Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 января 2016 г. N 2-57-349/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехов Д.А.,
при участии представителей ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы": Паниной А.А., Потатурко Т.Е.,
при участии представителя ООО "Гринлайф": Селедцова А.Ю.,
рассмотрев жалобы ООО "Гринлайф" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем кондиционирования в помещениях Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (Закупки NN0373200597215000282, 0373200597215000283, 0373200597215000284, 0373200597215000285, 0373200597215000286, 0373200597215000300) (далее - Аукционы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционных документаций, не соответствующих требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.01.2016 NМГ/1293 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком в аукционных документациях установлены неправомерные требования к участникам закупок, а также установлены завышенные требования к оказываемым услугам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В своих жалобах Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в пп. 8,9 п. 14 технических заданий аукционных документаций следующих требований: "Иметь сервисный центр (производственную базу) (в собственности или по договору), позволяющие выполнить весь объем работ по Договору. Исполнитель должен располагать собственной сервисной службой (или по договору) с аттестованным персоналом (не менее 10 сервисных бригад по 2 человека). Каждая сервисная бригада исполнителя должна быть оснащена всем необходимым инструментом для оказания услуг по абонентскому обслуживанию, а также автомобилем (собственным или арендованным) для оперативного реагирования по заявкам Заказчика", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования, в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, установлены Заказчиком к участникам закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования п. 14 "Требования к Исполнителю" технических заданий установлены к исполнителям государственных контрактов, а не к участникам закупок, а также пояснил, что данное требование установлено Заказчиком для обеспечения надлежащего и своевременного исполнения исполнителями обязанностей, предусмотренных государственными контрактами.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в п. 6 технических заданий аукционных документаций следующего требования к оказываемых услугам: "В случае аварий организовать прибытие сотрудников Исполнителя на объект Заказчика в течение 60 минут с момента вызова для оперативного устранения причин и ликвидаций последствий аварий", поскольку, по мнению Заявителя, данное требование является завышенным.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика что данное требование установлено Заказчиком для обеспечения надлежащего и своевременного исполнения исполнителем обязанностей, предусмотренных государственными контрактами.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы в части неправомерного установления Заказчиком вышеуказанных требований, в частности, свидетельствующих об установлении Заказчиком неисполнимых требований к сроку реагирования исполнителей государственных контрактов на заявки Заказчика, а также свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупок при установлении вышеуказанного требования.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в проектах государственных контрактов включены неправомерные требования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии Управления, что Заказчиком в п. 4.3 проектов государственных контрактов срок и порядок приёмки Заказчиком оказываемых услуг установлен следующим образом: "Не позднее ___ (___) дней после получения от Подрядчика (Исполнителя) документов, указанных в п. 4.2 Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ (оказанных услуг) по настоящему Контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет заказным письмом с уведомлением, либо отдает нарочно Подрядчику (Исполнителю) подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки работ (услуг) либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов выполненных работ (оказанных услуг), или мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ (оказанных услуг), или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения",
В своих жалобах Заявитель указывает на неправомерное неустановление в п. 4.3 проектов государственных контрактов срока приемки оказываемых услуг, а также неправомерное неустановление порядка приёмки Заказчиком количества и комплектности оказываемых услуг.
На основании ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе системы лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системы. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Представитель Заказчика пояснил, что срок приемки Заказчиком результатов оказанных услуг определен в п. 16 технических заданий следующим образом: "Заказчик рассматривает предоставленный Акт сдачи-приемки оказанных услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней и подписывает его, или направляет обоснованный отказ в подписании".
Кроме того, закупки NN0373200597215000282, 0373200597215000283, 0373200597215000284, 0373200597215000285, 0373200597215000286, 0373200597215000300 проводятся на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем кондиционирования, при этом техническими заданиями аукционных документаций не предусмотрено требование о поставке во время действия государственных контрактов товаров, при этом, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом Заказчику возможно при приемке оказываемых услуг провести проверку количества и комплектности услуг.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в п. 4.8 проектов государственных контрактов следующего положения: "По пунктам 4.2 - 4.6 настоящей статьи под Заказчиком понимается подведомственная Заказчику организация уполномоченная на основании его Распоряжения осуществлять промежуточную приемку выполненных работ (оказанных услуг)", поскольку, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе не предусмотрено делегирование обязательств Заказчика по приёмке оказываемых услуг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что приёмка оказываемых услуг будет осуществляться не непосредственно Заказчиком, а конкретными структурными подразделениями, на территории которых будут оказываться услуги, на основании предоставленных полномочий.
Вместе с тем, в составе жалоб Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы в части неправомерности установления Заказчиком в аукционных документациях указанного требования, а также свидетельствующих о том, что указанное положение проектов государственных контрактов может повлечь ограничение количества участников закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы жалоб Заявителя не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Кроме того, в своих жалобах Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в проектах государственных контрактов следующих неправомерных положений:
- в п. 12.1 проектов государственных контрактов указано "Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами, но не раннее 01.02.2016 г., и действует до 31.12.2016 г., а в части неисполненных обязательств по Договору до полного их исполнения и подлежит регистрации в ЕАИСТ в течение 3-х дней с даты его подписания", при этом в 12.2 проектов государственных контрактов указано следующее положение "Истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств по Контракту (за исключением предусмотренных контрактом гарантийных обязательств и обязательств заказчика по оплате товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) в течение срока действия контракта";
- в п. 15.3 проектов государственных контрактов Заказчиком установлено требование "В случае, если Исполнитель (поставщик, подрядчик) отказывается от согласования новых условий Контракта при наступлении обстоятельств, указанных в п.__ настоящей статьи настоящего Контракта, Заказчик вправе расторгнуть Контракт в одностороннем порядке", при этом в аукционных документациях отсутствует указание на положение государственных контрактов в котором указано данное положение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что проекты государственных контрактов, размещенные в составе аукционных документаций являются проектами государственных контрактов, размещенных в библиотеке государственных контрактов Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы, при этом, положения п. 12.2 и 15.3 контрактов не подлежат редактированию Заказчиком при формировании Заказчиком аукционной документации, и, которые, согласно пояснениям Заказчика, корректируются при направлении проекта государственного контракта победителю электронного аукциона.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение Заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалоб Заявителя и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком при формировании аукционных документаций неправомерно установлено требование к характеристике "Твердость по Виккерсу" товара "Болты с шестигранной головкой".
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 11 Приложения к техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование к товару "Болты с шестигранной головкой (входят в крепежный комплект 1) ГОСТ Р ИСО 4014-2013 (для крупного шага резьбы), ГОСТ Р ИСО 898-1-2011, ГОСТ Р ИСО 8765-2013 (для мелкого шага резьбы)": "Твердость по Виккерсу: не < 160 HV", при этом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержит, в частности, следующее положение: "Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения", "Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему", что свидетельствует о том, что требования аукционной документации составлены таким образом, что участникам закупки при формировании заявки на участие в закупке необходимо указать конкретное значение данного показателя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик без проведения лабораторных исследований, затруднился пояснить каким образом установление в аукционных документациях требований к вышеуказанной характеристике позволяет Заказчику обеспечить надлежащее исполнение исполнителями государственных контрактов обязательств по данным контрактам, в частности, каким образом требование к твердости болтов обеспечивают соответствие используемых материалов потребностям Заказчика при проведении закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем кондиционирования, а также затруднился пояснить необходимость установления в аукционных документациях вышеуказанного требования к товару.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика к товару п. "Болты с шестигранной головкой" приложений к аукционным документациям, содержащего требования к характеристикам применяемых материалов составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Гринлайф" на действия ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" обоснованными в части установления неправомерного установления требования к характеристике "Твердость по Виккерсу" товара "Болты с шестигранной головкой", а также установления неправомерных положений в п. 12.2, 15.3 проектов государственных контрактов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы ООО "Бизнеспрофи" от 21.01.2016 N2-57-262/77-16.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: З.У. Несиев
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 января 2016 г. N 2-57-349/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2016