Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 декабря 2015 г. N 2-57-11533/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А.Логиновой,
Членов комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 79 ДЗМ": Васильева Д.Н.,
ООО "АГАТ": Наумец С.Б.,
рассмотрев жалобу ООО "АГАТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 79 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования в 2016 году (Закупка N 0373200027415000398) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.12.2015 NМГ/49800 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.3 ст.33 Закона о контарктной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к товарам по п. "Пускорегулирующий аппарат (стартер)", п. "Шкурка шлифовальная на бумажной основе".
Такие товары как "Электроды, Трубы электротехнические гофрированные, Кислород технический, Пропан - бутан технический, Олифа, Ацетилен технический, Краски масляные жидкотертые для наружных и внутренних работ, Ветошь, Припой, Шкурка шлифовальная на бумажной основе, Прорезиненная изоляционная лента для промышленного применения, Спирт этиловый, Клипса для гофрированной трубы , Олово , Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем , Растворитель, Солидол жировой, Винты самонарезающие, Проволока, Смеси сухие штукатурные цементно-известково-песчаные, Шпатлевка, Мастика, Эмаль ПФ-115, Паста меловая, Цемент, Пакля пропитанная, ПРОКАТ СТАЛЬНОЙ КРУГЛЫЙ, тип 1, ПРОКАТ СТАЛЬНОЙ КРУГЛЫЙ, тип 2, ПРОКАТ СТАЛЬНОЙ КВАДРАТНЫЙ, Шнур асбестовый общего назначения, тип 1, Шнур асбестовый общего назначения, тип 2, Электроды, кислород технический, пропан - бутан технический, Ацетилен технический, Проволока", содержится указание на которые как не используемые при выполнении работ в жалобе Заявителя, по мнению Комиссии Управления установлены в соответствии с предметом закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования в 2016 году.
Однако, Заказчиком установлены требования к характеристикам данных товаров, в частности п. "Электроды" (Форма зачистки покрытия со стороны контактного торца электрода конусная, округлая или переходная между конусной и округлой), п. "Шкурка шлифовальная на бумажной основе" (Режущая способность шкурки не менее 0,060. Бумага-основа может быть следующих марок: Бумага-основа может быть следующих марок: Б-140; Б-200; Б-220; Б-240; БВ-260), п. "Ацетилен технический" (объёмная доля воздуха и других газов, малорастворимых в воде не более 1,4. Окраска и маркировка ацетиленовый баллон должен окрашиваться в белый цвет и должен маркироваться), п. "Проволока" (Точность прокатки Б - повышенной точности; В - обычной точности. Вид химических добавок в виде водных растворов или водных суспензий), п. "Пропан-бутан технический" (Давление насыщенных паров при +45 °С Более 1,5 МПа. Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, в том числе сероводорода Не более 0,013 %), п. "Кислород технический" (Температура превращения в бледно- голубую жидкость Не выше минус 183 °C. Внешний вид Должен быть бесцветный газ без вкуса и запаха).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к характеристикам вышеуказанных товаров, конкретные показатели которых необходимо предоставить участникам закупки в составе первых частей заявок, являются избыточными и установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку также могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, об обоснованности данного довода жалобы.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку:
1) в п. 4 "Кислород технический" Заказчиком установлены требования: "Плотность при 0 0С и давлении 760 мм рт. Ст менее 1,50 кг/м3; Температура превращения в бледно - голубую жидкость Не выше минус 183 оС", при этом технические требования к кислороду установлены в ГОСТ 5583-78 "Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия", положениями которого не предусмотрены такие параметры как плотность и температура превращения.
2) в п. 5 "Пропан - бутан технический" Заказчиком установлены требования "Объемная доля жидкого остатка при 20 °C не более 1,6 %. Давление насыщенных паров, избыточное при температуре плюс 45 °C не более 1,6 МПа", при этом ГОСТ 20448-90 "Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия" не регламентирует параметры "объемная доля жидкого остатка; Давление насыщенных паров при 45 оС". Кроме того, согласно доводам Заявителя Заказчик установил повторяющиеся параметры для данного товара: "Давление насыщенных паров при + 45 оС; Давление насыщенных паров при 45 оС; Давление насыщенных паров, избыточное при температуре плюс 45 оС".
3) в п. 7 "Ацетилен технический" при описании характеристик ацетилена Заказчиком установлены избыточные требования к окраске и маркировке ацетиленового баллона: "Окраска и маркировка ацетиленовый баллон должен окрашиваться в белый цвет и должен маркироваться надписью красного цвета "Ацетилен"".
4) в п. 18 "Олово" Заказчик установил избыточные требования для данного товара: "Содержание в олове железа, массовая доля; Содержание в олове серы, массовая доля; Содержание в олове мышьяка, массовая доля; Содержание в олове кобальта, массовая доля; Содержание в олове свинца, массовая доля; Содержание в олове сурьмы, массовая доля; Содержание в олове меди, массовая доля", причем значения Заказчик установил для одного и того же параметра различные требования, в одном случае "Содержание в олове железа, массовая доля не менее 1*10-5 %", в другом случае "Содержание в олове железа, массовая доля 0,01 %".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что значения вышеуказанных характеристик указаны в сертификатах и паспортах на данные товары, что по его мнению, позволяет участникам закупки сформировать предложение на участие в Аукционе.
Однако, в силу ч.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, участнику закупки не предоставляется возможным предоставить в составе первой части заявки конкретные показатели вышеуказанных характеристик, поскольку значения их содержатся в товаросопроводительных документах.
Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку в п. 8 "Краски масляные жидкотертые для наружных и внутренних работ" Заказчиком установлены требования: "Краски цветные Должна быть марка МА-25; МА-15; Укрывистость невысушенной пленки краски (цвета: зелёный, синий, светло - серый, коричневый, бежевый) не более 165 г/м2; Твердость пленки, условные единицы, по маятниковому прибору типа М-3 или типа ТМЛ (маятник Б) не менее 0,05; Условная светостойкость пленки не менее 2 или не определяют ч", однако, согласно п. 2.4 ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" по физико - механическим показателям готовые к применению масляные краски должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2: "Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более для красок цветных типа М-3: зеленой МА-15 80, МА-25 80; синей МА-15 -, МА-25 100; светло-серой МА-15 -, МА-25 165, коричневой МА-15 65, 100; бежевой МА-15 85, МА-25 130. Твердость пленки, условные единицы,не менее, по маятниковому прибору: для МА-15 0,13; МА-25 - 0,10; типа ТМЛ (маятник Б) для МА-15 0,05, для МА-25 0,05. Условная светостойкость пленки, ч,не менее для МА-15 2, для МА-25 2".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы в части установления неправомерных требований к товару п. 8 "Краски масляные жидкотертые для наружных и внутренних работ", а также в чем именно выразилось противоречие установленых вышеуказанных требований положениям ГОСТ 10503-71.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "АГАТ" на действия ГБУЗ "ГКБ N 79 ДЗМ" обоснованной в части отсутствия сведений об объеме используемых при оказании услуг товаров, а также в части установления избыточных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии М.В. Ермакова
З.У. Несиев
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 декабря 2015 г. N 2-57-11533/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2016