". Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Содержание деятельности по обеспечению обороны страны раскрывается через понятие "организация обороны". В ст. 2 Закона об обороне установлен открытый перечень мер, принимаемых для организации обороны.
К обороне привлекаются не только Вооруженные Силы РФ, но также и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования (ст. 1 Закона об обороне). К решению вопросов обороны страны привлекаются также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Например, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне отнесена Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 7.1 и п. 23 ч. 1 ст. 14) к вопросам местного значения.
Однако для всех Заказчиков, деятельность которых связана с обеспечением безопасности государства, обеспечение обороны страны является далеко не единственной функцией. Следовательно, ведомственный критерий не позволяет разграничить закупки, осуществляемые заказчиками для обеспечения обороны страны, от осуществляемых этими же заказчиками закупок для обеспечения иных нужд.
По функциональному признаку бюджетных расходов невозможно отделить закупки, осуществляемые заказчиками для обеспечения обороны страны, от иных закупок. При таком подходе к закупкам, осуществляемым заказчиками для обеспечения обороны страны, будут относиться только те закупки, расходы на которые предусмотрены соответствующими разделами классификации расходов бюджетов. Между тем, финансирование, например, Вооруженных Сил Российской Федерации, помимо расходов по разделу "Национальная оборона", осуществляется по разделам федерального бюджета "Общегосударственные вопросы", "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Образование", "Культура, кинематография и средства массовой информации", "Здравоохранение и спорт", "Социальная политика". Ассигнования, выделяемые по этим разделам, согласно заключению Правительства РФ от 30.01.2006 года N261п-П4, составляют около 20% общего объема финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе и п.1 ст.3 Федерального Закона от 29.12.2012г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о гособоронзаказе) прямо следует, что к закупкам товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, можно отнести только закупки товаров, работ, услуг в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ). В п. 1 ст. 3 Закона о гособоронзаказе прямо определено, что к ГОЗ относятся установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Учитывая, изложенное, а также отсутствие в российском законодательстве иных определений закупок в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, кроме как включенных в состав государственного оборонного заказа, можно сделать вывод о том, что действие постановления Правительства РФ от 24.12.2013 года N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" распространяется исключительно на закупки, проводимые в рамках государственного оборонного заказа.
Поставка материальных средств спорного аукциона (песок, песок обогащенный) не является поставкой товаров для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставкой продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Таким образом, Правительством Российской Федерации не установлен запрет на допуск закупаемых данным аукционом товаров, происходящих из иностранных государств.
Заказчик, установив в извещении о проведении электронного аукциона ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства, нарушил ч.5 ст.63 Закона.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме ФАС России "О применении Постановления N1224" от 16.12.2015г. NМО/72497/15, письме Минэкономразвития России "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013г. N1224" от 27.10.2015г. NД28и-3239, в полномочия которого входит, в том числе, осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в сфере закупок (пункты 1, 5.6. Постановления Правительства от 05.06.2008г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации").
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, в том числе, содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
В силу ч.6 ст.66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В п.30 Информационной карты документации об аукционе Заказчик указал: "в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств".
В п. 3.2.4. документации об аукционе Заказчик установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
4) документ, подтверждающий соответствие предлагаемых к поставке товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов (к таким документам относятся декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара определенными в соответствии с положениями ст. 60 и 61 Таможенный кодекс Таможенного союза).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Таможенного кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (ч. 1 ст. 60 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (ч. 1 ст. 61 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ и с документацией электронного аукциона вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона, или копии этих документов.
Внеплановая проверка показала, что законодательством Российской Федерации, в том числе Законом, постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 года N 1224, не установлены ограничения на поставку товара, являющегося предметом данного аукциона. Кроме того, действие постановления Правительства РФ от 24.12.2013 года N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" распространяется исключительно на закупки, проводимые в рамках государственного оборонного заказа.
Поставка песка и песка обогащенного не является поставкой товаров для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставкой продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания требовать от участника электронного аукциона предоставления в составе второй части заявки декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара определенными в соответствии с положениями ст. 60 и 61 Таможенный кодекс Таможенного союза.
Следовательно, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона документация о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона.
При этом не допускается установление требований, влекущих ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта;
при этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование, если это возможно, при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании;
- если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. При этом установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как видно из приведенных положений ч.ч.1, 2 ст.33, ч.1 ст.33 Закона, описание объекта закупки в документации об аукционе должно содержать все требования Заказчика к товарам, работам, услугам, составившим объект закупки.
В Разделе 3 "Описание объекта закупки" документации об аукционе Заказчик установил следующие условия транспортировки поставляемого товара: автомобильным транспортом поставщика без ограничения грузоподъемности в соответствии с ГОСТ 8736-2014.
Однако в п.6.1 проекта контракта Заказчик указал: "доставка Товара в место поставки осуществляется видом транспорта по выбору Поставщика".
Одновременное указание на поставку товара исключительно автотранспортом и любым видом транспорта по выбору поставщика свидетельствует о наличии противоречивых требований Заказчика к способу поставки товара, что является необъективным описанием объекта закупки. Установив противоречивые требования к виду транспорта, используемого при поставке закупаемого товара, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно ч.6 ст.69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона.
В соответствии с ч.7 ст.69 Закона принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Аукционная комиссия Заказчика, принимая решение о несоответствии заявки, поданной Заявителем, на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе и требованиям Закона, указала в протоколе подведения итогов аукциона следующее основание:
"участник в составе второй части заявки не представил документ или копии документов, подтверждающих соответствие предлагаемых к поставке товаров условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, что противоречит требованиям документации об электронном аукционе".
Внеплановой проверкой установлено, что Заявка Заявителя не соответствовала требованиям, установленным Заказчиком ко второй части заявки. Довод жалобы Заявителя следует признать необоснованным. Вместе с тем, указанное выше нарушение Закона Заказчиком (ч.1 ст.64 Закона), лишило аукционную комиссию Заказчика возможности объективно принять решение о соответствии и несоответствии участников закупки требованиям Закона и документации об аукционе.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 января 2016 г. N 17/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2016