Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2016 г. N 44-211/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО Кронверкское (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 42-ЭП/16 от 11.01.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения МО Кронверкское в 2016 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.12.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300004415000029. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 981,30 рублей.
В жалобе ООО "Спецстрой" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении документации об аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В доводах жалобы Заявитель указывает на то, что сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе, установленные Заказчиком, ограничивают количество участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом, нормами данной статьи предусмотрено истечение срока в календарных, а не рабочих днях.
Извещение о проведении электронного аукциона было размещено 31.12.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 499 981,30 рублей. Таким образом, согласно нормам ст. 63 Закона о контрактной системе срок подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке должен составлять не менее 7 дней.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона сроком окончания подачи заявок является 11.01.2016 09:00, таким образом, срок подачи заявок превышает 7 дней, что не противоречит требованиям ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронного аукциона, в единой информационной системе и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе и на электронной площадке без взимания платы.
Таким образом, при проведении регламентных работ на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, информация о проведении закупки была доступна для ознакомления на сайте оператора электронной площадки www.sberbank-ast.ru.
Также в доводах жалобы Заявитель указывает, что потенциальные участники закупки не имели возможности подать заявку на участие в электронном аукционе, в связи с неисправностью функционала официального сайта.
Частью 2 ст. 24 Закона о контрактной системе установлены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно:
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион);
- запрос котировок;
- запрос предложений.
В рассматриваемой закупки способом определения подрядчика является электронный аукцион.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 4 ст. 59 Закона о контрактной системе в целях настоящего Федерального закона под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В рассматриваемом случае оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов".
В соответствии с ч. 8 ст. 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе заявка. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что функционал официального сайта не позволял потенциальным участникам подать заявку на участие в электронном аукционе. Однако из норм ст. 66 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в электронном аукционе подается участниками посредством функционала сайта оператора электронной площадки.
Каких-либо доказательств того, что в установленные Заказчиком сроки для подачи заявок на участие в электронном аукционе участники закупки не могли воспользоваться функционалом сайта электронной площадки www.sberbank-ast.ru для подачи завки, Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы являются несостоятельными, а жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки было установлено следующее.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание товаров, которые используются при выполнении работ установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара (материалов), или эквивалентности предлагаемого к поставке товара (материалов), товара(материалов), используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию.
Заказчиком установлены требования к товару по позиции 1 "Метла": "Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Длина метлы - не менее 270 и не более 310 мм. Показатель, значение которого не может изменяться: Вид метлы должен быть - плоский. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Ширина метлы - не менее 150 и не более 190 мм. Показатель, значение которого не может изменяться: Область применения должна быть - для уборки территории. Показатель, значение которого не может изменяться: Материал изготовления должен быть - полипропилен".
Вместе с тем данный товар относится к процессу организации выполнения работ, то есть решение об использовании тех или иных инструментов должно приниматься подрядчиком непосредственно на этапе исполнения работ. Требования к значениям конкретных показателей инструментов, которые используются при выполнении работ, могут ограничить количество участников закупки.
Аналогичные требования установлены Заказчиком к товарам "Грабли", "Газонокосилка", "Лопата" и др.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком, нарушают правило объективного характера описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 33, 59, 60, 63, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2016 г. N 44-211/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2016