Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 января 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
М.С. Ратникова Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Лерия" (далее - Заявитель) на действия Организатора торгов - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 15 при проведении конкурса с ограниченным участием N 0358300312715000005 "Поставка продуктов питания (мясо)" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Рвачев А.П.), Правительства Ростовской области (Новикова М.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов. Заявитель указывает, что ряд положений извещения и документации противоречат требованиям Закона.
Организатором торгов представлены письменные пояснения по существу жалобы. Организатор торгов возражал против удовлетворения жалобы Заявителя.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
22.12.2015 г. на сайте закупок Организатором торгов размещено извещение о проведении конкурса. В указанное извещение внесены изменения. Согласно извещению в редакции от 23.12.2015 г. закупка проводится в интересах следующих Заказчиков:
Наименование: НМЦК, руб.
МБДОУ детский сад N 64 |
629 090,00 |
МБДОУ детский сад N 61 |
1 082 933,50 |
МБДОУ детский сад N 15 |
674 025,00 |
МБДОУ детский сад N 22 |
629 090,00 |
МБДОУ детский сад N 56 |
539 220,00 |
МБДОУ детский сад N 17 |
606 622,50 |
МБДОУ детский сад N 37 |
808 830,00 |
1) Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (п. 1 ст. 56 Закона).
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона.
При проведении конкурса с ограниченным участием устанавливаются еще и дополнительные требования к участникам конкурса кроме единых требований (ст. 31), помимо этого участники должны пройти предквалификационный отбор.
Дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (п. 4 ст. 56 Закона).
Дополнительным требованием к участникам закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, указанных в пункте 6 приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление 99), в случае если начальная максимальная цена заключаемого контракта превышает 500 тыс. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора с бюджетным учреждением) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, цена которого не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Подтверждением опыта участника закупки согласно пункту 6 приложения N 2 к постановлению N 99 являются документы: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
При закупке услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов в соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99, путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов, заключаемых заказчиками, должна превышать 500 тыс. рублей. В указанном случае документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям постановления N 99, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится совместный конкурс с ограниченным участием.
Организатором торгов при проведении настоящих торгов установлены дополнительные требования к участникам конкурса, применяемые для осуществления предквалификационного отбора: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс (п. 1.18.3 документации, извещение).
В качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки данному дополнительному требованию должны была быть представлены (п. 1.19 документации):
копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), контракта (контрактов) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, подтверждающих наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора), для подтверждения дополнительных требований (п. 5);
копии ранее исполненных контрактов (договоров) и актов оказанных услуг (или иных документов), подтверждающие опыт участника закупки по успешному оказанию услуг, сопоставимого характера и объема, исполнение которых завершено не более чем за один год до даты окончания подачи заявок, при этом все контракта должны быть исполнены без применения штрафных санкций, пеней, неустоек. Копии контрактов должны сопровождаться реестром контрактов (договоров) с указанием реестровой записи в реестре контрактов (по форме Реестр контрактов (договоров) - Раздел V. Форма N 6) (п. 6).
Согласно разделу 2 документации при оценке заявок по критерию "квалификация участника закупки" используется показатель: квалификация участника закупки (количество контрактов (договоров) по успешному исполнению аналогичных услуг, сопоставимого характера и объема).
Анализируя приведенные положения документации и нормы права, Ростовское УФАС России полагает следующее:
В нарушение ч. 4 ст. 56 Закона установленное Организатором торгов дополнительное требование применяется как для осуществления предквалификационного отбора, так и используется в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В нарушение ч. 4 ст. 56 Закона, п. 6 приложения N 2 к постановлению 99 Организатором торгов в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию установлено представление нескольких документов: перечень документов приведен в п.п. 5, 6 пункта 1. 19 документации).
Учитывая положения пунктов 7, 8 статьи 3 Закона, документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением. При этом заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления N 99, может содержать копии нескольких ранее исполненных контрактов либо договоров и документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки одного государственного или муниципального контракта или договора с бюджетным учреждением стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Наличие такого контракта (договора) и документа о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги является условием допуска к участию в соответствующей закупке.
Довод Заявителя в части установления перечня представляемых документов для подтверждения соответствующего опыта, не соответствующего нормам права, обоснован.
В нарушение ч. 4 ст. 56 Закона, п. 6 приложения N 2 к постановлению 99 Организатором торгов в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию установлено представление копий ранее исполненных контрактов, исполнение которых завершено не более чем за один год до даты окончания подачи заявок. Постановление 99 содержит указание на необходимость подтверждения опыта за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
В нарушение п. 9 части 1 статьи 50 Закона документация о закупке содержит ненадлежащий критерий оценки заявок на участие в закупке. Согласно разделу 2 количество баллов, присуждаемых по критерию оценки квалификация участника закупки, ставится в зависимость от остаточного срока годности поставляемых товаров:
Объективная зависимость между количеством контрактов по успешному исполнению аналогичных услуг и остаточным сроком годности поставляемых товаров отсутствует.
Подобное формирование документации, в том числе, установление критериев оценки заявок на участие в конкурсе, величин значимости этих критериев вводит участников торгов в заблуждение.
Организатор торгов нарушение Закона в данной части признал; указал, что в данной части документации допущена техническая опечатка.
На основании изложенного, довод Заявителя в части отсутствия возможности охарактеризовать количеством представленных участниками торгов контрактов качественные характеристики поставляемых товаров, в том числе, остаточный срок годности, обоснован.
При формировании позиции, приведенной в данном пункте решения, учтены позиции, высказанные в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 N по делу N А56-31695/2015, Письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015.
2) Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно п.п. и) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1. 17 документации, извещению настоящий конкурс объявлен для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Документация не содержит требования к участникам торгов о представлении ими в составе заявки сведений, установленных для включения в заявку п.п. и) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона.
Организатором торгов нарушена ч. 1 ст. 50 Закона в части ненадлежащего установления требований к составу и содержанию заявки.
Довод Заявителя в части отсутствия в указанной (оспариваемой) информации в документации обоснован.
3) Заявитель полагает, что Организатором торгов нарушен Закон, поскольку в документации "отсутствует подробная инструкция по заполнению заявок", а также описание объекта закупки имеет необъективное описание.
В нарушение ч. 9 ст. 105 Закона Заявителем не представлено доказательств заявленных доводов.
Документация содержит инструкцию по заполнению заявок (п. 1. 20 документации). Закон равно как иные нормативные правовые акты в данной области не возлагают на Заказчика, Организатора торгов обязанности по "разъяснению", "пояснению" всех возможных знаков препинания, слов, словосочетаний и т.д.
Довод Заявителя в данной части несостоятелен.
4) Заявитель оспаривает размещение настоящей документации в формате PDF. Данный довод Заявитель обосновывает "неудобством" использования такой документации и "необоснованной затратой времени". Ростовское УФАС России считает данный довод необоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение N 646/21н).
В пункте 2 Положения N 646/21н перечислена информация, подлежащая размещению на официальном сайте в обязательном порядке.
Пунктом 3 данного Положения предусмотрено, что такая информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта без взимания платы и иных ограничений именно для ознакомления.
Аналогичные требования содержатся в ст. 50 Закона.
В силу пункта 7 Положения N 646/21н программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей.
Пунктом 8 названного Положения установлено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Из указанных норм Положения N 646/21н следует, что основной целью функционирования официального сайта является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа с целью ознакомления с ней всех заинтересованных лиц. Требований об обязательном наличии на официальном сайте возможности копирования и печати фрагментов текста не установлено.
На основании изложенного, Заказчик, Организатор торгов обязаны разместить информацию на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных именно с ее ознакомлением.
Документация по настоящему конкурсу размещена в формате PDF, то есть в формате, допустимом для загрузки файлов на официальном сайте размещении заказов, данная информация была доступна для ознакомления всеми потенциальными участниками размещения заказа.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что ни нормы Закона, ни Положения N 646/21н не устанавливают требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, а наличие/отсутствие возможности печати и копирования фрагментов текста документации не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней, в действиях Организатора торгов отсутствуют нарушения Закона в части способа размещения информации о конкурсе.
Высказанная позиция отражена, в том числе, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2015 по делу N А66-15075/2014.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лерия" частично обоснованной.
2. Признать Организатора торгов нарушившим ч. 1 ст. 50, ч. 4 ст. 56 Закона.
3. Выдать Организатору торгов, Заказчикам, комиссии Заказчика, комиссии Организатора торгов обязательное к исполнению предписание: отменить протоколы, сформированные в ходе проведения закупки; аннулировать торги.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.С. Ратникова
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 января 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2016