Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 января 2016 г. N 2-57-274/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 57 ДЗМ": Сенина В.С., Носиковой И.Ю.,
ООО "Консалтинговая компания Бриз": Попова С.П.,
рассмотрев жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 57 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха в ГБУЗ "ГКБ N 57" в 2016 году (Закупка N 0373200010815000330) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/1069 от 18.01.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком нарушены нормы Закона о контрактной системе при установлении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, , в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно . Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными к постановлению.
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению при выполнении работ строительных, включенных в (кроме ) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с Приложением N1 к Поставновлению ""<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N 0373200010815000330 объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха в ГБУЗ "ГКБ N 57".
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке Заказчиком установлены вышеуказанные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения вышеуказанных строительных работ, при этом не указаны группы работ строительных.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалобы и нарушении Заказчиком ч.4 и ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, требования установлены Заказчиком в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства об осуществлении закупок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1) Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации по п. "Масло для вентиляционных фильтров" установлено требование: "Плотность при 20 оС должна быть не более 910 кг/м3; Стабильность против окисления: приращение кислотного масла окисленного масла, на 1 г масла должна быть не более 0,40 мг КОН; Кинематическая вязкость при 40 оС 6-110 мм2/с; Приращение смол должна быть Цвет на колориметре ЦНТ должно быть не более 4,5 единицы ЦНТ; Кислотное число на 1 г масла должно быть не более 0,05 мг КОН; Температура вспышки, определяемая в открытом тигле не ниже 165 оС; Марка масла И-5А, И-8А, И-12А, И-20А, И-30А, И-40А, И-50А". При этом согласно доводам жалобы, вышеуказанные требования противоречат п. 1.3.1 ГОСТ 20799-88 "Масла индустриальные. Технические условия", согласно которому "Кинематическая вязкость при 40 оС 6-110 мм2/с для И-5А - 6-8, И-8A - 9-11, И-12А - 13-17, И-12А1 - 13-17, И-20А - 29-35, И-30А - 41-51, И-40А - 61-75, И-50А - 90-110. Кислотное число мг KОН на 1 г масла, не более для И-5А - 0,02, И-8A - 0,02, И-12А - 0,02, И-12А1 - 0,02, И-20А - 0,03, И-30А - 0,05, И-40А - 0,05, И-50А - 0,05. Зольность, %, не более И-5А - 0,005, И-8A - 0,005, И-12А - 0,005, И-12А1 - 0,005, И-20А - 0,005, И-30А - 0,005, И-40А - 0,005, И-50А - 0,005. Массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей, %, не более И-5А - 1,0, И-8A - 1,0, И-12А - 1,0, И-12А1 - 1,0, И-20А - 1,0, И-30А - 1,0, И-40А - 1,1, И-50А - 1,1. Содержание механических примесей - отсутствие. Содержание воды - следы. Плотность при 20 оС, кг/м3 не более И-5А - 870, И-8A - 880, И-12А - 880, И-12А1 - 880, И-20А - 890, И-30А - 890, И-40А - 900, И-50А - 910. Температура застывания °С, не выше И-5А - -18, И-8A - -15, И-12А - -15, И-12А1 - -30, И-20А - -15, И-30А - -15, И-40А - -15, И-50А - -15. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более И-5А - 1,0, И-8A - 1,5, И-12А - 1,5, И-12А1 - 2,5, И-20А - 2,0, И-30А - 2,5, И-40А - 3,0, И-50А - 4,5. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже И-5А - 140, И-8A - 150, И-12А - 170, И-12А1 - 165, И-20А - 200, И-30А - 210, И-40А - 220, И-50А - 225. Стабильность против окисления: приращение кислотного числа окисленного масла, мг KОН на 1 г масла, не более И-5А - 0,20, И-8A - 0,20, И-12А - 0,20, И-12А1 - 0,20, И-20А - 0,30, И-30А - 0,40, И-40А - 0,40, И-50А - 0,40; приращение смол, %, не более И-5А - 1,5, И-8A - 1,5, И-12А - 1,5, И-12А1 - 1,5, И-20А - 2,0, И-30А - 3,0, И-40А - 3,0, И-50А - 3,0".
2) по п. "Ацетилен технический" Заказчик установил следующие требования : "Марка А, Б; Сорт Первый, Второй; Объемная доля ацетилена должен быть 99,5 %, Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов должно быть не менее 0,5 %; Массовая концентрация водяных паров должна быть не более 0,763 г/м3", что по мнению Заявителя противоречит п. 1.1 ГОСТ 5457-75 "АЦЕТИЛЕН РАСТВОРЕННЫЙ И ГАЗООБРАЗНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ. Технические условия", согласно которому "Объемная доля ацетилена, %, не менее для марки А ОКП 2411220100 - 99,5, марки Б первого сорта ОКП 2411220230 - 99,1, второго сорта ОКП 2411220240 - 98,8, газообразного ОКП 2411220800 98,5. Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов, %, не более марки А ОКП 2411220100 - 0,5, марки Б первого сорта ОКП 2411220230 - 0,8, второго сорта ОКП 2411220240 - 1,0, газообразного ОКП 2411220800 - 1,4. Объемная доля фосфористого водорода, %, не более марки А ОКП 2411220100 - 0,005, марки Б первого сорта ОКП 2411220230 - 0,02, второго сорта ОКП 2411220240 - 0,05, газообразного ОКП 2411220800 - 0,08. Объемная доля сероводорода, %, не более марки А ОКП 2411220100 - 0,002, марки Б первого сорта ОКП 2411220230 - 0,005, второго сорта ОКП 2411220240 - 0,05, газообразного ОКП 2411220800 - 0,05. Массовая концентрация водяных паров при температуре 20°С и давлении 101, 3 кПа (760 мм рт.ст.), г/м, не более марки А ОКП 2411220100 - 0,4, марки Б первого сорта ОКП 2411220230 - 0,5, второго сорта ОКП 2411220240 - 0,6, газообразного ОКП 2411220800 Не нормируется, что соответствует температуре насыщения, °С, не выше для марки А ОКП 2411220100 - Минус 26, марки Б первого сорта ОКП 2411220230 - Минус 24, второго сорта ОКП 2411220240 - Минус 22".
3) по п. "Солидол жировой" Заказчик установил требование: "Массовая доля воды не должна быть менее 2,5 %", при этом согласно доводам жалобы вышеуказанное требование противоречит п. 1.4 ГОСТ 1033-79 "СМАЗКА СОЛИДОЛ ЖИРОВОЙ. Технические условия", согласно которому "Массовая доля воды, %, не более 2,5".
4) по п. "Смазка" Заказчик установил требование: "Содержание свободной щелочи, в пересчете на NaOH должна быть менее 0,2%", однако, согласно п. 1.3 ГОСТ 6267-74 "СМАЗКА ЦИАТИМ-201. Технические условия" "Содержание свободной щелочи, в пересчете на NaOH, %, не более 0,1".
5) по п. "Краски масляные для внутренних работ" Заказчиком установлены следующие требования: "Предельно допустимые концентрации уайт- спирита в воздухе рабочей зоны производственны х помещений 300 мг/м3. Класс опасности для данных веществ должен быть не выше 4. Температура вспышки 23 но 61°С", вместе с тем согласно доводам Заявителя в таблице 3 ГОСТ 4028-63 "КРАСКИ МАСЛЯНЫЕ, ГОТОВЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ", требованиям которого должен соответствовать указанный товар, указаны конкретные значения предельно-допустимой концентрации, класса опасности (без использования знаков
,
), более того, температура вспышки уайт-спирита составляет ровно 33,°С, а заказчику требуется диапазон значений " 23 но 61°С", что противоречит ГОСТ.
6) в п. "Фланцы стальные плоские приварные с соединительным выступом", Заказчиком установлены следующие требования: "Диаметр должен быть 100 мм", однако в ГОСТ 12820-80 "Фланцы стальные плоские приварные на Ру от 0,1 до 2,5 МПа (от 1 до 25 кгс/кв.см). Конструкция и размеры", требованиям которого должен отвечать товар отсутствует такой параметр, как "диаметр".
7) в п. "Гвозди строительные", Заказчиком установлены следующие требования: "Диаметр стержня от 1,8 до 5,0 мм. Наименьший диаметр головки должен быть от 7 мм.", по мнению Заявителя данное требование противоречит таблице 2 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", поскольку Заказчиком установлены требования к размерам гвоздей таким образом, что невозможно определить потребность заказчика и указать достоверные сведения о товаре. Заказчику требуется условный диаметр стрержня от 1,8 до 5 мм, при этом наименьший диаметр головки гвоздя должен быть от 7 мм. таким образом, предложенные к выбору участника диаметры стержня 1.8, 2.0, 2.5, 3.0 заранее не могут быть выбраны, так как не подходят по требуемому размеру головки.
8) в п. "Гвозди строительные" Заказчиком установлены следующие требования: "Диаметр стержня от 0,8 до 1,2 мм. Длина гвоздя не менее 16 мм", при этом согласно таблице 1 ГОСТ 4028-63. Гвозди строительные. Конструкция и размеры" "Диаметр стержня 0,8; 1,0; 1,2", вместе с тем согласно доводам Заявителя в Приложении 3 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "конкретное значение показателя, включающее нижнюю границу значения и менее верхней границы значения (словосочетания: "от _ до _",_). Согласно требованию инструкции участник должен выбрать диаметр стержня 0,8 мм и 1,0 мм (менее верхней границы). Но так как длина гвоздя должна быть не менее 16 мм, диаметр стержня 0,8 мм не подходит. Заказчик установил в документации более широкие диапазоны значений, однако, достоверные значения участник может предложить только из более узкого диапазона.
9) в п. "Гвозди строительные" Заказчиком установлены следующие требования: "Диаметр стержня от 0,8 до 1,4 мм. Длина гвоздя болеее 16 мм", при этом согласно таблице 1 ГОСТ 4028-63. Гвозди строительные. Конструкция и размеры" "Диаметр стержня 0,8; 1,0; 1,2; 1,4", вместе с тем согласно доводам жалобы в Приложении 3 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "конкретное значение показателя, включающее нижнюю границу значения и менее верхней границы значения (словосочетания: "от _ до _",_). Согласно требованию инструкции участник может выбрать диаметр стержня 0,8 мм, 1,0 мм, 1,2 мм (менее верхней границы). Но так как длина гвоздя должна быть более 16 мм, диаметры стержня 0,8 , 1,0 мм не подходят. Заказчик установил в документации более широкие диапазоны значений, однако, достоверные значения участник может предложить только из более узкого диапазона.
10) в п. "Краски масляные" Заказчиком установлены следующие требования: "Марка в зависимости от типа пленкообразующего вещества МА-015 или МА-025. Массовая доля летучих веществ не более 11,5%. Укрывистость невысушенной пленки краски не должна быть более 200 г/м2. Цвет светло-бежевый", что по мнению заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с таблицей 2 ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар указаны нормы физико-химических показателей краски, массовая доля летучих веществ для краски светло-бежевой марки МА-015 составляет не более 7%, а для марки МА-025 не более 6% (заказчик установил требование не более 11,5%).- укрывистость невысушенной пленки для краски светло-бежевой МА-015 и МА-025 составляет не более 160 г/м2 (заказчик установил требование не более 200 г/м2), Заказчик установил в документации более широкие диапазоны значений, позволяя тем самы указать участнику заведомо ложные значения.
11) в п. "Болты с гайками и шайбами в комплекте", Заказчиком установлены следующие требования: "Номинальный диаметр резьбы должен быть от 8 мм. Диаметр стержня должен быть от 8 мм. Размер "под ключ" должен быть до 30 мм. Высота головки k не более 6 мм. Высота головки k1 не более 12,5 мм. dw не менее 12,5 мм. Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне и длина резьбы не более 94 мм. Диаметр описанной окружности е, не менее 13,1 мм", что по мнению заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с таблицей 1 ГОСТ 7796-70 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", требованиям которого должен соответствовать указанный товар, указаны размеры болтов, при этом Заказчиком установлены требования к размерам болтов таким образом, что невозможно определить потребность заказчика и указать достоверные сведения, поскольку номинальный диаметр резьбы и диаметр стержня участник может выбрать от 8 мм и далее (до 48 мм), а размер по "ключ" ограничен 30 мм (то есть номинальный диаметр резьбы подходит только до 22 мм). Более того, высота головки k должна быть не более 6 мм, что подходит только для диаметра резьбы 8 и 10 мм, а высота головки k1 должна быть не более 12,5 мм, что подходит для диаметров резьбы 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 мм.
12) Согласно доводам Заявителя при описании характеристик товара "Болты с гайками и шайбами в комплекте" Заказчиком установлены нестандартные требования к товару: "Гайка должна быть латунная шестигранная и класс точности должен быть в; Средний диаметр резьбы". Технические требования к болтам с гайками и шайбами в комплекте установлены в ГОСТ 15523 - 70 "ГАЙКИ ШЕСТИГРАННЫЕ ВЫСОКИЕ КЛАССА ТОЧНОСТИ В. Конструкция и размеры Технические условия", ГОСТ Р 52643-2006 "БОЛТЫ И ГАЙКИ ВЫСОКОПРОЧНЫЕ И ШАЙБЫ ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ. Общие технические условия", ГОСТ Р 52645-2006 "ГАЙКИ ВЫСОКОПРОЧНЫЕ ШЕСТИГРАННЫЕ С УВЕЛИЧЕННЫМ РАЗМЕРОМ ПОД КЛЮЧ ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ. Технические условия. Указанными стандартами не предусмотрен такой параметр как "Средний диаметр резьбы".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы, а также пояснил, что при рассмотрении первых частей заявок Заказчиком не учитывались данные пункты Приложения N3 к Техническому заданию Аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации к данным товарам составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п.1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" на действия ГБУЗ "ГКБ N 57 ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 и ч. 5 ст.31, п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 января 2016 г. N 2-57-274/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2016