Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 декабря 2015 г. N 2-57-12662/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.О. Кондратьевой,
при участии представителей МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3: Рябовой Е.Б., Василяускаса А.В., Копцева Б.П., а также ООО "Контрактный эксперт": Свиридова Д.В.,
рассмотрев жалобу жалобы ООО "Контрактный эксперт" (далее - Заявитель) на действия МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг управления эксплуатационным обслуживанием здания, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию здания и прилегающей территории (Закупка N 0173100001715000023) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях положений законодательства об осуществлении закупок, допущенные при формировании аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N11/ 53396 от 29.12.2015 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя, аукционная документация содержит требования к оформлению и форме заявки на участие в аукционе, что свидетельствует о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в Инструкции по заполнению и порядку оформления заявки на участие в аукционе содержится требование "в графе "Значение предлагаемое участником" показатель (числовое значение), указанный участником размещения заказа, должен быть указан точно с таким же количеством цифр после запятой как и в графе "Требуемое значение", если число указанно не точно, значение участника будет являться причиной для отклонения заявки".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода Заявителя и нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Приложение N 2 к техническому заданию аукционной документации, а именно, графы "Требуемый параметр", а также графа "Требуемое значение" составлены таким образом, что не позволяет точно определить требования к данным материалам и вводит в заблуждение участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Приложении N 2 аукционной документации установлены следующие требования, например:
- по товару "Вилка телефонная на кабель (RJ 11)" включен параметр "Предельный ток через контакт не должен быть" в графу "Требуемый параметр", а в графе "Требуемое значение", которая содержит минимальные и (или) максимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующее: "менее 2".
- по товару "Кабели для систем пожарной сигнализации с однопроволочными медными жилами, с изоляцией из огнестойкой кремнийорганическ ой резины, в оболочке из ПВХ пластиката, не распространяющий горение, с низким дымо - и газовыделением: размером 2х2х0,75 и 1х2х1,5" включен параметр "Электрическое сопротивление жилы постоянному току при температуре 20 °C, не более, Ом / км" в графу "Требуемый параметр", а в графе "Требуемое значение", которая содержит минимальные и (или) максимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующее: "50".
- по товару "Механизм выключателя одинарного" включен параметр "На ручках кистей не должно быть" в графу "Требуемый параметр", а в графе "Требуемое значение", которая содержит минимальные и (или) максимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующее: "более 5 сучков", также, включен параметр "Влажность деталей кистей и щеток из древесины не должна быть" в графу "Требуемый параметр", а в графе "Требуемое значение", которая содержит минимальные и (или) максимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующее: "более 16".
- по товару "Кисть" включен параметр "Электрическое сопротивление жилы постоянному току при температуре 20 °C, не более, Ом / км" в графу "Требуемый параметр", а в графе "Требуемое значение", которая содержит минимальные и (или) максимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующее: "50".
- по товару "Бочата оцинкованные" включен параметр "Масса без покрытия не должна быть" в графу "Требуемый параметр", а в графе "Требуемое значение", которая содержит минимальные и (или) максимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующее: "более 0.1".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
3. Согласно доводам Заявителя, требования в Приложении N 2 к техническому заданию аукционной документации вводят участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчик прописывает числа словами.
По мнению Заявителя, требования к товарам, в частности, "Реле универсальное" (номинальная нагрузка для AC1, ВА: допускается не более тысяча семисот пятидесяти), "Трубка ПВХ" (удельное объемное электрическое сопротивление, в условиях ГОСТ6433.1 - 71: 6(15 -35) 45 -75М (15 -35) 45 -75, Ом·см: не менее десяти в одиннадцатой степени), "Датчик температуры" (постоянная времени, сек: около одна цела и пять десятых секунды), "Ремень клиновой" (минимальный диаметр шкива, мм.: более шестидесяти двух или более восьмидесяти девяти), "Лампа натриевая высокого давления" (размеры, диаметр, мм.: может быть сорок семь или девяносто один), "Хомуты для скрепления проводов диаметром 25, 32,50 мм" (толщина листа: лист должен быть толщиной от ноль целых шести десятых до ноль целых восьми десятых миллиметра), вводят участников закупки в заблуждение и препятствуют корректному формированию заявки на участие в аукционе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем на Заседании Комиссии в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы и каким образом вышеуказанные требования влекут к ограничению количества участников закупки и не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления уставлено, что на участие в вышеуказанном аукционе было подано 3 заявки, при этом все заявки допущены Аукционной Комиссией Заказчика, что также не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода жалобы.
4. По мнению Заявителя, в Инструкции по заполнению и оформлению заявки на участие в аукционе отсутствуют правила чтения символа "|", слов "около", "приблизительно", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет подготовить заявку на участие в Аукционе, в частности, по товарам "Краска" (степень блеска: полуглянцевая|глянцевая), "Герметик санитарный" (время образования пленки, мин.: около девяти), "Лампа натриевая высокого давления" (цветовая температура, К: приблизительно две тысячи).
Согласно Инструкции по заполнению и оформлению заявки на участие в аукционе "символ "|", следует читать как все перечисленные значения, поскольку заказчику необходимы все перечисленные виды (типы) такого товара".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем на Заседании Комиссии в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы относительно правил чтения символа "|" и каким образом вышеуказанные требования влекут к ограничению количества участников закупки и не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость использования слов "около", "приблизительно" при описании объекта закупки. Таким образом, использование слов "около", "приблизительно" при описании объекта закупки может препятствовать корректному определению минимальных и максимальных значений показателей в нарушение п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
5. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В Приложении N 2 к техническому заданию аукционной документации установлены такие требования к товарам "Хомуты для скрепления проводов диаметром 25, 32,50 мм", в частности, (сталь: сталь, применяемая для изготовления хомутов должна представлять собой листовую или рулонную холоднокатаную сталь, оцинкованную горячим способом в агрегатах непрерывного цинкования, предназначенную для холодного профилирования или под окраску или для изготовления штампованных деталей (посуды, тары и других металлических изделий) или быть общего назначения; толщина листа: лист должен быть толщиной от ноль целых шести десятых до ноль целых восьми десятых миллиметра; отклонения по ширине: отклонения по ширине должны быть не более плюс десяти), "Хомут с прокладкой для крепления труб", в частности, (материал хомута: сталь оцинкованная; должен подходить для труб внешним диаметром: от 16 до 25 мм; материал хомута: должен быть выполнен из тонколистовой оцинкованной стали; гайка должна быть: шестигранная; класс точности гайки: В; болт должен быть: шестигранный; класс точности болта: В). Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики являются избыточными, поскольку не относятся к оказанию услуг управления эксплуатационным обслуживанием здания, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию здания и прилегающей территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами и стандартами установлены вышеуказанные требования к товарам "Хомуты для скрепления проводов диаметром 25, 32,50 мм", "Хомут с прокладкой для крепления труб", а также, затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных характеристик к товарам "Хомуты для скрепления проводов диаметром 25, 32,50 мм", "Хомут с прокладкой для крепления труб" в аукционной документации. Таким образом, требования к товарам "Хомуты для скрепления проводов диаметром 25, 32,50 мм", "Хомут с прокладкой для крепления труб" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
6. Согласно доводам Заявителя, в Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе отсутствует указание на нормативные документы, которым должны соответствовать товары в Приложении N 2 к техническому заданию аукционной документации, что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации указано "в случае наличия указаний в документации об аукционе ссылок на недействующие ГОСТы, ОСТы, ТУ, технические описания - требования, указанные в таких ГОСТах, ОСТах, ТУ, технических описаниях не применяются", "в случае, если ГОСТы и т.п. являются устаревшими, при заполнении заявки руководствоваться актуальными версиями со всеми действующими внесенными изменениями", "соблюдение Исполнителем требований Госстандарта России по системе менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011", "использование сертифицированных расходных материалов и химических средств при оказании услуг. Отечественная продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ", "При оказании санитарно-технических услуг в административном здании и на прилегающей территории Исполнитель должен соблюдать нормативно-технические требования действующих Правил, Наставлений, Строительных норм, Стандартов, Санитарных норм и правил, в том числе: национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия", "в случае, если указанные ГОСТы, СниПы, СанПиНы и другие нормативно-правовые акты являются устаревшими, отмененными, недействующими при исполнении Контракта руководствоваться актуальными версиями со всеми действующими внесенными изменениями".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем на Заседании Комиссии в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы и каким образом вышеуказанные требования влекут к ограничению количества участников закупки и не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления уставлено, что на участие в вышеуказанном аукционе было подано 3 заявки, при этом все заявки допущены Аукционной Комиссией Заказчика, что также не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода жалобы.
7. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в техническом задании аукционной документации требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей.
В техническом задании аукционной документации Заказчиком установлены требования к следующим товарам, в частности, "Валик малярный", "Кисть", "Скотч", "Флюсы паяльные", "Колодка удлинителя".
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в нарушение положений ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, аукционная документация Заказчика содержит неправомерные требования к участникам закупки, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а именно, Техническим заданием предусмотрены максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, оборудования, используемого при оказании услуг, так, например, "Валик малярный", "Кисть", "Колодка удлинителя".
8. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок в части ограничения количества участников закупок, а именно, по мнению Заявителя, в аукционной документации не установлены объёмы используемых при оказании услуг товаров.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 5 "Сведения о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом Контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом Контракта" раздела 1 Информационной карты аукционной документации установлено "в соответствии с ТЕХНИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ (Раздел 3 настоящей документации об аукционе) и ПРОЕКТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА (Раздел 5 настоящей документации об аукционе)", однако, в разделе 3 аукционной документации отсутствуют указания на количество товаров, указанных в Приложении N 2 к техническому заданию аукционной документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в какой части аукционной документации установлено количество товаров, а также в каком объеме используются товары, требования к которым предъявляются в Приложении N 2 к техническому заданию аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалобы, и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контрактный эксперт" на действия МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при оказании услуг, установления неправомерных требований к оформлению и форме заявки на участие в аукционе, а также отсутствия сведений об объеме (количестве) товаров, требования к которым предъявляются в Приложении N 2 к техническому заданию аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2,3 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 64, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.О. Кондратьева
Е.А. Дейнега
Кондратьева А. О. (495) 784 75 05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 декабря 2015 г. N 2-57-12662/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2016