Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 декабря 2015 г. N 2-57-12448/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
членов Комиссии:
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Дубравного А.П.,
при участии представителя:
ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России: Юхно А.Л.,
в отсутствие представителей ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России исх. N МГ/52642 от 24.12.2015,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - Заявитель) (вх. N 47903 от 22.12.2015) на действия ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту и восстановлению инженерных систем локализации и ликвидации распространения огня в здании фундаментальной библиотеки государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова министерства здравоохранения Российской Федерации по адресу: ул. Островитянова, дом 1, строение 5 (Закупка N 0373100108215000530) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/52642 от 24.12.2015) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства.
1. Согласно доводам Заявителя в составе аукционной документации Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к постановлению.
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к п. 2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по ремонту и восстановлению инженерных систем локализации и ликвидации распространения огня в здании фундаментальной библиотеки, Заказчиком выбран код 45.33.20.113 по ОКПД, при этом начальная (максимальная) цена составляет более 10 млн.: 16 416 474,85 рублей.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупок и не установлена группа строительных работ, опыт исполнения которых должны подтвердить участники аукциона, в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика в части не установления группы строительных работ, а также дополнительных требований к участникам закупки нарушают положения ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует отсутствие в аукционной документации запрета на участие в аукционе офшорных компаний в соответствии с п. 10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
На заседании Комиссии Управления установлено, что п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе введен Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" от 13.07.2015 N 227-ФЗ, вступающим в силу 13.08.2015.
Вместе с тем, Заказчиком в п. 23.2 Информационной карты аукционной документации, а также п. 1.6.3.7 Раздела 1.2 Части 1 Общей части аукционной документации установлено единое требование к участникам закупки, что участник закупки не является офшорной компанией.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком не установлено в проекте государственного контракта положение о неизменности цены контракта на весь срок исполнения контракта.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.34 и ст.95 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п. 1.10 проекта государственного контракта содержится условие, предусмотренное ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, а именно, Заказчиком указано следующее: "Цена Контракта - твердая цена, представляющая собой общую стоимость выполняемых по настоящему Контракту работ, определенная в установленном порядке в соответствии с результатами торгов, которая выплачивается Подрядчику за полное и надлежащее выполнение им обязательств по настоящему Контракту. Цена Контракта остается неизменной на весь срок действия Контракта". Кроме того, согласно п. 3.3 проекта государственного контракта "Установленная настоящим Контрактом общая стоимость услуг или порядок ее определения могут быть изменены в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе в случае, когда в момент заключения Контракта исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих оказанию услуг или необходимых для этого расходов. Цена настоящего Контракта может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения настоящего контракта".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводам Заявителя, в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлено требование к составу и содержанию первой части заявки на участие в аукционе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к составу и содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены Заказчиком помимо п. 3.2 Общей части аукционной документации, также в п. 25.1 Информационной карты электронного аукциона, согласно которому "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: а) согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара", что не противоречит положениям п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно преамбуле Информационной карты электронного аукциона "Следующая информация и данные для конкретного аукциона на подлежащие закупке работы изменяют и/или дополняют положения Части I Аукционной документации. При возникновении противоречия положения настоящего раздела имеют приоритет над положениями Части I. Аукционной документации".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы в части ограничения количества участников закупки, а также свидетельствующих о невозможности формирования первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование в п. 6.1.14 проекта государственного контракта.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в п. 6.1.14 проекта государственного контракта предусмотрено следующее положение: "Обязательства Подрядчика: обеспечить целевое использование денежных средств, полученных от Заказчика".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что раздел 6 проекта государственного контракта предусматривает права и обязанности сторон по государственному контракту и не содержит положений, препятствующих подаче заявки на участие в аукционе, а также влекущих ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы в части ограничения количества участников закупки, в том числе, свидетельствующих о невозможности формирования первой части заявки на участие в аукционе, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России обоснованной в части не установления в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии З.У. Несиев
А.П. Дубравный
Смольянов А.А. (495) 784-75-05 (доб. 153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 декабря 2015 г. N 2-57-12448/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2016