Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 декабря 2015 г. N 2-57-12382/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Члена комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
при участии представителей:
ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России: Румянцева С.А., Илькина И.К.,
в отсутствии представителей ООО "Арсенал Сервис", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/52260 от 22.12.2015,
рассмотрев жалобу ООО "Арсенал Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, внутреннего противопожарного водопровода и дымоудаления в зданиях и сооружениях Клинического центра ГБОУ ВПО Первого МГМУ им. Сеченова И. М. Минздрава России в 2016 году (Закупка N 0373100084815000865) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/52260 от 22.12.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, являются избыточными и противоречат положениям соответствующих стандартов.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку:
1) в Техническом задание Аукционной документации установлено требование: "Все применяемые материалы и оборудование должны соответствовать требованиям стандартов, норм, технических условий ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (с Изменениями N 1, 2)". Согласно доводам жалобы, Заказчик устанавливает в документации требования о соответствии поставляемых товаров ГОСТ 12.1.007-76, который в свою очередь регламентируют производство, качество таких материалов, которые не являются предметом закупки, что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование установлено о соответствии товара ГОСТ 12.1.007-76, поскольку при выполнении работ используется эмаль, которая относится к вредным веществам и должна соответствовать данному ГОСТ.
2) в Техническом задание Аукционной документации указан список ГОСТ, указанные в Техническом задании, содержит в себе следующий ГОСТ: "ГОСТ Р 52643-2006 Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия", соответствие которому установлено в Аукционной документации, что по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно Приказа от 7 апреля 2014 г. N 314-ст ГОСТ Р 52643-2006 утратил силу с 1 июля 2015 г. в связи с введением в действие с 1 июля 2015 года для ГОСТ 32484.1-2013 (EN 14399-1:2005) "Болтокомплекты высокопрочные для предварительного натяжения конструкционные. Общие требования".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно Техническому заданию Аукционной документации: "Все используемые при выполнении работ товары должны быть экологически безопасными, качественными, соответствовать требованиям ГОСТ для данных видов товаров. Качество поставляемых для выполняемых работ товаров должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, ГОСТов, в том числе, указанным в Приложении N1 к техническому заданию - "Требования к техническим (качественным) характеристикам запасных частей (расходных материалов)".
3) в п. 8, 12, 15 Приложения N 1 к Техническому заданию установлено требование: "Класс защиты выше 01", вместе с тем по мнению Заявителя, ГОСТ 12.2.007.0-75 устанавливает следующие классы защиты, а именно: "п. 2.1. Устанавливаются пять классов защиты: 0; 0I; I; II; III", значения указанные Заказчиком в Техническом задании не соответствуют классам нормативного документа на который ссылается Заказчик.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 12.2.007.0-75 "ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности (с Изменениями N 1, 2, 3, 4) устанавливается классификация изделий по способам электрозащиты. По способам защиты изделия делят на 5 классов (0; 0I; I; II; III). Классы прописаны с использованием римской системы исчесления. Заказчик при формировании требований использовал арабскую систему исчисления. Кроме того, согласно сведениям от производителя "Рубеж" извещатель пожарный класс защиты - 3 класс.
4) Техническое задание содержит в себе "Инструкцию по описанию товаров", согласно данной инструкции, Заказчик устанавливает: "Символ "/", соответствует смысловому значению предлога "и". Символ "/", разделяющий требуемые параметры, а также разделяющий требуемые значения следует читать как "и", он означает, что в заявке на участие в аукционе должны быть предложены одновременно все перечисленные через "/", требуемые значения по всем перечисленным через "/", требуемым параметрам". По мнению Заявителя вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку Техническое задание содержит следующие описание с использованием данного символа: - п. "Ацетон" (Сорт: 1/2).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установил требования о необходимости использования при выполнении работ ацетона двух сортов, при этом Заявителем не указано в жалобе каким образом данные требования вводят в заблуждения участников закупки, а также, как пояснил Заказчик, участниками закупки не направлялись запросы о разъяснении положений Аукционной документации относительно данного пункта Приложения N1 к Техническому заданию.
5) Согласно доводам жалобы Техническое задание Аукционной документации содержит в себе ряд позиций в которых Заказчик указывает показатели с использованием многоточия ("..."), например: - п. "Устройство коммутационное" (Рабочее напряжение обмотки реле должно быть 10.0...13.8 В); - п. "Извещатель пожарный тепловой" (при температуре окружающей среды (54_70) °С и более); - п. "Источник бесперебойного питания" (Выходное напряжение должно быть, В: при питании от сети 26_27, при питании от АКБ 19_27). При этом, по мнению Заявителя инструкция не раскрывает значения данного символа "..." без сопровождения такими словами как "диапазон" или "в диапазоне", требования установленные таким образом, что могут вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что правило чтения данного символа не установлено в Инструкции по заполнению заявки, при этом согласно инструкции - Конкретными показателями используемого товара являются конкретизированные максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, в том числе значения, имеющие эксплуатационные свойства, указанные в виде диапазонов, интервалов значений. Показатели физико-механических свойств, а также иные качественные и количественные характеристики каждого товара в рамках одной характеристики (параметра, значения) должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара с учетом реально существующих свойств требуемого товара и не должны противоречить составу документации об электронном аукционе, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с требованиями заказчика.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заказчиком установлены требования в Аукционной документации таким образом, что могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, поскольку:
1) Техническое задание аукционной документации содержит в себе следующее требование: "Все применяемые материалы и оборудование должны соответствовать требованиям стандартов, норм, технических условий ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые", при этом согласно доводам Заявителя, Заказчик устанавливает в документации требования о соответствии поставляемых товаров ГОСТ 26633-2012 - который в свою очередь регламентируют производство, качество таких материалов, которые не являются предметом закупки, что вводит участников размещения заказа в заблуждения.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчик установил в Техническом задании требование о соответствии применяемых товаров ГОСТ 26633-2012. Вместе с тем ГОСТ 26633-2012 распространяется на Бетоны тяжелые и мелкозернистые. При этом, при выполнении работ не используется данный бетон, и соответственно, Заказчиком неправомерно установлено требование о необходмости соответствия товаров данному ГОСТ.
2) Согласно доводам жалобы Форма 2 содержит в себе следующие требования: п. "Ацетон" (Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/м3: более 50000), п. "Припои в прутках формы КР" (Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг должна быть менее 100. Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/м3.должна быть менее 500), п. "Эмаль, марка ПФ-115" (Средняя смертельная концентрация в воздухе должна быть не менее 5001 мг/м3), п. "Канифоль" (Средняя смертельная концентрация в воздухе 5001-50000 мг/м3), по мнению Заявителя данные требования являются избыточными и нестандартными.
Заказчиком в Приложении N1 к Техническому заданию установлены вышеуказанные требования к данным товарам, с необходимостью указания участниками закупки в первой части заявки конкретных показателей по данным параметрам (инструкция требует предоставить конкретные показатели в составе первой части заявки).
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика не обосновал необходимость установления данных требований к вышеуказанным товарам с необходимостью предоставления участниками в первой части конкретных показателей по данным параметрам, а также не предоставил сведений, доказательств, подтверждающих предоставление конкретных показателей по указанным параметрам производителями (поставщиками) данных товаров, а также возможность указания при подготовке первой части заявки участниками закупки данным конкретных показателей.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закона о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого твара.
3) По мнению Заявителя Техническое задание содержит "Инструкцию по описанию товаров", согласно которой Заказчик устанавливает: "Символ "/", соответствует смысловому значению предлога "и". Символ "/", разделяющий требуемые параметры, а также разделяющий требуемые значения следует читать как "и", он означает, что в заявке на участие в аукционе должны быть предложены одновременно все перечисленные через "/", требуемые значения по всем перечисленным через "/", требуемым параметрам". При этом Приложение N1 к Техническому заданию содержит следующее требование с использованием данного символа: п. "Эмаль, марка ПФ-115" (Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру эмалей не менее 60 %/не нормируется), п. "Прокладка резиновая" (Сопротивление сжатию, МПа (кгс/см2 ), при температуре: +205 °С: не более 0,15 (1,5), -202°С: не более 0,25 (2,5)/не нормируется, -302 °С: не более 0,25 (2,5)/не нормируется), п. "Головка соединительная" (Наличие резиновых колец: имеется/отсутствует), п. "Объектовая станция предназначена для передачи извещений от установленного на объектах оборудования пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения" (Обратный канал: присутствует/отсутствует), что согласно доводам жалобы вводит участников закупки в заблуждение.
4) По мнению Заявителя, п. "Резервированный источник питания" содержит в себе следующее описание: "Должен быть устойчив к воздействию вибраций в диапазоне частот диапазон: 5_35 Гц при ускорении не менее 4,9 м/с2 и амплитуде смещения не более 0,750 мм", что вводит участников закупки в заблуждения и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно инструкции по заполнению заявки: "В случае установления заказчиком значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон _" участник электронного аукциона в первой части заявки должен указать именно диапазон значений. В случае установления заказчиком значений показателей, сопровождающихся словами: "в диапазоне_", участник электронного аукциона в первой части заявки должен указать один конкретный показатель, соответствующий требуемому диапазону значений".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к вышеуказанным товарам, в том числе требования инструкции по заполнению заявки составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и установлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе подано 7 заявок, при этом заявки по обжалуемым позициям заявки участников закупки не отклонялись аукционной комиссией Заказчика как несоответствующие требованиям Аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Арсенал Сервис" на действия ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также в части неправомерных требований инструкции по заполнению заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияло на ход проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Член Комиссии З.У. Несиев
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 декабря 2015 г. N 2-57-12382/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2016