Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 января 2016 г. N 19/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев
Члены Комиссии: Ю.В. Моргунова
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 19/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300256715000021 "Выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети, объектов благоустройства и озеленения на территории Октябрьского района города Ростова-на-Дону в 2016 году" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя (Черской К.А., Иманова К.Э.), представителя Заказчика (Могильной Ю.А.), в отсутствии представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
По мнению Заявителя, документация об аукционе, размещенная на официальном сайте, не соответствует требованиям Закона.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, просил Комиссию признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300256715000021 от 25.12.2015 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 143 971 046,65 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 11.01.2016 года в 09 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является сокращение Заказчиком срока подачи заявок для участия в электронном аукционе.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.63 Закона:
1. Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
3. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Внеплановой проверкой установлено, что Извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru 25.12.2015г., срок окончания подачи заявок установлен до 09 часов 00 минут 11.01.2016 года. Таким образом, Заказчик разместил в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона за 16 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Требования ч.3 ст.63 Закона Заказчик выполнил. Приведенная норма Закона не содержит указание на количество рабочих дней в составе срока подачи заявок, устанавливаемого Заказчиком при размещении извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе. Жалобу Заявителя следует признать необоснованной.
Согласно ч.5 ст.31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.63 Закона Заказчик в извещении о проведении аукциона указывает требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п.3-5, 7,9,10 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В п. 2 "Требования к участникам аукциона в электронной форме" документации об аукционе Заказчик установил, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
2.2.1. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки -юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2.2.2 Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
2.2.3. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
2.2.4. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
2.2.5. Отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы Заказчика, состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного' предприятия либо иными органами управления юридических лиц -участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
2.2.6. Участник закупки не является офшорной компанией.
Однако в извещении о проведении аукциона указанные требования к участникам закупки отсутствуют, что является нарушением ч.5 ст.31 Закона.
В соответствии с п. 3.36 Регламента, комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанного нарушения Закона, так как оно не повлияло на результат определения подрядчика.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона документация о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона.
При этом не допускается установление требований, влекущих ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
* документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта;
* при этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование, если это возможно, при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании;
- если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. При этом установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как видно из приведенных положений ч.ч.1, 2 ст.33, ч.1 ст.33 Закона, описание объекта закупки в документации об аукционе должно содержать все требования Заказчика к товарам, работам, услугам, составившим объект закупки.
В Приложении 1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети, объектов благоустройства и озеленения на территории Октябрьского района города Ростова-на-Дону в 2016 году" содержались многочисленные, подробные требования Заказчика к составу, объему, содержанию работ (сбор случайного мусора, сгребание и подметание снега, уборка наносного грунта, очистка решеток ливневой канализации, содержание остановочных комплексов и т.д.), а также указанные в ч.2 ст.33 Закона показатели, значения показателей используемых товаров.
Так, на листе 31 документации приведены требования к содержанию остановочных комплексов. Однако на листе 31 документации содержалось "примечание", согласно которому в течение 10 рабочих дней после заключения контракта подрядчик разрабатывает и представляет на согласование Заказчику технологические карты (маршруты) на каждый вид технологической операции, разработанные в зависимости от реальных условий проведения работ в Октябрьском районе и имеющейся в наличии уборочной техники.
Кроме того, на листах 44, 45, 46 документации об аукционе Заказчик указал:
* посадка зеленых насаждений должна производиться в строгом соответствии со схемами, согласованными с Заказчиком;
* в срок до 15.02.2016 г. подрядчик составляет схемы цветников, подписывает их и передает на согласование Заказчику в 3 экземплярах, которые должны содержать: наименование объекта озеленения, рисунок (узор) цветника в цвете, в соответствии с тематикой и концепцией цветника, с указанием состава, количества и расположения цветов и кустарников на цветнике;
- в течение 3 дней с даты подписания контракта подрядчик составляет,подписывает и передает на согласование Заказчику календарный план с разбивкой по месяцам, содержащий наименование объекта озеленения, вид зеленых насаждений, наименования малых архитектурных форм, наименования и состав уходных работ и т.д.
При этом документация об аукционе не содержала критериев, исходя из которых Заказчиком будет осуществлено согласование (или отказ) технологических карт (маршрутов), схем посадки зеленых насаждений, схем цветников, календарных планов.
Ни в приложении 1 к документации, ни в иных положениях документации не имеется сведений, позволяющих участнику закупки до момента согласования (или отказа) объективно и достоверно определить:
* является (или не является) соответствие работ и товаров требованиям приложения 1 документации, а календарных планов - "кратностям" и срокам выполнения работ в приложении 1 к документации (например, "завоз и планировка песка производятся с 01.04.2016 до 01.06.2016"), достаточным условием для согласования (а не отказа) названных карт, схем, планов;
* если такое соответствие не является достаточным условием согласования, то каковы иные, дополнительные критерии для согласования (или отказа в согласовании).
Уже одновременное наличие в приложении 1 к документации многочисленных и подробных требований к работам и используемым товарам, "кратностей" и сроков выполнения работ, и при этом - требований о согласовании (на листах 44, 45, 46 документации) указывает на то, что такое соответствие может не являться достаточным условием согласования (а не отказа в согласовании).
Следовательно, установив указанные требования о согласовании, при отсутствии критериев согласования или отказа, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Приведенная правовая позиция Ростовского УФАС России согласуется с судебной практикой по аналогичным делам, в т.ч. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 г. по делу NА53-5231/2015.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.31, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о приведении проекта контракта в соответствии с требованиями Закона и настоящего решения на стадии его направления победителю аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Ю.В. Моргунова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 января 2016 г. N 19/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2016