Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 20 января 2016 г. N 9
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев в двух заседаниях (19.01.2016, после перерыва 20.01.2016) жалобу ООО "Стройлэнд" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении аукциона в электронной форме на приобретение в порядке долевого участия в строительстве 81-ого жилого помещения (благоустроенных квартир) в многоквартирном (-ых) доме (-ах) в городе Петровск-Забайкальский Петровск-Забайкальского района, Забайкальского края (реестровый N 0891200000615000055),
в присутствии представителей заказчика: Матвеевой О.В. (доверенность от 19.01.2016 б/н), Богачева А.Г. (доверенность от 19.01.2016 б/н), Пашиной С.В. (доверенность от 19.01.2016 б/н), Лакизиной О.Н. (доверенность от 19.01.2016 б/н); представителей уполномоченного учреждения: Адер Е.А. (доверенность от 18.01.2016 N1), Клещёнок Е.Ю. (доверенность от 18.01.2016 N2), Колесниченко А.Е. (доверенность от 18.01.2016 N3);
в отсутствие представителей ООО "Стройлэнд" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
13 января 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Стройлэнд" - жалоба N9 на положения аукционной документации (закупка N 0891200000615000055).
Из существа жалобы следует, что, по мнению заявителя, заказчиком и уполномоченным учреждением нарушены:
1) требования Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку согласно требованиям, предъявляемым к участникам закупки (пункт 16 документации), участник должен иметь
- разрешение на строительство многоквартирного(ых) домов(ов);
- проектную декларацию, соответствующую требованиям статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного(ьгх) дома(ов) и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Данные условия предоставляют преимущества хозяйствующим субъектам рынка, оформившим заранее земельные участки на соответствующих муниципальных территориях и получивших разрешение на строительство.
2) порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта - вместо метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчиком использован затратный метод определения цены. Заказчик исключил все установленные частью 1 статьи 22 Федерального закона N44-ФЗ методы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в силу невозможности их применения. Заказчик просит предоставить одновременно благоустроенные квартиры и одноэтажные жилые дома, несмотря на то, что среднерыночная стоимость данных объектов различна.
3) в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации.
4) в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки по позициям 1, 2, 23 раздела 21 документации не носит объективный характер.
Заявитель считает положения аукционной документации несоответствующими требованиям законодательства, просит выдать предписание об устранении нарушений, в том числе об аннулировании закупки. В обоснование доводов жалобы документы заявителем не представлены.
Представители уполномоченного учреждения считают доводы заявителя необоснованными в полном объеме.
В рамках полномочий учреждения на определение поставщика (порядок взаимодействия установлен постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - далее Порядок взаимодействия) представителями ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" указано следующее.
1. В пункте 13 аукционной документации установлен порядок предоставления разъяснений положений документации об аукционе и внесения в нее изменений: "Любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме. При этом такой участник закупки вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме в отношении одного аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос в уполномоченное учреждение.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса уполномоченное учреждение размещает разъяснение положений документации об аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил в уполномоченное учреждение не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме", т.е. дословно воспроизведены нормы статьи 65 Закона о контрактной системе, посвященной непосредственно порядку предоставления разъяснений положений документации.
Помимо этого, в документации об аукционе установлен срок окончания подачи заявок (пункт 9 аукционной документации).
Таким образом, учитывая тот факт, что аукционная документация является единым неделимым документом, указанные пункты в своей совокупности, по мнению представителей уполномоченного учреждения, дают достаточный объем информации, позволяющий участнику закупки определить даты начала и окончания, срока предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Отсутствие указания конкретных дат начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе не влияет на право потенциального участника направить запрос на разъяснение положений документации, равно как и на обязанность организатора закупки предоставить ответ на такой запрос.
2. Предметом закупки является приобретение в порядке долевого участия в строительстве многоквартирного дома.
Согласно требованиям части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" урегулированы отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно требованиям части 1 статьи 3 указанного закона застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
На основании изложенного, установление требований о наличии проектной декларации, разрешения на строительства, права собственности на земельный участок основываются на нормах действующего законодательства и не нарушают права и интересы участников закупок.
Представители уполномоченного учреждения просят признать жалобу необоснованной.
Представители заказчика считают доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.
1. По мнению представителей заказчика, нарушение Закона о защите конкуренции отсутствует. Без предоставления указанных документов лицо не может считаться застройщиком в понимании Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.
2. Начальная (максимальная) цена контракта определена расчетным методом, так же обоснована невозможность применения иных методов. Метод сопоставимых рыночных цен не может быть применен, так как стоимость 1 кв. м. общей площади жилого помещения определена Региональной адресной программой Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы и утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 710/пр от 02.10.2015.
Объем финансирования программы в 2015, 2016, 2017 годах определен как произведение площадей расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению на III и IV этапах программы соответственно и расположенных на территории муниципальных образований Забайкальского края, и стоимости 1 кв. метра жилого помещения, составляющей 31 972,00 рубля в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 08.04.2015 N 258/пр.
3. Описание объекта закупки представители заказчика считают объективным, полагая, что участникам закупки при заполнении первой части заявки по позициям 1, 2, 23 необходимо указать соответственно год ввода объекта в эксплуатацию, указать место объекта недвижимости и то обстоятельство, что жилье является первичным.
На основании изложенного представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
28 декабря 2015 года уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" для нужд государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на приобретение в порядке долевого участия в строительстве 81-ого жилого помещения (благоустроенных квартир) в многоквартирном (-ых) доме (-ах) в городе Петровск-Забайкальский Петровск-Забайкальского района, Забайкальского края (реестровый N 0891200000615000055).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 131 340 336,56 рублей.
В соответствии с порядком взаимодействия (постановление Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - далее Порядок взаимодействия) уполномоченное учреждение и государственный заказчик совместно утверждают аукционную документацию. В соответствии с пунктом 19 Порядка взаимодействия уполномоченное учреждение утверждает документацию в пределах переданных ему полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть за исключением обоснования начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки, проекта контракта.
Описание объекта закупки утверждено в разделе 21 аукционной документации, в соответствии с которым заказчику требуются объекты недвижимого имущества - 81 благоустроенные квартиры в МКД в городе Петровск-Забайкальский, приобретаемые в порядке долевого участия в строительстве.
На участие в аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.01.2016).
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. В статье 8 Закона о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком. Запрещается совершение заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявителем ООО "Стройлэнд" указывается на ограничение конкуренции действиями заказчика при установлении требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки разрешения на строительство, проектной декларации, правоустанавливающих документов на земельный участок, полагая, что указанные требования предоставляют преимущества тем хозяйствующим субъектам, у кого заранее оформлены указанные документы.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Документы, подтверждающие доводы об оказываемом заказчиком преимуществе каким-либо хозяйствующим субъектам, заявителем не представлены.
Комиссия считает, что требования к участникам закупки установлены в соответствии с объектом закупки, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и положениями Федерального закона от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Поскольку ни одной заявки на участие в аукционе не поступило, Комиссия считает довод о создании каким-либо хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке необоснованным.
2. Жалоба ООО "Стройлэнд" на порядок формирования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта не рассматривается, поскольку указанное выходит за пределы полномочий антимонопольного органа (в силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе вопросы обоснования начальной (максимальной) цены контракта относятся к контролю, осуществляемому органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в рамках рассматриваемой закупки - Министерством финансов Забайкальского края).
3. Довод ООО Стройлэнд" о нарушении уполномоченным учреждением пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе признан Комиссией обоснованным.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос исчисляется в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.
Документация о проведении аукциона (реестровый N 0891200000615000051) в разделе 13 содержит порядок предоставления разъяснений, при этом дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о таком аукционе отсутствуют.
Таким образом, действия уполномоченного учреждения, не установившего в документации об аукционе даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку указанное не повлияло на определение поставщика, предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдается.
4. Довод заявителя ООО "Стройлэнд" о необъективном описании объекта закупки по пунктам 1, 2, 23 требований раздела 21 аукционной документации признан Комиссией необоснованным. Комиссия не усматривает двоякого толкования в указанных требованиях, и обстоятельств, вводящих участников закупки в заблуждение.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Стройлэнд" признать обоснованной частично.
2. Уполномоченное учреждение - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" признать нарушившим пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
5. Передать материалы жалобы в Прокуратуру Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: А.О. Осипова
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 20 января 2016 г. N 9
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2016