Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 января 2016 г. N 2-57-12754/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок Попенко Т.В.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы": Паниной А.А., Потатурко Т.Е.,
при участии представителя ООО "Содействие содружеству": Шувалова Е.О.,
рассмотрев жалобу ООО "Содействие содружеству" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание эксплуатационных услуг по техническому обслуживанию систем общедомового жизнеобеспечения зданий и контролю за эксплуатацией административно-офисных помещений Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (Закупка N 0373200597215000259) (далее - Аукцион) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также включения в один лот оказания технологически и функционально несвязанных услуг.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.12.2015 N11/53851 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерных требований к товарам, применяемым при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым по оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации:
- в п. 3 "Сталь листовая оцинкованная" установлено требование к массовой доли фосфора в стали;
- в п. 9 "Электроды" установлены требования к содержанию в наплавленном металле серы и фосфора;
- в п. 16 "Пропан-бутан газообразный" установлены требования к массовой доли сероводорода и меркаптановой серы;
- в п. 34 "Сталь листовая, оцинкованная для изготовления воронок для сбора атмосферных осадков диаметром 140 мм" установлены требования к массовым долям в стали серы и фосфора;
- в п. 47 "Сталь листовая, оцинкованная" установлены требования к содержанию в стали серы и фосфора;
- в п. 52 "Растворитель" установлены требования к массовой доли ароматических углеводов и общей серы.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик без проведения лабораторных исследований, затруднился пояснить каким образом установление в аукционной документации требований к вышеуказанным характеристикам позволяет Заказчику обеспечить надлежащее исполнение исполнителем государственного контракта обязательств по данному контракту, в частности, каким образом данные требования к применяемым товарам обеспечивают соответствие используемых материалов потребностям Заказчика при проведении закупки на оказание эксплуатационных услуг по техническому обслуживанию систем общедомового жизнеобеспечения зданий и контролю за эксплуатацией административно-офисных помещений Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", а также затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренных ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования к товаром приводят к ограничению количества участников закупки при формировании заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых изготовлении такого товара.
Также, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований наружному диаметру и ширине бобины товара п. 44 "Лента скотч", а также требования к кладочному материалу в п. 71 "Растворы строительные" Приложения содержащего характеристики требуемых к использованию при оказании услуг товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика в соответствии с какими регламентами и стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены требования к вышеуказанным характеристикам товаров "Лента скотч" и "Растворы строительные", а также затруднился обосновать необходимость установления в документации требований к данному товару.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика к товарам, указанным в п. 3, 9, 16, 34, 44, 47, 52, 71 приложения к аукционной документации, содержащего требования к характеристикам применяемых материалов составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком избыточных требований к применяемым при оказании услуг товарам, а именно:
- в п. 4 "Гипсовые вяжущие" Заказчиком установлено требование "Материал для производства гипсовых вяжущих: Гипсовый камень по ГОСТ 4013 или фосфогипс по действующей нормативно-технической документации";
- в п. 45 "Ацетон технический", 107 "Кислород газообразный" установлено требование к характеристике "Молекулярная масса (по международным атомным массам 1985 г.)";
- в п. 63 "Сурик железный", 70 "Краски масляные" установлены требования к гарантийным срокам хранения данных товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что молекулярные массы ацетона и кислорода являются неизменяемыми характеристиками данных материалов, а также представил сведения поставщиков товаров "Ацетон технический", "Кислород газообразный", "Сурик железный", "Краски масляные", подтверждающие тот факт, что конкретные значения данных характеристик применяемых товаров находятся в открытом доступе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанных требований к товарам "Ацетон технический", "Кислород газообразный", "Сурик железный", "Краски масляные", а также свидетельствующих о невозможности определения наименования материала, применяемого при изготовлении гипсового вяжущего, при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к электродам, пропан-бутан газообразный, ветошь, шкурка шлифовальная, кислород газообразный технический, - поскольку, по мнению Заявителя, из аукционной документации не следует при выполнении каких работ, а также в каком количестве используются данные товары.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные товары используются при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, при этом объём использования данных материалов установлен в ресурсной ведомости, на основании которой сформирована локальная смета, которая является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, что подтверждается ресурсной ведомостью материалов, применяемых при оказании услуг, представленной Заказчиком на заседании Комиссии Управления.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов с ведений, свидетельствующих о том, что указанные материалы не применяются при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, а также свидетельствующих о том, что аукционная документация не позволяет определить объём использования при выполнении работ данных товаров.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации включено в один лот оказание технологически и функционально несвязанных услуг, а именно оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и вывозу и утилизации мусора.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что закупка проводится на содержание зданий многофункциональных центров предоставления государственных услуг, при этом услуги по техническому содержанию помещений и вывоз мусора являются взаимосвязанными.
При осуществлении закупки заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления объекта закупки единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), при этом, требования к поставляемым товарам формируются Заказчиком самостоятельно, исходя из потребностей Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы в части неправомерного включения в один лот оказания вышеуказанных услуг, а также не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки при включении в один лот вышеуказанных услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Содействие содружеству" на действия ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 3, 9, 16, 34, 44, 47, 52, 71.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Т.В. Попенко
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 января 2016 г. N 2-57-12754/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2016