Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 января 2016 г. N 44-330/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО N 75 (далее - Заказчик):
ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель): представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 1466/16 от 21.01.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территорий внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 в 2016 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.01.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300002916000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 37 481 383,11 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет определен Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 9 и 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения (заказчики, специализированные организации), ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В определении ВАС от 23 апреля 2014 г. N ВАС-4741/14 указано, что информация об аукционе должна быть размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания. Установление тех или иных технических ограничений к восприятию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятие такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказов.
Заявитель в жалобе указал на опубликование Заказчиком на официальном сайте документации о закупке в формате *pdf, не позволяющем производить копирование теста или фрагментов текста без изменения формы и содержания.
Комиссия УФАС установила, что документация о закупке, опубликованная на официальном сайте соответствует требованиям ч. 4 ст. 4, ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, а изменение формы текста документа при осуществлении копирование произвольных фрагментов текста не изменяет содержание текста.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно приложению N 3 Заказчиком установлены, в том числе следующие требования:
п. 15.1 "Смесь асфальтобетонная тип 1": Должна быть предназначена для устройства асфальтобетонных покрытий. (Таблица 1.1, стр. 120)
п. 106. "Смесь асфальтобетонная тип 1": Должна быть предназначена для устройства асфальтобетонных покрытий. (Таблица 1.1)
п. 133. 1 "Смесь асфальтобетонная тип 1": Должна быть предназначена для устройства асфальтобетонных покрытий. (Таблица 1.1)
п. 15.1 "Смесь асфальтобетонная тип 1": изготовление - должна представлять собой смесь минеральных материалов с битумом. Должна быть однородная. (Таблица 1.3, стр. 195)
п. 106.1 "Смесь асфальтобетонная тип 1": изготовление - должна представлять собой смесь минеральных материалов с битумом. Должна быть однородная. (Таблица 1.3)
п. 133.1 "Смесь асфальтобетонная тип 1": изготовление - должна представлять собой смесь минеральных материалов с битумом. Должна быть однородная. (Таблица 1.3)
п. 11.1 "Щебень тип 1": должен быть предназначен для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
п. 37.1 "Щебень тип 1": должен быть предназначен для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
п. 66.1 "Щебень тип 1": должен быть предназначен для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
п. 82.1 "Щебень тип 1": должен быть предназначен для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
п. 101.1 "Щебень тип 1": должен быть предназначен для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
п. 129.1 "Щебень тип 1": должен быть предназначен для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
п. 164.1 "Щебень тип 1": должен быть предназначен для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
п. 204.1 "Щебень тип 1": должен быть предназначен для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
п. 206.1 "Щебень тип 1": должен быть предназначен для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
п. 210.1 "Щебень тип 1": должен быть предназначен для устройства внутриквартальных щебеночных дорожек и площадок.
и т.д.
Таким образом, в документации о закупке Заказчиком по всем позициям Приложения N 3 к Техническому заданию установлены дублирующие требования. Установление подобных требований увеличивает объем документации о закупке (377 страниц) и аукционной заявки в несколько раз, а также приводит к усложнению процесса заполнения заявки, в том числе путем установления в документации о закупке одного или нескольких отличающихся требований по аналогичным товарам (например, как указано выше в одном пункте Приложения N 3 к Техническому заданию установлены требования, отличающиеся от остальных 9 дублирующих требований), что приводит к повышению вероятности допуска ошибки при заполнении первой части заявки на участие в аукционе.
Довод Заказчика об установлении в документации о закупке дублирующих требований с целью предоставления участникам закупки права выбора любого товара с требуемыми показателями признан Комиссией УФАС несостоятельным.
Кроме того, данные пояснения Заказчика позволяют установить Комиссии УФАС невозможность определения потребности Заказчика.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки, а также ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в части невозможности определения потребности Заказчика.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Таким образом, жалоба признана частично обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 4, 33, 64, 99, 106, 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 января 2016 г. N 44-330/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2016