Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 декабря 2015 г. N 1657-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1
- заявителя в лице ООО "Медпром"
рассмотрев жалобу ООО "Медпром" (300001, Тульская обл., г. Тула, а/я 844) о нарушении заказчиком в лице Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" (далее по тексту - ГБУЗ СО "СОКБ N1") (620102, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 185) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (извещение N 0362200038215001207) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Медпром" (вх. N 01-25949 от 18.12.2015г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "СОКБ N1" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (извещение N 0362200038215001207) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель жалобы ООО "Медпром" в доводах указывает на следующие нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе:
- в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком не установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- в аукционной документации заказчиком не установлены даты начала и окончания срока представления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе;
- заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемые и не лицензируемые виды деятельности;
- заказчиком нарушены обязательные требования, предъявляемые Законом о контрактный системе к проекту контракта, являющемуся составной частью аукционной документации.
На основании изложенного ООО "Медпром" просит рассмотреть доводы жалобы по существу, признать их обоснованными, выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Заслушав представителей сторон и проведя анализ представленных материалов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
08 декабря 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме N 0362200038215001207 на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 990 133,33 рублей.
В соответствии с п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактный системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактный системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно: содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан.
Таким образом, из содержания Постановления Правительства РФ N102 следует, что ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий распространяется лишь на поставку указанных изделий для нужд заказчиков. Поскольку предметом электронного аукциона является оказание медицинских услуг, а не поставка медицинских изделий действие Постановления Правительства РФ N102 не распространяется на рассматриваемую закупку. Следовательно, ГБУЗ СО "СОКБ N1" правомерно не установило в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации условия об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N102.
В соответствии с п.11 ч.10 ст. 64 Закона о контрактный системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений об аукционе установлен заказчиком в п. 8.1 информационной карты аукционной документации. Таким образом, в действиях заказчика нарушений не выявлено.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, содержит наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с извещением и п. 10.1 информационной карты аукционной документации заказчиком установлено наименование объекта закупки - обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 13.2 информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать, в том числе действующую лицензию у участника закупки (исполнителя) или соисполнителя на работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии в соответствии с п.46 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Согласно ч. 2 аукционной документации заказчиком установлено, что в соответствии с описанием объекта закупки необходимо провести:
- проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом,
- подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям,
- индивидуальную настройку слухового аппарата,
- инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом,
- выдачу слухового аппарата Получателю.
Кроме того, п. 13.2 информационной карты аукционной документации также предусмотрена возможность оказания услуг самостоятельно и (или) с привлечением соисполнителя на работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии.
Также представителем заказчика было пояснено, что источником финансирования данной закупки являются целевые средства бюджета Свердловской области, выделенные ГБУЗ СО "СОКБ N1" на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами (включающего как поставку самого слухового аппарата, так и сопутствующие услуги по подбору слухового аппарата, его настройке, инструктажу и т.д.).
Таким образом, поскольку в аукционной документации не установлено требование о выполнении работ на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию лично и предусмотрена возможность привлечения соисполнителя довод заявителя относительно объединения в рамках одного лота поставки слуховых аппаратов и слухопротезирования и лицензируемых услуг не находит своего подтверждения.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактный системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактный системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Порядок начисления пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом установлен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В соответствии с п.7.5 проекта государственного контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
Таким образом, заказчиком в проекте муниципального контракта предусмотрено условие о порядке начислении пени за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом. В связи с вышеизложенным, довод заявителя об отсутствии в проекте государственного контракта условия о порядке начислении пени за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки закупки Комиссией Свердловского УФАС России было установлено следующее.
Описанием объекта закупки (часть 2 аукционной документации) установлено, что срок обеспечения инвалидов слуховыми аппаратами - по 31.12.2016г.
Однако п.12.5 проекта государственного контракта предусматривает, что настоящий контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 31 июля 2016 года, но, в любом случае, до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Представителем заказчика по данному обстоятельству было пояснено, что исполнение государственного контракта предусмотрено по 31.12.2016г., тогда как в п.12.5 проекта государственного контракта допущена техническая опечатка.
В связи с изложенным, в действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "СОКБ N1" выявлены нарушения ч.4 ст.64, ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медпром" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "СОКБ N1" выявлены нарушения ч.4 ст.64, ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице ГБУЗ СО "СОКБ N1" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 декабря 2015 г. N 1657-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2016