Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 января 2016 г. N 9/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.;
специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.
В присутствии представителей заказчика - Коробейниковой О.М., Безуглого Р.В., в отсутствие представителей заявителя, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, рассмотрев жалобу ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика Администрация Корсаковского городского округа, уполномоченного органа - Управление экономики, природопользования и муниципального заказа администрации Корсаковского городского округа по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0161300001115000509 "на выполнение работ по топографической съемке села Раздольного, подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план Корсаковского городского округа в части села Раздольного, подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки Корсаковского городского округа в части градостроительного зонирования территории села Раздольного, подготовке документации по планировке территории села Раздольного" (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика Администрация Корсаковского городского округа, уполномоченного органа - Управление экономики, природопользования и муниципального заказа администрации Корсаковского городского округа по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения конкурса. По мнению заявителя жалобы документация конкурса не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель жалобы изложил следующие доводы:
15 декабря 2015 г. Управлением экономики, природопользования и муниципального заказа администрации Корсаковского городского округа в интересах Администрации Корсаковского городского округа (далее - Заказчик) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по топографической съемке села Раздольного, подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план Корсаковского городского округа в части села Раздольного, подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки Корсаковского городского округа в части градостроительного зонирования территории села Раздольного, подготовке документации по планировке территории села Раздольного, идентификационный номер извещения закупки - 0161300001115000509 (далее - Конкурс).
1.1. Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закон о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективных характер.
Вместе с тем, сроки выполнения работ, предусмотренные документацией Конкурса, носят заведомо неисполнимый характер.
Согласно пункту 1.2 муниципального контракта сроки выполнения работ составляет 80 (восемьдесят) календарных дней.
Из таблицы этапов конкурса видно, что в состав работ по 2 этапу, на который отведено 45 календарных дней, Заказчиком включено, в том числе:
согласование документации по планировке территории села Раздольного Корсаковского городского округа;
согласование проекта по внесению изменений в генеральный план Корсаковского городского округа, в части территории села Раздольного, в том числе изменение границы населенного пункта;
согласование проекта по внесению изменений в правила землепользования и застройки
Корсаковского городского округа, в части градостроительного зонирования территории села Раздольного.
А в состав работ по 3 этапу включена доработка указанных проектов по окончании проведения публичных слушаний. То есть, исполнителю необходимо дождаться окончания срока проведения публичных слушаний прежде чем приступить к выполнению 3 этапа.
Сроки согласования градостроительной документации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В частности, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 7 статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
Таким образом, установленные названной статьей сроки согласования проекта генерального плана, могут значительно превысить 45-дневный срок, отведенный Заказчиком для согласования проекта генерального плана.
Сроки проведения публичных слушаний регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации и Положением об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Корсаковского городского округа (далее - Положение), утвержденным решением Собрания Корсаковского городского округа от 23 марта 2009 г. N 112.
В соответствии с частью 8 статьи 28 ГрК РФ, пунктом 7.1 Положения срок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Частью 13 статьи 31 ГрК РФ, пунктом 7.2 Положения установлено, что продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
Согласно части 11 статьи 46 ГрК РФ, пунктом 7.4 Положения срок проведения публичных слушаний по проекту планировки территории со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Таким образом, выполнение уполномоченным органом своих обязательств, связанных, в частности, с согласованием проекта генерального плана, проведению публичных слушаний может превысить общий срок выполнения работ, составляющий 80 дней, не говоря уже о сроке, необходимом для непосредственного выполнения работ по подготовке проекта планировки.
Исходя из вышесказанного, ООО НИИ "Земля и город" считает, что Заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе необоснованно установил заведомо неисполнимые сроки выполнения работ.
Предполагается, что при формировании конкурсной документации заказчик исходит из муниципальных нужд. То есть, сроки выполнения работ, которые заказчик устанавливает в конкурсной документации, установлены в целях соблюдения принципа об осуществлении закупок, в соответствии с которым муниципальные органы при осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупок, в то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным.
Позиция ООО НИИ "Земля и город" о недопустимости установления заведомо неисполнимых сроков выполнения работ подтверждается, в частности :
1. Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовске УФАС) от 17 сентября 2011 г., которым была признана обоснованной жалоба заявителя на нереальный срок (в течение 10 (десяти) дней с момента подписания контракта) для разработки проектно-сметной документации по объекту: "Плавательный бассейн в г. Ковылкино Республики Мордовия".
В мотивировочной части названного решения указано следующее: "Согласно п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна определять сроки выполнения работ. В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона от 27 июля 2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и, кроме того, привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах, и, как следствие, к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона.
В соответствие с постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2006 г. N 17АП-412/2006-АК правоотношения должны строиться на началах разумности, а обязательства приниматься при условии их реальной выполнимости.
Комиссия Мордовского УФАС (далее - Комиссия) считает, что установленный Заказчиком срок оказания услуг не соответствует требованиям добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ), основным началам гражданского законодательства (п. 2 ст. 1 ГК РФ), поскольку противоречит императивным требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение требований ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов в части ограничения возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказа, развития добросовестной конкуренции. Комиссия считает, что заказчик установил неразумный (нереальный) срок исполнения государственного контракта, поскольку, при указанных обстоятельствах согласиться на его исполнение может только тот участник аукциона, который изначально обладает необходимым готовым (типовым) проектом, либо сознательно идущий на нарушение сроков исполнения контракта".
2. Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС) по делу N 04-18/120-2013 от 26 апреля 2013 г., которым также была признана обоснованной жалоба на установление заказчиком заведомо невыполнимого срока исполнения контракта.
В своем решении комиссия Карельского УФАС России отмечает следующее: "В настоящее время, в Российской Федерации действует СН 283-64 "Временные нормы продолжительности проектирования". В соответствии с данными нормами продолжительность проектирования путепровода (средний и большой мост под железную и автомобильную дорогу от 20 до 100 метров) составляет: проектная документация - 4 месяца, рабочая документация - 3 месяца.
В соответствии с частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс РФ) срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней.
Необходимо отметить, что исполнитель, помимо подготовки проектной документации и прохождения государственной экспертизы должен согласовать проектные решения с рядом организаций: ОАО "РЖД", Петрозаводские коммунальные системы, ГИБДД г. Петрозаводска, Администрацией Петрозаводского городского округа. Заказчиком на заседании Комиссии Карельского У ФАС России, было указано, что согласование проекта в инженерных службах может быть произведено в течение одного рабочего дня, вместе с тем, документов, регламентирующих сроки таких согласований, представлено не было. Кроме того, довод Заявителя о том, что 'сроки выполнения работ по контракту составляют более трех месяцев, также подтверждается коммерческим предложением ООО "Андамент" (исх. N АГБ-100-004 от 27 марта 2013 г.), на основании которого Заказчиком был произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта. В данном коммерческом предложении указан срок подготовки документации - 3 месяца, без учета согласований проектных решений с инженерными службами и прохождения государственной экспертизы".
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции по делу N А17-639/2015 от 12 ноября 2015 г. Как следует из постановления, в Арбитражный суд Ивановской области обратилась Администрация Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения УФАС по Ивановской области от 19 декабря 2014 г. Указанным решением Ивановское УФАС признало жалобу костромского ООО "КостромаРембурстрой" обоснованной в части установления заказчиком нереального срока для выполнения работ по строительству артезианской скважины для источника теплоснабжения. Данный срок по условиям документации о закупке (извещение на сайте www.zakupki.gov.ru N 0133300008014000028) составлял 5 дней с момента заключения контракта. В качестве основного довода жалобы послужили представленные обществом единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы по бурению скважин на воду, утвержденные Государственным строительным комитетом СССР, и составленный на их основании расчет продолжительности строительства артезианской скважины для источника теплоснабжения. Как отмечает в своем постановлении суд, "срок, установленный Администрацией для выполнения работ по строительство артезианской скважины для источника теплоснабжения, является необоснованным. Согласно представленному ООО "КостромаРембурстрой" расчету продолжительности строительства артезианской скважины для источника теплоснабжения, составленному на основании Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы по бурению скважин на воду, утвержденных Государственным строительным комитетом СССР, и локального сметного расчета, для выполнения работ по строительству артезианской скважины для источника теплоснабжения потребуется не менее восьми дней. Доказательств обратного Администрация не представила, указав в кассационной жалобе на свое право на то, что по своему усмотрению устанавливать сроки работ. Таким образом, суды пришли к правильному выводу о, том, что в рассмотренном случае заказчик не обосновал свою потребность в установлении сроков выполнения работ по строительству артезианской скважины для источника теплоснабжения в течение пяти календарных дней с момента заключения контракта. Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Суды обоснованно отметили, что устанавливаемые заказчиком требования не могут быть произвольными, они должны быть обусловлены наличием у заказчика соответствующей, доказанной потребности. Заявитель не представил ни в антимонопольный орган, ни в суд доказательств, свидетельствующих о необходимости установления именно таких сроков выполнения работ по строительству артезианской скважины, что свидетельствует об их необоснованном установлении и нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупок, в то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика".
1.2. Как было указано выше Заказчик в документации Конкурса установил общий срок выполнения работ - 80 календарных дней.
При этом Календарным планом и Техническим заданием установлено, что на 3 этап работ отведено 10 календарных дней со дня окончания публичных слушаний, а на 4 этап - 10 календарных дней со дня утверждения документации.
При этом день окончания публичных слушаний и день утверждения документации определить невозможно.
В соответствии с частью 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, к существенным условиям договора подряда относится срок выполнения работ, который должен быть согласован.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Поскольку невозможно определить день окончания публичных слушаний и день утверждения документации, не представляется возможным определить и конечный (общий) срок выполнения работ.
Таким образом Заказчиком нарушено требование части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Отсутствие в документации о закупке четко определенных сроков выполнения работ в последствии может привести к признанию договора незаключенным, ввиду несогласованности сторонами существенных условий договора (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В то же время согласно пункту 10.1 муниципального контракта "действие Контракта прекращается после полного исполнения Сторонами своих обязательств, принятых по условиям Контракта".
Отсутствие конкретного срока действия муниципального контракта влияет на оформление банковской гарантии.
Заказчиком в пункте 11 информационной карты Конкурса установлено обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, пунктом 6.3 муниципального контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В связи с отсутствием в муниципальном контракте даты срока действия исполнения контракта не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии.
Позиция о неправомерном включении заказчиком в документацию конкурса неопределенного срока действия контракта, от которого зависит срок банковской гарантии, подтверждается Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2014 г. N 18АП-10555/14 по делу N А76-11597/2014.
2. Согласно пункту 3 информационной карты Конкурса заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в частности, копии свидетельства о допуске к работам, являющимся предметом открытого конкурса, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе к следующим работам:
Виды работ по Перечню, утвержденному Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624
Раздел I п. 1.3 Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200- 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений
Раздел II п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)
Согласно Техническому заданию помимо работ, связанных с разработкой документации по подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план; проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки; документации по планировке территории, Заказчиком включено требование о необходимости выполнить инженерно-геодезические изыскания.
Работы по разработке градостроительной документации (в данном случае документации по планировке территории; документации по подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план; проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки) и работы, связанные с проведением инженерно-геодезических изысканий различны по своей специфике, методам исполнения и конечному результату. Юридическое лицо, избравшее своим видом деятельности градостроительное проектирование, не нуждается в имуществе, работниках и т.д., которые, в свою очередь, необходимы организациям, осуществляющим инженерногеодезические изыскания. В то же время юридическое лицо, занимающееся инженерными изысканиями, не обязано иметь, приобретать и содержать имущество, штат работников для осуществления деятельности, связанной с градостроительным проектированием.
Таким образом, наличие у юридического лица возможности (необходимых ресурсов) осуществлять один из указанных видов деятельности, не позволяет ему с использованием этих же возможностей осуществлять другой вид деятельности.
К тому же, для осуществления деятельности по подготовке документации по планировке территории и деятельности, связанной с выполнением инженерно-геодезических изысканий, необходимо наличие разных свидетельств о допусках к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемыми организациями.
В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам" (далее - допуск СРО).
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации в области архитектурно-строительного проектирования, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В силу части 3 статьи 47 ГрК РФ лицами, выполняющими инженерные изыскания, являются застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или техническим заказчиком физическое или юридическое лицо, имеющие соответствующий допуск СРО.
В соответствии со статьей 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий, выполненных в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, могут быть использованы в целях подготовки и реализации проектной документации применительно к указанным объектам транспортной инфраструктуры.
Согласно части 5 статьи 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
При этом лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.
То есть нормы ГрК РФ напрямую устанавливают осуществление подготовки проектной документации, выполнение инженерных изысканий непосредственно застройщиком, либо с привлечением субподрядика.
Положения о подряде главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации также не запрещают лицам, осуществляющим подготовку градостроительной документации, выступать в роли генерального подрядчика, привлекая к выполнению работ субподрядчиков.
Таким образом лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации самостоятельно при условии наличия у такого лица необходимого допуска СРО, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Предусмотренный пунктом 13 раздела И Перечня вид работ "организация подготовки проектной документации" относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения подготовки проектной документации в целом, осуществляемых в рамках задания на проектирование, в том числе связанных с организацией выполнения инженерных изысканий, а не к выполнению отдельных работ.
Следовательно, для лица, осуществляющего подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий и/или являющегося организатором и координатором указанных работ, необходимо наличие допусков СРО, устанавливаемых в соответствии с Перечнем, либо наличие следующего допуска СРО: "Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Статья 31 Закона о контрактной системе'не предусматривает возможности установления в документации о закупке условия о том, что участник закупки (исполнитель) должен будет выполнять работы, предусмотренные контрактом, лично, а также не предусмотрено установления запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам торгов в нарушение данного Закона.
Позиция о неправомерном включении заказчиком в документацию конкурса (проект муниципального контракта) требования к участнику закупки о необходимости выполнения работ по контракту лично подтверждаются следующими судебными актами: Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2010 г. N 09АП-4951/2010-АК; Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2011 г. по делу N А56- 6119/2010; Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2011 г. N 09АП-27182/2011 по делу N А40-3547/11-145-37.
Вместе с тем, Заказчик в пункте 4.9 муниципального контракта неправомерно установил запрет на привлечение субподрядных организаций для выполнения работ. В связи с чем указанный пункт должен быть исключен из муниципального контракта.
С учетом изложенного, включение в описание объекта настоящей закупки технологически разных видов работ, требующих наличие у одного хозяйствующего субъекта различных свидетельств на их выполнение, влечет (может повлечь) ограничение количества участников закупки ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, обладающих допусками саморегулируемых организаций и на проектные работы, и на работы по инженерным изысканиям одновременно.
В целях недопущения ограничения конкуренции, а также соблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624, заказчиком в конкурсной документации должны быть установлены требования к участникам закупки о наличии у них соответствующих допусков СРО, и (или) допуск СРО на работы, предусмотренные пунктом 13 раздела II Перечня: "Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)", что, в свою очередь, позволило бы исполнителям работ по контракту, осуществляющим разработку градостроительной документации, которая составляет большую (основную) часть объема работ по муниципальному контракту, при необходимости привлекать к исполнению работ субподрядные организации, обладающие необходимыми допусками СРО.
3. Согласно положениям Технического задания в состав работ помимо разработки градостроительной документации и подготовки топографической съемки включена разработка и создание информационного ресурса "WEB карта".
ООО НИИ "Земля и город" считает, что Заказчик объединил в один лот технологически и (или) функционально не связанные работы.
В соответствии с пунктом 8.5 Технического задания:
"Информационная система "WEB карта"
Создание данного ресурса обусловлено необходимостью соответствия требованиям действующего градостроительного законодательства РФ, а также для достижения следующих целей:
обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства;
сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности в реальном времени.
обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Информационная система "WEB карта" предназначена для работы с градостроительной документацией в интерактивном режиме.
Система должна позволять работать через стандартный веб-браузер без установки дополнительного программного обеспечения. Интерфейс системы должен быть адаптирован для работы с мобильных устройств, включая планшетные компьютеры и мобильные телефоны. В зависимости от предоставленных прав пользователю, система должна функционировать в следующих режимах: режим просмотра, режим редактирования и режим "интерактивной доски".
Режим просмотра предназначен для просмотра сведений, входящих в состав градостроительной документации. В режиме просмотра система должна обеспечивать:
Отображение пространственных данных, входящих в состав градостроительной документации, в виде единой карты на всю территорию муниципального образования. Каждый градостроительный документ должен быть представлен на карте в виде одного или нескольких картографических слоев.
Отображение растровых пространственных данных (топографическая съемка, космоснимки, аэрофотосъемка) в виде подложки.
Работа с картой (включение/отключение слоев, выбор объекта, масштабирование, перемещение, измерение расстояний, измерение площадей).
Просмотр фотографий, документов, файлов, связанных с объектами на карте.
Возможность подключения слоев публичной кадастровой карты maps.rosreestr.ru с просмотром сведений об объектах.
Возможность использования в качестве подожки публичных карт Google Maps, Microsoft Bing.
Поиск сведений по различным характеристикам. Должна быть возможность формирования запросов любых уровней вложенности.
Формирование отчетов на определенный участок карты.
Экспорт пространственных данных в различные форматы.
Режим редактирования предназначен для создания и для редактирования объектов на карте. Для режима редактирования в системе должны быть реализованы следующие функции:
Создание и редактирование графики пространственных объектов. Должны быть функции создания линейных, точечных, полигональных объектов с возможностью редактирования узлов линий и полигонов.
Редактирование атрибутивных полей объектов с использованием справочников и классификаторов.
Сохранения сведений о дате и времени внесений изменений, пользователе, выполнившем изменения.
Возможность привязки к объектам фотографий, документов, файлов различного типа.
Режим "интерактивной доски" предназначен для совместной работы нескольких пользователей (максимально до 8) при этом система должна обеспечивать:
Синхронизацию положения карты, набора включенных слоев у всех пользователей. Каждый пользователь должен видеть на экране то, что видят другие пользователи.
Каждый из пользователей может перемещать карту, делать на ней заметки, при этом положении карты и произведенные заметки должны с минимальной задержкой (менее 1 секунды) отображаться у всех пользователей.
Возможность сохранения заметок пользователей в виде отчета.
Также система должна:
Иметь возможность работы с любыми системами координат.
Предоставлять управление правами для различных групп пользователей.
Предоставлять сведения в виде веб-сервисов в форматах WMS, WFS, для интеграции с другими системами.
Подрядчик обеспечивает техническую поддержку и сопровождение Информационной системы "WEB карта" в течение всего гарантийного срока".
Вместе с тем, Конкурс проводится в целях разработки градостроительной документации. Включение в состав работ инженерно-геодезических изысканий (подготовка топографической съемки) обусловлено тем, что их результаты используются при разработке градостроительной документации.
В то время как создание информационной системы не является необходимым для подготовки градостроительной документации.
Названные работы различны по своей специфике, методам исполнения и конечному результату, для их выполнения требуются знания из не связанных между собой областей деятельности.
Кроме того, для осуществления деятельности по подготовке градостроительной документации и созданию информационных систем используется разное нормативно-правовое регулирование.
Разработка градостроительной документации регулируется:
Градостроительным кодексом Российской Федерации,
Приказ Минрегиона Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов",
СНиП 11-04-2003. "Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 150,
СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 820,
"РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принят Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06 апреля 1998 г. N 18-30,
иной нормативной и методической базой, регулирующей градостроительную деятельность.
Осуществление информационной деятельности, в свою очередь регламентируется: Гражданским кодексом Российской Федерации (Раздел VII),
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 17 февраля 1992 г. N 161), иные нормативные документы, регулирующие информационную деятельность.
Таким образом, Заказчик объединил в один лот технологически и функционально не связанные работы, для которых применяется разное нормативное регулирование, что является нарушением части 3 статьи 17 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающей запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок.
Муниципальный заказчик представил пояснения.
С доводами изложенными в жалобе ООО Научно-исследовательский институт "Земля город" на действия заказчика - Администрация Корсаковского городского округа при проведении открытого конкурса по объекту "Выполнение работ по топографической съемке села Раздольного, подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план Корсаковского городского округа в части градостроительного зонирования территории села Раздольного, подготовке документации по планировке территории села Раздольного" (извещение N 0161300001115000509) не согласны по следующим основаниям.
1. Согласно части 1 статьи 12 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Сроки выполнения работ и этапов работ определены техническим заданием (Приложение N 1) и календарным планом, из которого следует, что время проведения публичных слушаний и согласование с органами исполнительной власти не входит в срок выполнения работ. Размещение проекта генерального плана и материалов по его обоснованию в информационной системе территориального планирования и направление уведомления об обеспечении доступа к указанным материалам будет осуществляется заказчиком в силу ниже следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ.
Согласно пункту 2.1. Порядка утвержденного приказом Министерства
регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 года N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований" орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - в случаях, указанных в части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса.
Правила ведения информационной системы территориального планирования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 289 "О федеральной государственной информационной системе территориального планирования" (далее - Правила) определяют порядок ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее - федеральная информационная система), которая представляет собой совокупность программно-аппаратных средств оператора федеральной информационной системы и информационного ресурса, формируемого из сведений, необходимых для осуществления деятельности в области территориального планирования, размещаемых на программноаппаратных средствах оператора федеральной информационной системы, а также в информационных системах, создаваемых (используемых) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для размещения указанных сведений, доступ к которым обеспечивается посредством федеральной информационной системы с использованием официального сайта в сети Интернет, определенного Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (часть 1 Правил).
Согласно пункта 6 Правил информацию, указанную в пункте 2 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов), обладатели информации размещают в федеральной информационной системе.
Пунктом 3 правил определены обладатели информации - федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие создание государственных информационных ресурсов, создание и ведение государственных и муниципальных информационных систем, в том числе информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, содержащих информацию, необходимую для обеспечения деятельности в области территориального планирования.
Таким образом, согласование проекта генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляет орган местного самоуправления.
Сроки выполнения работ по контракту обусловлены необходимостью реализации мероприятий, предусмотренных Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 24.11.2015 N 1901 о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Корсаковского городского округа в части села Раздольного, о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки Корсаковского городского округа в части градостроительного зонирования территории села Раздольного, о подготовке документации по планировке территории села Раздольного.
Таким образом, вывод об установлении заведомо неисполнимых сроков является ошибочным.
1.2. В соответствии с условиями контракта обеспечение исполнения контракта может осуществляться подрядчиком как предоставлением банковской гарантии, выданной банком, так и внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Кроме того, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Градостроительным кодексом РФ сроки проведения публичных слушаний четко определены, что заявителем жалобы не оспаривается и подтверждается. Кроме того, градостроительным кодексом РФ не ограничивается возможность одновременного проведения публичных слушаний по каждому виду проектной документации. Это в свою очередь позволяет определить сроки завершения второго этапа, а также срок, на который необходимо оформить банковскую гарантию.
Пунктом 3.3. муниципального контракта установлены сроки согласования и рассмотрения документации Заказчиком: не позднее 20 (двадцати) дней после получения от Подрядчика документов, указанных в п. 3.2 Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте, Техническом задании, и направляет Подрядчику подписанный Заказчиком 2 (второй) экземпляр акта сдачи-приемки выполненных работ, либо мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроков их устранения. Срок устранения должен быть не более 10 (десяти) дней.
Принимая во внимание, что максимальный срок проведения публичных слушаний известен соответственно подрядчик может рассчитать срок банковской гарантии прибавив к сроку выполнения работ максимальный срок проведения публичных слушаний.
Порядок предоставления банковской гарантии принципалу определен главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и относится к свободным договорным правоотношениям, не зависящим от действий государственного или муниципального заказчика.
Требования гражданского законодательства об определении периода выполнения работ по договору подряда как существенного условия этого договора установлены с целью недопущения неопределенности в отношениях сторон.
Вывод о возможности признания договора не заключенным, ввиду отсутствия четких сроков выполнения работ является ошибочным поскольку если начальный момент периода выполнения подрядчиком работ определен указанием на действия заказчика или иных лиц, то предполагается, что такие действия будут совершены в срок, предусмотренный договором, а при его отсутствии - в разумный срок. Следовательно, в таком случае нет неопределенности в сроках производства работ.
2. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.01.2013 N 11604/12 по делу N А40- 123181/11-120-1054 указал, что включение в документацию о торгах требования о наличии разных лицензий само по себе не является ни обоснованием, ни доказательством правомерности или неправомерности включения в один лот функционально и технологически не связанных работ. Задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Градостроительного Кодекс РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного Кодекс РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В конкурсной документации, в соответствии с правом, установленным ст. 706 ГК РФ, Заказчиком предусмотрено условие о выполнении работ "лично", (пункт 4.9 Контракта) в связи с этим, Заказчик устанавливает обязательные требования непосредственно к участнику закупки (головному исполнителю заказа), а не к соисполнителям.
Письмом Госстроя от 02.11.2013 N 12451-ЕЖ/12/ГС установлено: "Согласно пункту 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлен приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Кодексом предусмотрено, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В свою очередь не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Статьей 34 Закона N 44-ФЗ не запрещено включать в документацию об аукционе требования о способе и порядке исполнения договора, а также условие о том, что работы по контракту выполняются непосредственно подрядчиком.
Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не следует, что работы должны выполняться лично подрядчиком.
Таким образом, требование выполнить работы, не привлекая субподрядчиков, соответствует нормам гражданского законодательства и не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ. Данный вывод согласуется с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10.
Аналогичная позиция и в решении судов в том числе и Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу N А59-2287/2015
3. В статье 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закреплен принцип стимулирования инноваций.
Согласно указанному принципу Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Результатом такой инновационной и высокотехнологичной продукции и является Web карта.
Согласно требованиям статей 28,32,45 Градостроительного кодекса РФ, подготавливаемая градостроительная документация в обязательном порядке до утверждения должна пройти публичные слушания.
Для этих целей органы местного самоуправления должны обеспечить ее опубликование в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и разместить на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Данный ресурс как раз и направлен на обеспечение реализации указанных выше положений статей Градостроительного кодекса РФ, а так же для обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Одной из основных задач Web карты является доведение до населения информации о вновь разработанной градостроительной документации. Данный ресурс позволит обеспечить максимальный учет интересов граждан и иных заинтересованных лиц при разработке градостроительной документации.
Посредством Web карты все заинтересованные лица смогут ознакомиться с предлагаемой градостроительной документацией, высказать свои пожелания и замечания, которые будут рассмотрены при подготовке документации.
Кроме того, данный ресурс позволит обеспечить согласование советующих разделов градостроительной документации со всеми необходимыми ресурсоснабжающими организациями в сжатые сроки.
Рассмотрев доводы сторон комиссия считает доводы жалобы не обоснованными, действия заказчика соответствующими требованиям Закона о закупках.
Отсутствие ограничений при подаче заявок подтверждаются 2 поданными и допущенными к участию в конкурсе заявками (Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 25.01.2016 NПРО1), а также значительное снижение цены контракта по результатам закупки.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика Администрация Корсаковского городского округа, уполномоченного органа - Управление экономики, природопользования и муниципального заказа администрации Корсаковского городского округа по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0161300001115000509 "на выполнение работ по топографической съемке села Раздольного, подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план Корсаковского городского округа в части села Раздольного, подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки Корсаковского городского округа в части градостроительного зонирования территории села Раздольного, подготовке документации по планировке территории села Раздольного" - необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии А.Е. Хлебникова
Ю.А. Пахомова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 января 2016 г. N 9/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2016