Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 20 января 2016 г. N 60/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Ю.В. Моргунова
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело NN 59/03, 60/03 по жалобам Заявителей о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358100018715000040 "Выполнение работ по ремонту системы отопления общежития N3 РГСУ" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя-2 (Шелобод Е.Н.), представителей Заказчика (Зеленского А.П., Стоянова В.В.), в отсутствие представителя Заявителя-1,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2, в которых обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358100018715000040 от 30.12.2015 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 7405299,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 15.01.2016 года в 08 часов 00 минут.
Доводом жалоб Заявителя-1, Заявителя-2 является описание Заказчиком объекта закупки с нарушением требований ч.1 ст.64 Закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); п.2 ч.1 ст.33 Закона: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона под объектом закупки надлежит понимать закупаемые товары, работы, услуги. В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Заказчику требуется к поставке товар "гвозди строительные круглые", к которому, в том числе, установлены следующие требования:
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
|
|
Диаметр стержня |
от 0,8 |
мм |
|
Длина гвоздей |
От 60 |
мм |
|
Строительные гвозди |
с конической головкой; с плоской головкой |
|
|
Минимальное значение предельного отклонения по длине |
Не более 1,8 |
мм |
|
Отклонение от соосности головки относительно стержня |
до 0,5 |
мм |
|
Масса 100 гвоздей |
До 2,230 |
кг |
Однако, согласно "ГОСТ 283-75. Межгосударственный стандарт. Гвозди проволочные. Технические условия" (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 17 июля 1975 г. N 1829), к указанному товару установлены иные требования:
- минимальное значение предельного отклонения по длине измеряется в миллиметрах (п.1.4 ГОСТ 283-75), а не в метрах, как установил Заказчик, и требуемый диаметр не может больше 1,8мм;
- отклонение от соосности головки относительно стержня для гвоздей диаметром стержня до 1,8 мм включительно не должно быть более 0,2мм (п.1.5 ГОСТ 283-75);
Учитывая, что ГОСТ 283-75 по товару "гвозди строительные круглые" устанавливает иные требования, отличные от указанных в документации, Заказчик при описании данного товара использовал нестандартные показатели.
Согласно доводам Заявителя-2 требование Заказчика "масса 1000 гвоздей до 2,230 кг" не соответствует ГОСТ 283-75.
Внеплановой проверкой установлено, что в силу п.4 ГОСТ 283-75 теоретическая масса гвоздей указана в справочном Приложении:
Размер гвоздей d l, мм |
Масса 1000 круглых гвоздей, кг |
2,5 60 |
2,23 |
Таким образом, требования Заказчика в части указания "масса 1000 гвоздей до 2,230 кг" не противоречат ГОСТ 283-75. Данный довод жалобы Заявителя-2 следует признать необоснованным.
Согласно Приложению N1 к Техническому заданию Заказчику требуется к поставке товар "кислород технический газообразный", к которому установлены, в том числе, следующие требования:
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
|
|
Сорт |
первый или второй сорт |
|
|
Объемная доля водяных паров |
до 0,010 |
% |
|
Объемная доля водорода |
0,3-0,5 |
% |
|
Объемная доля кислорода в рабочих помещениях |
до 23 |
% |
|
Содержание газообразных кислот и оснований |
Не более 0,2 |
% |
|
Содержание озона и других газов- окислителей |
Не более 0,3 |
% |
|
Объемная доля двуокиси углерода |
Не более 0,01 |
% |
|
Содержание окиси углерода |
Не более 0,2 |
% |
Однако согласно "ГОСТ 5583-78. Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия" (утв. Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 26 мая 1978 г. N 1419) к указанному товару установлены иные требования:
- объемная доля водяных паров %, не более 0,007 для 1 сорта, не более 0,009 для 2 сорта (п.1.3 ГОСТ);
- объемная доля водорода %, не более 0,3 для 1 сорта, не более 0,5 для 2 сорта (п.1.3 ГОСТ);
- объемная доля двуокиси углерода, содержание окиси углерода, содержание газообразных кислот и оснований, содержание озона и других газов-окислителей не нормируется (п.1.3 ГОСТ).
Учитывая, что ГОСТ 5583-78 по товару "кислород технический газообразный" устанавливает иные требования, отличные от указанных в документации, Заказчик при описании данного товара использовал нестандартные показатели.
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об аукционе Заказчик по товару "кислород технический газообразный" установил, в том числе, следующие требования:
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
|
|
Давление кислорода в баллонах: | |||
- при -30°С |
до 125 |
кгс/м2 |
|
- при -20°С |
до 130 |
кгс/м2 |
|
- при -10°С |
до 135 |
кгс/м2 |
|
- при 0°С |
Менее 140 |
кгс/м2 |
|
- при +10°С |
Менее 150 |
кгс/м2 |
|
- при +20°С |
Менее 160 |
кгс/м2 |
|
- при +30°С |
Менее 160 |
кгс/м2 |
Согласно п. 4.1 ГОСТ 5583-78 упаковка, маркировка, транспортирование и хранение газообразного технического и медицинского кислорода осуществляется по ГОСТ 26460.
В силу п.1.6 "ГОСТ 26460-85. Межгосударственный стандарт. Продукты разделения воздуха. Газы. Криопродукты. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 21.03.1985 N 674) при наполнении баллонов кислородом, их хранении и транспортировании в интервале температур от минус 50 °C до плюс 50 °C давление газа в баллоне должно соответствовать указанному в Приложении:
Приложение
Обязательное
ЗАВИСИМОСТЬ ДАВЛЕНИЯ АЗОТА, АРГОНА И КИСЛОРОДА
ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ ПРИ НАПОЛНЕНИИ, ТРАНСПОРТИРОВАНИИ
И ХРАНЕНИИ БАЛЛОНОВ
--------------------------------------------------------------------------- Темпе- | Рабочее давление баллона, МПа (кгс/см2) ратура, |----------------------------------------------------------------- °C |14,7 (150)|19,6 (200)|14,7 (150)|19,6 (200)|14,7 (150)|19,6 (200) |----------------------------------------------------------------- | Давление газа в баллоне при температуре наполнения, | МПа (кгс/см2) |----------------------------------------------------------------- | Азот | Аргон | Кислород ---------+---------------------+---------------------+--------------------- -50 |10,0 (102)|12,9 (132)| 9,7 (99) |12,4 (127)| 9,7 (99) |12,3 (126) -40 |10,7 (109)|13,9 (142)|10,5 (107)|13,5 (137)|10,4 (106)|13,4 (136) -30 |11,3 (116)|14,9 (151)|11,2 (114)|14,5 (148)|11,1 (113)|14,4 (147) -20 |12,0 (122)|15,8 (161)|11,9 (121)|15,5 (158)|11,8 (121)|15,5 (158) -10 |12,7 (129)|16,8 (171)|12,6 (128)|16,6 (169)|12,6 (128)|16,5 (168) 0 |13,4 (136)|17,7 (181)|13,3 (136)|17,7 (179)|13,3 (135)|17,6 (179) +10 |14,0 (143)|18,7 (190)|14,0 (143)|18,6 (190)|14,0 (143)|18,6 (189) +20 |14,7 (150)|19,6 (200)|14,7 (150)|19,6 (200)|14,7 (150)|19,6 (200) +30 |15,4 (157)|20,6 (210)|15,4 (157)|20,6 (210)|15,4 (157)|20,7 (211)
Учитывая, что ГОСТ 26460-85 устанавливает иные требования к давлению кислорода в баллонах, отличные от указанных в документации, Заказчик при описании данного товара использовал нестандартные показатели.
Согласно доводам жалобы Заявителя-1 требование Заказчика "объемная доля кислорода в рабочих помещениях до 23 %" по товару "кислород технический газообразный" является необъективным и излишним.
Внеплановой проверкой установлено, что в силу п.6.2 ГОСТ 5583-78 объемная доля кислорода в рабочих помещениях не должна превышать 23%.
Таким образом, требование Заказчика в указанной части соответствует ГОСТ 5583-78, данный довод жалобы Заявителя-1 следует признать необоснованным.
Согласно Приложению N1 к Техническому заданию Заказчику требуется к поставке товар "клей", к которому одновременно установлены, в том числе, следующие требования:
- прочность связи резины "56" со сталью ст. 3 или алюминиевым сплавом: Через 24 часа после склеивания- при отслаивании не менее 2,31 (2,36) Н/мм (кгс/см) - при отрыве не менее 1,09 (11,0);
- прочность связи резины "56" со сталью ст. 3 или алюминиевым сплавом: Через 24 часа после склеивания- при отслаивании не менее не менее 2,30 (2,35) Н/мм (кгс/см) - при отрыве не менее 1,08 (10,9)
Таким образом, Заказчик установил противоречивые и неоднозначные требования к товару "клей".
Согласно Приложению N1 к Техническому заданию Заказчику требуется к поставке товар "электроды", к которому установлены, в том числе, следующие требования:
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
|
|
Номинальный диаметр электрода |
4,0-5,0 |
мм |
|
Номинальная длина электрода со стержнем из сварочной проволоки (низкоуглеродистой или легированной; высоколегированной) |
150-550 |
мм |
|
Номинальный диаметр проволоки из которой изготовлен электрод |
1,6-12,0 |
мм |
Однако согласно п.2.1 "ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89). Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1975 N 779) номинальный диаметр электрода определяется диаметром стержня. Следовательно, для изготовления электрода диаметром 4,0-5,0 мм не может быть применена проволока номинальным диаметром 1,6-12,0 мм.
Также, в силу п.2.1 ГОСТ 9466-75 размеры электродов должны соответствовать указанным на в табл. 2:
мм
------------------------------------------------------------------ Номинальный | Номинальная длина электрода L | Длина диаметр электрода,|(пред. откл. +/- 3) со стержнем| зачищенного от определяемый | из сварочной проволоки |покрытия конца диаметром |-------------------------------| l стержня, d |низкоуглеро- |высоколегиро- | (пред. откл. |дистой или |ванной | +/- 5) |легированной | | ------------------+----------------+--------------+--------------- 4,0 | 350 | 350 | 25 | 450 | (450) | ------------------+----------------+--------------| 5,0 | 450 | 350 |
Таким образом, по указанному товару установлены требования, не соответствующие ГОСТ 9466-75.
Согласно Приложению N1 к Техническому заданию Заказчику требуется к поставке товар "ацетилен технический", к которому установлены, в том числе, следующие требования:
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
|
|
Марки |
А или Б |
|
|
Сорт |
I или II или нет |
|
|
Объемная доля фосфористого водорода |
от 0,050 |
% |
Однако согласно п.1.1 "ГОСТ 5457-75. Межгосударственный стандарт. Ацетилен растворенный и газообразный технический. Технические условия" (введен Постановлением Госстандарта СССР от 16.04.1975 N 964) по физико-химическим показателям технический ацетилен должен соответствовать нормам, указанным в табл. 1:
Наименование показателя |
Норма для ацетилена |
|||
растворенного | ||||
марки А |
марки Б |
|||
ОКП 2411220100 |
первого сорта ОКП 2411220230 |
второго сорта ОКП 2411220240 |
||
3. Объемная доля фосфористого водорода, %, не более |
0,005 |
0,02 |
0,05 |
Таким образом, по указанному товару установлены требования, не соответствующие ГОСТ 5457-75.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе требования к товарам "гвозди строительные круглые", "ацетилен технический", "электроды" и "кислород технический газообразный", не соответствующие действующим государственным стандартам, противоречивые и неоднозначные требования к товару "клей", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Обоснование наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах, в документации об аукционе отсутствует.
Согласно ч.4 ст. 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч.5 ст.65 Закона разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Внеплановой проверкой установлено, что Заказчиком 13.01.2016 года в 18 часов 14 минут на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru размещено следующее разъяснение положений документации об аукционе:
"Разъяснение по запросу от 11.01.2016
Текст запроса: Уважаемый Заказчик, Просим внести изменения в Аукционную документацию в Приложение 1 к Техническому заданию. При описании объекта закупки установлены следующие требования:
1) По позиции "Гвозди строительные круглые" установлено,
а) Минимальное значение предельного отклонения по длине не более 1,8 м. Согласно действующего ГОСТ Предельные отклонения на длину гвоздей должны быть равны d (т.е понятие "минимальное значение" в ГОСТ отсутствует. Так же данный параметр характеризуется положительным и отрицательным значением).
ОТВЕТ: Предложение Участников по данному параметру не будут рассматриваться Комиссией и не повлияет на решение о допуске к участию в электронном аукционе.
2) По позиции "Кислород технический газообразный" установлено,
а) "Объемная доля двуокиси углерода, не более 0,01%". Согласно действующего ГОСТ Объемная доля двуокиси углерода, %, не нормируется. (Установленное Заказчиком требование не соответствует требованиям ГОСТ).
б) "Содержание окиси углерода не более 0,2%". Согласно действующего ГОСТ Содержание окиси углерода %, не нормируется. (Установленное Заказчиком требование не соответствует требованиям ГОСТ).
в) "Содержание газообразных кислот и оснований не более 0,2%". Согласно действующего ГОСТ Содержание газообразных кислот и оснований %, не нормируется. (Установленное Заказчиком требование не соответствует требованиям ГОСТ).
г) "Содержание озона и других газов-окислителей не более 0,3%". Содержание озона и других газов-окислителей %, не нормируется. (Установленное Заказчиком требование не соответствует требованиям ГОСТ).
ОТВЕТ: Предложение Участников по данному параметру не будут рассматриваться Комиссией и не повлияет на решение о допуске к участию в электронном аукционе.
3) По позиции "Клей" установлены противоречивые требования,
В графе "Требуемый параметр":
"Прочность связи резины "56" со сталью ст. 3 или алюминиевым сплавом:
Через 24 часа после склеивания- при отслаивании не менее 2,31 (2,36) Н/мм (кгс/см) - при отрыве не менее 1,09 (11,0) МПа (кгс/см2)
Через 48 часов после склеивания- при отслаивании не менее 2,60 (2,64) Н/мм (кгс/см), при отрыве не менее 1,39 (14,20) МПа (кгс/см2)"
В графе "Требуемое значение":
"Прочность связи резины "56" со сталью ст. 3 или алюминиевым сплавом: Через 24 часа после склеивания- при отслаивании не менее 2,30 (2,35) Н/мм (кгс/см) - при отрыве не менее 1,08 (10,9) МПа (кгс/см2)
Через 48 часов после склеивания- при отслаивании от 2,60 (2,64) Н/мм (кгс/см), при отрыве от 1,39 (14,20) МПа (кгс/см2)"
ОТВЕТ: Предложение Участников по параметру "Прочность связи резины "56" со сталью ст. 3 или алюминиевым сплавом" не будут рассматриваться Комиссией и не повлияет на решение о допуске к участию в электронном аукционе.
4) По позиции "Электроды" установлено,
а) "Номинальный диаметр электрода 4,0-5,0 мм", т.е. предлагается выбрать один диаметр из вариантов, ниже "Номинальный диаметр проволоки из которой изготовлен электрод 1,6-12,0 мм" в графе "Значение , предлагаемое участником" дан ответ 4,0 мм. Таким образом не понятно для чего Заказчик установил диапазон значений, если также установлен конкретный диаметр.
б) "Длина зачищенного от покрытия конца (откл. +5мм) 20-40 мм". Согласно действующего ГОСТ максимальное значение данного показателя 30 мм. Таким образом Заказчик вышел за рамки ГОСТ. Аналогичная позиция по показателю " Номинальная длина электрода со стержнем из сварочной проволоки (низкоуглеродистой или легированной; высоколегированной) 150-550 мм. В ГОСТ максимальное значение 450 мм.
в) установлены противоречивые требования,
В графе "Требуемый параметр":
"Механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла (Э38-Э150)"
В графе "Требуемое значение":
"Механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла (Э38-Э150) не менее":
г) Установлены требования "Механические свойства при нормальной температуре сварного соединения, выполненного электродами диаметром менее 3мм (Э38-Э150)". Заказчик вводит в заблуждение участников заказа устанавливая требования к электродам менее 3 мм , при этом указав что диаметр электрода должен быть 4,0 мм.
ОТВЕТ: а) Значение, приведенное в графе "Значение, предлагаемое участником", является технической ошибкой. Данная графа заполняется УРЗ в соответствии с характеристиками предлагаемых к поставке материалов.
б) Предложение Участников по данному параметру не будут рассматриваться Комиссией и не повлияет на решение о допуске к участию в электронном аукционе.
в) Противоречий нет. Информация в графе ""Требуемый параметр" содержит лишь наименование параметра. Требования к значению параметра содержатся в графе "Требуемое значение".
г) Предложение Участников по данному параметру не будут рассматриваться Комиссией и не повлияет на решение о допуске к участию в электронном аукционе".
Однако в Приложении N1 к Техническому заданию Заказчик указал, в том числе, следующее:
- сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме (далее - Сведения), должны содержать значения параметров товара;
- непредставление требуемых Сведений является основанием для отклонения участника размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ;
- графа "Значение, предлагаемое участником" заполняется участником размещения заказа и содержит технические характеристики предлагаемого к поставке товара, а также указание на товарный знак (при его наличии); данные Сведения обязательны к представлению.
Таким образом, Заказчик в разъяснении положений документации изменил ее суть, то есть нарушил ч.5 ст. 65 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Областной центр конкурсных торгов", ООО "Альфа тендер" частично обоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64, ч.5 ст.65 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Ю.В. Моргунова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 20 января 2016 г. N 60/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2016