Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 января 2016 г. N 82/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: А.Д. Кравцов, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело NN56/03, 82/03, 94/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0858100000115000345 "Поставка материальных средств (смесь для устройства дорожного покрытия) для организации дорожных работ для нужд федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в 2016 году" (далее - аукцион), в присутствии представителя Заявителя-2 (Пархоменко А.Е.), представителей Заказчика (Токиной В.В., Бычкова И.В., Лукьянчикова А.И.), в отсутствии представителя Заявителя-1 и представителя Заявителя-3,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России приняты к рассмотрению жалобы Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3 на действия аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик в возражениях не признал доводы жалоб Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, указал, что заявки Заявителей не соответствовали требованиям Закона и документации об аукционе, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0858100000115000345 от 08.12.2015 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 73 196 518,20 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 24.12.2015 г. в 09 часов 00 минут.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу п.4 ст.42 Закона Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с Законом.
В извещении о проведении аукциона Заказчик установил следующее ограничение участия в определении поставщика:
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Установлено ограничение допуска товаров происходящих из иностранных государств в соответствие с Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" |
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие "безопасность государства" наряду с терминами "безопасность" и "государственная безопасность" используется в российском законодательстве. Однако законодатель не раскрывает содержание и юридическую природу этого понятия. Так, в Федеральном законе от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", безопасность государства выделена в качестве одного из компонентов национальной безопасности (статья 1).
Деятельность субъектов - войсковых частей различного уровня (в том числе ОСК ЮВО), признаваемых заказчиками по Закону о контрактной системе, связана с выполнением целого комплекса функций, лишь часть из которых относится к обеспечению обороны страны и безопасности государства.
В отличие от понятия "безопасность государства" законодатель раскрыл содержание понятия "оборона". Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Содержание деятельности по обеспечению обороны страны раскрывается через понятие "организация обороны". В ст. 2 Закона об обороне установлен открытый перечень мер, принимаемых для организации обороны.
К обороне привлекаются не только Вооруженные Силы РФ, но также и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования (ст. 1 Закона об обороне). К решению вопросов обороны страны привлекаются также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Например, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне отнесена Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 7.1 и п. 23 ч. 1 ст. 14) к вопросам местного значения.
Однако для всех Заказчиков, деятельность которых связана с обеспечением безопасности государства, обеспечение обороны страны является далеко не единственной функцией. Следовательно, ведомственный критерий не позволяет разграничить закупки, осуществляемые заказчиками для обеспечения обороны страны, от осуществляемых этими же заказчиками закупок для обеспечения иных нужд.
По функциональному признаку бюджетных расходов также невозможно отделить закупки, осуществляемые заказчиками для обеспечения обороны страны, от иных закупок. При таком подходе к закупкам, осуществляемым заказчиками для обеспечения обороны страны, будут относиться только те закупки, расходы на которые предусмотрены соответствующими разделами классификации расходов бюджетов. Между тем, финансирование, например, Вооруженных Сил Российской Федерации, помимо расходов по разделу "Национальная оборона", осуществляется по разделам федерального бюджета "Общегосударственные вопросы", "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Образование", "Культура, кинематография и средства массовой информации", "Здравоохранение и спорт", "Социальная политика". Ассигнования, выделяемые по этим разделам, согласно заключению Правительства РФ от 30.01.2006 года N261п-П4, составляют около 20% общего объема финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе и п.1 ст.3 Федерального Закона от 29.12.2012г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о гособоронзаказе) прямо следует, что к закупкам товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, можно отнести только закупки товаров, работ, услуг в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ). В п. 1 ст. 3 Закона о гособоронзаказе прямо определено, что к ГОЗ относятся установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Учитывая, изложенное, а также отсутствие в российском законодательстве иных определений закупок в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, кроме как включенных в состав государственного оборонного заказа, можно сделать вывод о том, что действие постановления Правительства РФ от 24.12.2013 года N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" распространяется исключительно на закупки, проводимые в рамках государственного оборонного заказа.
Поставка материальных средств спорного аукциона (смесь для устройства дорожного покрытия) не является поставкой товаров для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставкой продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Таким образом, Правительством Российской Федерации не установлен запрет на допуск закупаемых данным аукционом товаров, происходящих из иностранных государств.
Заказчик, установив в извещении о проведении электронного аукциона ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства, нарушил ч.5 ст.63 Закона.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме ФАС России "О применении Постановления N1224" от 16.12.2015г. NМО/72497/15, письме Минэкономразвития России "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013г. N1224" от 27.10.2015г. NД28и-3239, в полномочия которого входит, в том числе, осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в сфере закупок (пункты 1, 5.6. Постановления Правительства от 05.06.2008г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации").
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, в том числе, содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
В силу ч.6 ст.66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В п.30 Информационной карты документации об аукционе Заказчик указал: "в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств".
В п. 3.2.4. документации об аукционе Заказчик установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
4) документ, подтверждающий соответствие предлагаемых к поставке товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов (к таким документам относятся декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара определенными в соответствии с положениями ст. 60 и 61 Таможенный кодекс Таможенного союза).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Таможенного кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (ч. 1 ст. 60 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (ч. 1 ст. 61 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ и с документацией электронного аукциона вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона, или копии этих документов.
Внеплановая проверка показала, что законодательством Российской Федерации, в том числе Законом, постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 года N 1224, не установлены ограничения на поставку товара, являющегося предметом данного аукциона. Кроме того, действие постановления Правительства РФ от 24.12.2013 года N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" распространяется исключительно на закупки, проводимые в рамках государственного оборонного заказа.
Поставка смеси для устройства дорожного покрытия не является поставкой товаров для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставкой продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания требовать от участника электронного аукциона предоставления в составе второй части заявки декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара определенными в соответствии с положениями ст. 60 и 61 Таможенный кодекс Таможенного союза.
Следовательно, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно п.п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, в том числе, содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом рассматриваемого аукциона является поставка смеси для устройства дорожного покрытия.
В Разделе 3 "Описание объекта закупки" Заказчик установил требования к поставляемым товарам. Так, при описании товара "щебеночно-гравийно-песчаная смесь" Заказчик, в том числе, указал: "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии не должно превышать 35%". В инструкции по заполнению заявки (п.3.2.5 Раздела 1 документации об аукционе) отсутствуют правила изложения в заявке указанного требования к товару.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в данном случае участники закупки должны руководствоваться следующим положением Инструкции: "в случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке".
Однако п.п.4.3.2 "ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 N 18-43) устанавливает содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в зависимости от группы щебня: 4.3.2 Форму зерен щебня и гравия характеризуют содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы. Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в таблице 2:
В процентах по массе
/----------------------------------------------------------------\ | Группа щебня | Содержание зерен пластинчатой (лещадной) | | | и игловатой формы | |-------------------+--------------------------------------------| | 1 | До 10 включ. | | 2 | Св. 10 до 15 | | 3 | " 15 " 25 | | 4 | " 25 " 35 | | 5 | " 35 " 50 | |----------------------------------------------------------------|
Согласно п.4.3.3 ГОСТ 8267-93 гравий не должен содержать зерен пластинчатой и игловатой формы более 35% по массе.
Требование Заказчика считать указанный выше показатель товара неизменным определило обязанность аукционной комиссии Заказчика отказать в допуске участнику закупки, подавшему заявку N690925, предложившему к поставке товар "щебеночно-гравийно-песчаная смесь" с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии 16,3% по массе, поскольку такое значение показателя формально не соответствовало требованиям документации об аукционе. Но, при этом, данная заявка соответствовала требованиям ГОСТ 8267-93.
Таким образом, Заказчик, не определив в документации об аукционе однозначно, исчерпывающе, в каких случаях значения показателей являются неизменными, а в каких случаях участник закупки должен указать конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, нарушил п.1 ч.1 ст.33 Закона - описание объекта закупки, в части характеристик показателей, значения которых являются неизменными, не носит объективного характера, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Согласно ч.6 ст.69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона.
В соответствии с ч.7 ст.69 Закона принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Аукционная комиссия Заказчика, принимая решение о несоответствии заявок, поданных Заявителем-1, Заявителем-2, Заявителем-3, на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе и требованиям Закона, указала в протоколе подведения итогов аукциона следующее основание: "участник в составе второй части заявки не представил документ или копии документов, подтверждающих соответствие предлагаемых к поставке товаров условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, что противоречит требованиям документации об электронном аукционе".
Внеплановой проверкой установлено, что Заявки Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3 не соответствовала требованиям, установленным Заказчиком ко второй части заявки. Доводы жалоб Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3 следует признать необоснованными. Вместе с тем, указанное выше нарушение Закона Заказчиком (ч.1 ст.64 Закона), лишило аукционную комиссию Заказчика возможности объективно принять решение о соответствии и несоответствии участников закупки требованиям Закона и документации об аукционе.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалоб ООО "Дортрейд+", ООО "Базальт", ООО "Техно-Групп" необоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 января 2016 г. N 82/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2016