Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 января 2016 г. N 2-57-12814/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Осипова Р.Г. ,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей:
Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова - Паузина Н.В.,
в отсутствие представителей ООО "СУМ-7", о месте, времени, рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.N 11/54011 от 30.12.2015),
рассмотрев жалобу ООО "СУМ-7" (далее - Заявитель) на действия Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на осуществление функций генерального подрядчика работ по реконструкции (регенерации) объекта
""Комплекс зданий училища живописи, ваяния и зодчества - помещение для картинных выставок" (учебно-выставочный комплекс Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова)" по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл. 21/8 (Закупка N 0373100105215000041) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению Заявителя, требования аукционной документации необоснованно ограничивают количество участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. исх.N 11/54011 от 30.12.2015).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В силу ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что Заказчиком в составе аукционной документации размещена "Примерная (рекомендуемая) форма таблицы для заполнения участником закупки конкретных показателей предлагаемого к использованию товара (материала)".
Вместе с тем, Заказчиком 19.11.2015 размещены разъяснения положений аукционной документации, согласно которым "В приложении N 3 к проекту гражданско-правового договора указано, что "таблицы нижеприведенных разделов I и II подлежат обязательному заполнению участником закупки и представлению в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение и вести к ограничению количества участников закупки.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлен срок рассмотрения первых частей заявок в нарушение ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе.
В силу пп. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе; дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Руководствуясь ст. 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно извещению о проведении Аукциона срок и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен на 29.12.15 в 12:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников установлена на 11.01.2016; дата проведения аукциона в электронной форме установлена на 14.01.2016.
Комиссия Управления приходит к выводу, что с учетом ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе, ст. 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации Заказчиком соблюдены сроки рассмотрения первых частей заявок
3. Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
- дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
- информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
- порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
- размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
- возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
- информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
- информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе .
Комиссией Управления на Заседании Управления установлено, что аукционная документация, в частности, не содержит информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями); порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта; порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, из представленных на Заседании Комиссии Управления письменных возражений и устных пояснений не следует факт наличия вышеуказанной информации в аукционной документации, что подтверждает наличие в действиях Заказчика нарушения ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в "Требованиях к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки следующих документов: "Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Вместе с тем, представитель Заказчика на Заседании Комиссии Управления представил письменные возражения и пояснил, что вышеуказанное требование к содержанию второй части заявки установлено вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о выявлении в действиях Заказчика нарушений ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в аукционной документации не установлены начальные сроки исполнения обязательств.
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Заказчиком в проекте контракта установлены следующие условия:
- "п. 1.6 Сроки (периоды) выполнения работ: с даты подписания Договора по 25 декабря 2016 года включительно, конкретные периоды выполнения работ по Договору определяются графиком производства (завершения) работ (Приложение N 4 к Договору)";
- "п. 4.1.1. Заказчик обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Договора передать Генподрядчику проектно-сметную документацию и действующую разрешительную документацию по Объекту";
- "4.3.1. Генподрядчик обязуется в течение 7 (семи) календарных дней после подписания Договора в установленном порядке принять действующую строительную площадку по акту передачи строительной площадки для продолжения (завершения) Работ".
Представитель Заказчика на Заседании Комиссии Управления пояснил, что в разделе 4 проекта контракта определены обязательства Генподрядчика в течение 7 (семи) календарных дней с даты подписания контракта принять по акту строительную площадку и определены обязательства Заказчика - в течение 5 дней с даты подписания договора передать Генподрядчику документацию, необходимую для производства работ на строительной площадке. Таким образом, в проекта контракта четко установлены и взаимообусловлены как начальный, так и конечный сроки исполнения обязательства по контракту.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем в составе жалобы, а также на Заседании Комиссии не представлены документы и сведения в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, подтверждающие довод жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлены в проекте контракта права Подрядчика.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в разделе 4 проекта контракта установлены права и обязанности сторон.
Представитель Заказчика на Заседании Комиссии Управления пояснил, что согласно п. 9.2 проекта контракта "Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, регламентируются нормами действующего законодательства Российской Федерации".
Вместе с тем, Заявителем на Заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие неправомерность действий и (или) бездействий Заказчика и нарушение норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
7. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта неправомерно установлена ответственность сторон.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пп. 4, 5 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление Правительства) За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей; 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей; 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом, в проекте контракта установлены следующие условия:
- "п. 5.3 За просрочку исполнения Генподрядчиком обязательств (в том числе, гарантийного обязательства), предусмотренных Договором, Заказчик вправе потребовать от Генподрядчика уплату пени. Пени начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства, предусмотренного Договором, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Договором и фактически исполненных Генподрядчиком. Генподрядчик освобождается от уплаты пени, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика";
- "п. 5.5 В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, Генподрядчик вправе потребовать уплату пени. Пени начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения обязательства. Заказчик освобождается от уплаты пени, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Генподрядчика".
Также в п 5.6 проекта контракта предусмотрено следующее: "Размер штрафа, размер пени, указанных в пунктах 5.2, 5.3 и 5.5 Договора, рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменении заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), при этом, включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности Заказчика по установлению размеров неустойки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации Заказчика не установлены значения штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком, Подрядчиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом, что нарушает чч. 5, 6 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СУМ-7" на действия Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова обоснованной в части установления требований к оформлению заявки; отсутствия в аукционной документации информации, предусмотренной Законом о контрактной системе; установления неправомерного требования к содержанию второй части заявки; отсутствия в проекте контракта надлежащего условия ответственности сторон.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений чч. 5, 6 ст. 34, чч. 1, 2 ст. 64, ч. 5 ст. 65, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" по делу N 2-57-12785/77-15 от 12.01.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.А. Орехов
Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 января 2016 г. N 2-57-12814/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2016