Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 декабря 2015 г. N 1601-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог"
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области
- заявителя в лице ООО "Сервис 365"
- в присутствии слушателя
рассмотрев жалобу ООО "Сервис 365" (107140, г. Москва, пер. Красносельсвкий 1-й, 3-77) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее по тексту - ГКУ СО "Управление автомобильных дорог") (620026, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 203), при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162200011815002236) на выполнение работ по организации строительства пунктов весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах Свердловской области. Строительство предварительных постов весового и габаритного контроля, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Сервис 365" (вх. N 01-25391 от 10.12.2015) о нарушении заказчиком в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162200011815002236) на выполнение работ по организации строительства пунктов весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах Свердловской области. Строительство предварительных постов весового и габаритного контроля, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения документации об электронном аукционе нарушает нормы Закона о контрактной системе в части установления Заказчиком необоснованных, по мнению заявителя жалобы, требований к объекту закупки, а также в части того, что требования, установленные аукционной документацией, к объекту закупки не соответствуют законодательно установленным методологическим требованиям для проведения измерений при осуществлении весового и габаритного контроля.
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
30.11.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0162200011815002236 на выполнение работ по организации строительства пунктов весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах Свердловской области. Строительство предварительных постов весового и габаритного контроля.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 62 249 245,00 рублей.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из статьи 13 Закона о контрактной системе следует, что закупки государственными заказчиками осуществляются для обеспечения собственных нужд.
Описание объекта закупки содержится в части 2 аукционной документации. В приложении N2 к описанию объекта закупки указаны функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, используемого при выполнении работ по организации строительства пунктов весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах Свердловской области в подразделе показатели материалов, предлагаемых для использования при выполнении работ по обустройству автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения автоматизированными пунктами весового и габаритного контроля приведены требования к используемым при выполнении работ Автоматическим пунктам весового и габаритного контроля (далее по тексту - АПВГК).
В частности приложением 2 к описанию объекта закупки установлены следующие требования к АПВГК:
"Система АПВГК должна представлять собой измерительную информационную систему, имеющую модульную структуру и состоящую из:
силоприемных модулей (тензоэлектрических датчиков, блока обработки сигналов тензоэлектрических датчиков);
модулей обнаружения ТС (индукционных контуров, блока обработки сигналов индукционных контуров);
оптических лазерных устройств;
промышленного компьютера;
видеокамер.
Принцип действия модулей систем АПВГК должен быть основан на работе:
весоизмерительных модулей - преобразовании сигналов, возникающих при проезде ТС через тензоэлектрические датчики, в аналоговые сигналы, параметры которых изменяются пропорционально нагрузке и времени прохождения между датчиками;
оптических лазерных устройств - преобразовании сигналов, возникающих при непрерывном сканировании оптическим лазерным устройством дорожного полотна и движущегося ТС, в аналоговые сигналы, параметры которых пропорциональны длине, высоте и ширине ТС.
Аналоговые сигналы с тензоэлектрических датчиков и индукционных контуров должны поступать в блок аналого-цифрового преобразователя. Блок аналого-цифрового преобразователя должен служить для сбора, анализа и преобразования аналоговых сигналов в цифровые сигналы.
Информация с аналого-цифрового преобразователя, а также оптических лазерных устройств должна передаваться на промышленный компьютер с установленным программным обеспечением, где обрабатывается, анализируется, хранится и далее может пересылаться на дополнительные устройства системы АПВГК (компьютер оператора и планшетный компьютер) или другие внешние системы.
Тензоэлектрические датчики должны монтироваться в дорожное полотно перпендикулярно направлению движения ТС на определенном расстоянии друг от друга и позволять определить нагрузку на каждую ось, расстояние между осями ТС. На основе полученных результатов измерений должен производится расчет общей массы ТС.
Оптические лазерные устройства должны быть жестко закреплены на П или Г-образной опоре и монтироваться над серединами полос. Оптические лазерные устройства должны позволять измерить длину, высоту и ширину движущегося ТС. Передача данных от оптических лазерных устройств на промышленный компьютер должна осуществляется по цифровому каналу".
Относительно довода заявителя жалобы о том, что требование о применении в составе АПВГК тензоэлектрических датчиков является технологически и функционально не обоснованным Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему.
Действующим законодательском о контрактной системе предусмотрено, что целью проведения закупок, среди прочего, является удовлетворение заказчиками нужд в товарах, работах, услугах при осуществлении ими своей деятельности.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены обязательные требования, предъявляемые к описанию объекта закупки.
Вместе с тем, ст. 33 Закона о контрактной системе не установлено запрета или ограничения на выбор заказчиком при составлении описания объекта закупки товара или технологии, используемой в закупаемом товаре, при условии, что данный товар производится более чем одним производителем или данная технология используется более чем в одном товаре одного производителя.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, ООО "Сервис 365" не представлено документов, подтверждающих, что тензоэлектрические датчики, требуемые заказчику в соответствии с условиями технического задания, производятся только одним производителем и отсутствуют в свободном доступе на рынке. Также заявителем жалобы не представлено документов, подтверждающих невозможность подать свою заявку на участие в данном электронном аукционе на условиях, изложенных в документации об аукционе.
Таким образом, довод заявителя о том, что требование технического задания о применении в составе АПВГК тензоэлектрических датчиков является технологически и функционально не обоснованным не находит своего подтверждения. Нарушений законодательства о контрактной системе по данному доводу в действиях заказчика не установлено.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее по тексту - Закон об обеспечении единства измерений).
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования в соответствии с ч.3 ст.1 Закона об обеспечении единства измерений
Частью 5 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.
В соответствии с ч.5 ст.5 Закона об обеспечении единства измерений Приказом МВД России от 08.11.2012 N 1014 (в действующей редакции от 20.01.2015г.) утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним" (далее по тексту - Перечень).
Описанием объекта закупки установлено, что система АПВГК должно быть рекомендовано для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, предназначено для осуществления мероприятий государственного контроля (надзора) при обеспечении безопасности дорожного движения.
При этом также установлено, что метрологические и технические характеристики систем АПВГК должны удовлетворять требованиям, приведенным в таблице (далее по тексту - таблица):
N п/п |
Наименование характеристики |
Значение |
1 |
2 |
3 |
1 |
Диапазон измерений общей массы ТС, кг |
от 1 500 до 200 000 |
2 |
Максимальная нагрузка на ось ТС, кг |
20 000 |
3 |
Минимальная нагрузка на ось ТС, кг |
1500 |
4 |
Дискретность отсчета, кг |
10 |
5 |
Пределы допускаемой относительной погрешности при измерении общей массы ТС, % |
5 |
6 |
Пределы допускаемой относительной погрешности при измерении нагрузки на ось, % |
10 |
7 |
Предел допускаемой абсолютной погрешности измерения габаритных размеров ТС, мм - длины - ширины - высоты |
600
100
60 |
8 |
Диапазон измерения межосевых расстояний транспортного средства, м |
От 0,5 до 32 |
9 |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений межосевого расстояния транспортного средства, % |
4 |
10 |
Диапазон подсчета числа осей транспортного средства, шт |
от 1 до 40 |
11 |
Диапазон подсчета числа колес (скатов) на оси транспортного средства, шт |
от 2 до 6 |
12 |
Направление движения |
одностороннее |
13 |
Рабочий диапазон скоростей, км/ч |
от 10 до 150 |
14 |
Рабочий диапазон температур, °С |
от минус 40 до плюс 50 |
15 |
Относительная влажность, % |
100 |
16 |
Параметры электрического питания от сети переменного тока: |
|
|
- напряжение, В |
от 187 до 242 |
|
- частота, Гц |
от 49 до 51 |
В соответствии с п.105.2 Перечня при измерении нагрузки на ось автотранспортного средства в динамическом состоянии при скорости движения до 20 км/ч диапазон измерений составляет: от 1500 (от 1500 ... 20000 и свыше) кг. с допустимой погрешностью +/- 2%; при скорости движения от 20 до 140 км/ч диапазон измерений: от 1500 (от 1500 ... 20000 и свыше) кг. с допустимой погрешностью +/- 11%.
Также в соответствии с п.106.3 Перечня при измерении массы автотранспортного средства в динамическом состоянии при скорости движения до 20 км/ч диапазон измерений составляет: от N x 1500 кг до N x 20000 кг и свыше с допустимой погрешностью +/- 2%; при скорости движения от 20 до 140 км/ч диапазон измерений составляет: от N x 1500 кг до N x 20000 кг и свыше с допустимой погрешностью +/- 5%.
Таким образом, пунктами 106.3 и 105.2 Перечня установлены дифференцированные требования к пределу погрешностей в зависимости от скорости движения автотранспортного средства.
Однако, в пунктах 5, 6 таблицы не установлена дифференциация требований к пределу погрешностей в зависимости от скорости движения автотранспортного средства.
Также в п.13 таблицы установлен рабочий диапазон скоростей от 10 до 150 км/ч, тогда как пунктами 106.3 и 105.2 Перечня установлены диапазоны скоростей от 0 до 140 км/ч.
Таким образом, требования, предъявляемые в описании объекта закупки к метрологическим и техническим характеристикам, которым должны удовлетворять системы АПВГК не соответствуют требованиям Перечня, утвержденного Приказом МВД России от 08.11.2012 N 1014 по позициям 5, 6 и 13 таблицы.
В связи с изложенным, в действиях заказчика в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе влекут административную ответственность по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Сервис 365" признать обоснованной в части установления в описании объекта закупки требований, предъявляемых к метрологическим и техническим характеристикам, которым должны удовлетворять системы АПВГК по позициям 5, 6 и 13 таблицы.
2. В действиях заказчика в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" выявлено нарушение п.1 ч.1 ст.64, п.2 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 декабря 2015 г. N 1601-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2016