Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 января 2016 г. N 82-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области
- в отсутствие представителей заявителя в лице ООО "ЛК", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "ЛК" (196135, г. Санкт-Петербург, ул. Авиационная, д. 19, лит. В, пом. 1Н) о нарушении заказчиком в лице Министерства здравоохранения Свердловской области (620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 34б) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на модульное здание фельдшерско-акушерского пункта (извещение N 0162200011815002010) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ЛК" (вх. N 01-294 от 14.01.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства здравоохранения Свердловской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на модульное здание фельдшерско-акушерского пункта (извещение N 0162200011815002010) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель ООО "ЛК" обжалует процедуру заключения контракта с Министерством здравоохранения Свердловской области на модульное здание фельдшерско-акушерского пункта. В доводах жалобы указывает, что в нарушение норм действующего законодательства после направления победителю аукциона проекта государственного контракта и подписания указанного проекта контракта со стороны ООО "ЛК" заказчик принял и разместил на сайте "http://zakupki.gov.ru" протокол отказа от заключения государственного контракта с победителем электронного аукциона. Заявитель жалобы считает действия Министерства здравоохранения Свердловской области не соответствующими действующему законодательству о контрактной системе и нарушающими права и законные интересы общества. На основании изложенного просит рассмотреть доводы жалобы по существу, признать их обоснованными, выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Представителями заказчика, в свою очередь, сообщено Комиссии Свердловского УФАС России, что в соответствии с п.5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Министерству здравоохранения Свердловской области на 2016г. по статье расходов на оплату фельдшерско-акушерских пунктов доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 37,1 млн. руб. Вместе с тем, по государственному контракту на поставку фельдшерско-акушерских пунктов N2015.253880 от 16.07.2015г. поставщиком не исполнены свои обязательства по контракту на сумму 35 198 125 руб., о чем заказчик был проинформирован 28.12.2015г. В соответствии с бюджетным законодательством указанная сумма принятых и неисполненных обязательств подлежит перерегистрации в обязательства 2016 г. в счет текущих ассигнований.
Таким образом, при доведенных лимитах бюджетных обязательств на 2016г. в сумме 37,1 млн. руб. Министерство здравоохранения Свердловской области по данной статье расходов на момент проведения процедуры заключения государственного контракта на модульное здание фельдшерско-акушерского пункта (извещение N 0162200011815002010) получило бюджетные обязательства на 2016г. на сумму 35,198 млн. руб. При этом цена заключаемого контракта по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона (5,566 млн. руб.) превышает утвержденные лимиты бюджетных обязательств. Ввиду вышеизложенных обстоятельств заказчик счел правомерным отказаться от заключения государственного контракта на модульное здание фельдшерско-акушерского пункта с победителем электронного аукциона ООО "ЛК".
Заслушав представителей заказчика и проведя анализ представленных материалов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
10.11.2015 года на сайте "http://zakupki.gov.ru" опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011815002010 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 325 000,00 рублей.
Из материалов дела следует, что по итогам проведения процедуры электронного аукциона победителем было признано ООО "ЛК" с ценой контракта 5 566 000,00 руб. (протокол подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2015г.).
Частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Частями 4-6 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
Согласно чч.3-4 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
14.12.2015г. Министерство здравоохранения Свердловской области посредством функционала электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" направило на подпись в адрес победителя аукциона проект государственного контракта на модульное здание фельдшерско-акушерского пункта.
21.12.2015г. ООО "ЛК" руководствуясь ч.4 ст.70 Закона о контрактной системе направило в адрес заказчика протокол разногласий. Указанный протокол разногласий от ООО "ЛК" в соответствии с ч.5 ст.70 Закона о контрактной системе был обработан заказчиком и 22.12.2015г. Министерство здравоохранения Свердловской области повторно направило в адрес победителя аукциона доработанный проект государственного контракта.
23.12.2015г. ООО "ЛК" в соответствии с ч.6 ст.70 Закона о контрактной системе направило в адрес Министерства здравоохранения Свердловской области подписанный со своей стороны усиленной электронной подписью проект контракта, а также внесло обеспечение исполнения контракта в форме банковской гарантии, содержащейся в реестре банковских гарантий.
В соответствии с ч.7 ст.70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Согласно ч.13 ст.70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе также предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
29.12.2015г. Министерством здравоохранения Свердловской области составлен Протокол отказа от заключения государственного контракта с победителем электронного аукциона на закупку модульных зданий фельдшерско-акушерских пунктов, в котором заказчик, ссылаясь на п.5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивируя свое решение отсутствием доведенных заказчику лимитов бюджетных обязательств на 2016г. отказывается от заключения государственного контракта N2015.483263 с ООО "ЛК". 30.12.2015г. Протокол отказа от заключения государственного контракта с победителем электронного аукциона на закупку модульных зданий фельдшерско-акушерских пунктов был размещен заказчиком на сайте "http://zakupki.gov.ru".
Изучив фактические обстоятельства дела Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему.
Законом о контрактной системе, на основании которого осуществляется закупка на модульное здание фельдшерско-акушерского пункта в форме электронного аукциона (N извещения 0162200011815002010), установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа заказчика от заключения государственного контракта с победителем электронного аукциона, в случае, когда таковой определен.
Основаниями для отказа от заключения контракта являются уклонение победителя электронного аукциона от заключения контракта в порядке, установленном ч.13 ст.70 и ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе, а также не соответствие победителя аукциона требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставление победителем аукциона недостоверной информации в отношении своего соответствия указанным требованиям. Иных оснований для отказа заказчика от заключения контракта с победителем аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что победитель электронного аукциона ООО "ЛК" со своей стороны исполнил свои обязательства перед заказчиком в части заключения государственного контракта подписав в регламентированные для этого законодательством сроки проект государственного контракта и приложив документ подтверждающий внесение обеспечения исполнения государственного контракта.
Также, как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.12.2015г. и протокола подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2015г. заявка ООО "ЛК" на участие в рассматриваемом электронном аукционе была признана аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации. Сведений, подтверждающих факт несоответствия победителя электронного аукциона требованиям, предъявляемым к участнику закупки в аукционной документации, Комиссии Свердловского УФАС России не представлено.
В связи с изложенным, у Министерства здравоохранения Свердловской области отсутствуют правовые основания для отказа от заключения государственного контракта с победителем аукциона ООО "ЛК" на модульное здание фельдшерско-акушерского пункта.
Доводы представителей заказчика со ссылкой на положения ч.5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации как на основания для отказа заказчика от заключения государственного контракта с победителем аукциона Комиссией Свердловского УФАС России отклоняются, поскольку, как было указано выше, основания для отказа заказчика от заключения государственного контракта с победителем аукциона содержатся в Законе о контрактной системе, которым регламентируется вся процедура проведения электронного аукциона вплоть до заключения по его итогам контракта с победителем такого аукциона.
Кроме того, Комиссией Свердловского УФАС России также установлено, что требование предусмотренное ч.5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации распространяется на казенные учреждения, тогда как заказчик в лице Министерства здравоохранения Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области и не относится к казенным учреждениям. Доказательств обратного представителями заказчика представлено не было.
Таким образом, в действиях заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области выявлено нарушение ч.7 ст.70 Закона о контрактной системе.
Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта влечет административную ответственность по ч.3 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ЛК" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области выявлено нарушение ч.7 ст.70 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Министерства здравоохранения Свердловской области выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст.7.32 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 января 2016 г. N 82-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2016