Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 января 2016 г. N 04-01|21-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
при участии:
<_> - директор Заказчика,
<_> - представитель Заказчика,
<_> - представитель Уполномоченного органа,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (г. Уфа) на действия Заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов" (ИНН: 8901026168) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ ограждения территории МБОУ СОШ с УИОП (закупка N 0190300002115000656),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации по электронному аукциону N 0190300002115000656 на выполнение ремонтных работ ограждения территории МБОУ СОШ с УИОП.
Заказчик - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов".Начальная (максимальная) цена контракта - 12 935 749,17 рублей.
По мнению Заявителя:
1. в документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке;
2. Заказчик не устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14 февраля 2015 года, нарушая тем самым законодательство.
Из жалобы установлено. В документации заказчика информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует.
Таким образом, Заказчик нарушает требования Закона о контрактной системе, закрепленное пунктом 11 части 1 статьи 64, и лишает участников закупки возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в аукционе.
2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Законом о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительных требований. При этом непосредственно определен исчерпывающий перечень таких возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
Согласно Постановлению N 99 дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в приложении N 1 к постановлению.
Постановлением установлено, что осуществление закупки работ строительных, а именно "Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей" необходимо руководствоваться следующим:
Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99).
Заявка на участие в закупке, может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.
Обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является условием допуска к участию в соответствующей закупке.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
- участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
- участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
При этом заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99.
Таким образом, Заявитель считает, что Заказчик не устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14 февраля 2015 года, нарушая тем самым законодательство.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на поставку продуктов питания, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Информация о порядке, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе установлена в Разделе 3 документации об аукционе на выполнение ремонтных работ ограждения территории МБОУ СОШ с УИОП (Извещение N 0190300002115000656) и дополнительно указана и в пункте 3.1. Информационной карты электронного аукциона, где указано:
Дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе:
Срок начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукциона осуществляется с даты начала подачи заявок на участие в аукционе указанной в извещении о проведении аукциона.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса уполномоченный орган по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчик сообщает, что в рамках закупки было получено шесть запросов, ответы на которые были направлены в срок. Данный факт подтверждает, что у участников закупок была возможность представить запросы.
Доводы жалобы в данной части не нашли своего подтверждения.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссией установлено.
Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ ограждения территории МБОУ СОШ с УИОП N 0190300002115000656 размещено на официальном сайте 25.12.2015 г.
На данный момент действовало постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.07.2015 N 668 (далее - Постановление).
Согласно пункту 2 Приложения 1 вышеуказанного постановления Заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Причиной не предъявления Заказчиком дополнительных требований Постановления к участникам закупки явилось то, что в Постановлении есть сноска:
"Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение; работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)"
Пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктом 3.8 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации":
- к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
- к капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.
- предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
- к ремонту относятся работы, в результате которых производится устранение неисправностей и замена изношенных деталей (конструкций), наличие которых делало опасной или невозможной дальнейшую эксплуатацию основных средств. При этом не происходит изменения технологического или служебного назначения основных средств, увеличения нагрузки, повышения технико-экономических показателей, увеличения производственных мощностей.
Если работы, на выполнение которых заключается контракт, являются текущим ремонтом или просто ремонтом объекта капитального строительства на сумму свыше 10 млн. руб., то такие работы нельзя отнести ни к одной из двух групп, которые предлагается использовать в данной сноске Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015. На основании вышеизложенного Заказчик считает, что выполнение ремонтных работ ограждения территории МБОУ СОШ с УИОП, которые не являются объектом капитального строительства или временной постройкой, не могут быть отнесены ни одной из групп указанных в сноске Постановления Правительства РФ N 99 от 04.02.2015.
Между тем, Комиссией установлено, что Заказчиком применен код ОКПД 45.34.10.130 "Выполнение ремонтных работ ограждения территории МБОУ СОШ с УИОП".
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) действует по 31.12.2016 г.
Согласно данному классификатору код 45 "Работы строительные" включает:
- 45.1 Работы по подготовке строительного участка (стройплощадки);
- 45.2 Работы по строительству зданий и сооружений или их частей;
- 45.3 Работы по монтажу инженерных систем и оборудования зданий и сооружений:
- 45.31 Работы электромонтажные;
- 45.32 Работы изоляционные;
- 45.33 Работы санитарно-технические;
- 45.34 Работы строительно-монтажные прочие:
- 45.34.1 Работы по установке оград, защитных ограждений
- 45.34.10 Работы по установке оград, защитных ограждений. Эта группировка включает работы по установке оград, заборов, защитных перильных и аналогичных ограждений. Ограждения могут быть выполнены из различных материалов (проволоки, дерева, металла, стекловолокна) и установлены в различных местах (во дворах, вокруг игровых площадок, частных владений или производственных предприятий):
- 45.34.10.110 Работы по установке оград, защитных ограждений, выполняемые по индивидуальным заказам
- 45.34.10.120 Работы по установке оград, защитных ограждений, кроме работ, выполняемых по индивидуальным заказам
- 45.34.10.130 Работы по ремонту оград, защитных ограждений, выполняемые по индивидуальным заказам
- 45.34.10.140 Работы по ремонту оград, защитных ограждений, кроме работ, выполняемых по индивидуальным заказам
- 45.34.2 Работы электромонтажные прочие
- 45.34.3 Работы по монтажу строительных конструкций (изделий) и их элементов и инженерного оборудования зданий и сооружений прочие
Согласно Техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью аукционной документации, работы по выполнению ремонтных работ ограждения территории МБОУ СОШ с УИОП включают:
1. демонтаж, монтаж ограждений, данный вид работ соответствует коду ОКПД 45.34.10;
2. земляные работы: код ОКПД 45.11.24.190;
3. бетонные работы - код ОКПД 45.25.32;
4. сварочные работы - ОКПД 45.25.41;
5. малярные работы 45.44.23.
Можно сделать вывод, что все виды работ, отраженные в Техническом задании, относятся к коду ОКПД 45.
Следовательно, на рассматриваемую закупку распространяются положения постановления Правительства РФ N 99. Заказчиком данное условие не выполнено. Доводы жалобы в данной части признаются обоснованными.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации на выполнение ремонтных работ ограждения территории МБОУ СОШ с УИОП (закупка N 0190300002115000656), что образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частями 2 - 5 статьи 31, статьями 64, 66, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (г. Уфа) на положения аукционной документации N 0190300002115000656 на выполнение ремонтных работ ограждения территории МБОУ СОШ с УИОП частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов" нарушившим часть 4 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при утверждении аукционной документации N 0190300002115000656.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов", утвердившего документацию по электронному аукциону на выполнение ремонтных работ ограждения территории МБОУ СОШ с УИОП (закупка N 0190300002115000656) с нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 января 2016 г. N 04-01|21-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2016