Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 20 января 2016 г. N 6
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев в двух заседаниях (19.01.2016, после перерыва 20.01.2016) жалобы ООО УК "Контакт", ООО "Стройлэнд" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении аукциона в электронной форме на приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (благоустроенных квартир, жилых домов), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в г. Борзя, пгт. Оловянная, пос. Калангуй, г.п. "Орловский" Забайкальского края (реестровый N 0891200000615000056),
в присутствии представителей заказчика: Матвеевой О.В. (доверенность от 19.01.2016 б/н), Богачева А.Г. (доверенность от 19.01.2016 б/н), Пашиной С.В. (доверенность от 19.01.2016 б/н), Лакизиной О.Н. (доверенность от 19.01.2016 б/н); представителей уполномоченного учреждения: Адер Е.А. (доверенность от 18.01.2016 N1), Клещёнок Е.Ю. (доверенность от 18.01.2016 N2), Колесниченко А.Е. (доверенность от 18.01.2016 N3); директора ООО УК "Контакт" Кижикиной Е.А. (заседание 19.01.2016, приказ о назначении на должность от 20.04.2015 N10), представителя ООО УК "Контакт" Колмагорова Д.А. (заседание 20.01.2016, доверенность от 19.01.2016 N1), представителя ООО "Бизнес-индустрия" Тарамова С.А. (доверенность от 19.01.2016 N9),
в отсутствие представителей ООО "Стройлэнд" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
13 января 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Стройлэнд" - жалоба N6 на положения аукционной документации (закупка N 0891200000615000056).
Из существа жалобы следует, что, по мнению заявителя, заказчиком и уполномоченным учреждением нарушены:
1) требования Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку местом предоставления товара являются разные административные районы Забайкальского края: Оловяннинский, Борзинский и Агинский районы.
Согласно пункту 5.1.1 проекта контракта продавец обязан в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта произвести оформление в аренду или безвозмездное пользование земельных участков для создания объектов недвижимого имущества. Оформлением земельных участков занимаются органы местного самоуправления, данное оформление является конкурентной процедурой и превышает установленные заказчиком сроки.
При несоблюдении указанного срока покупатель обязуется расторгнуть государственный контракт.
Данные условия предоставляют преимущества хозяйствующим субъектам рынка, оформившим заранее земельные участки на соответствующих муниципальных территориях.
2) порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта - вместо метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчиком использован затратный метод определения цены. Заказчик исключил все установленные частью 1 статьи 22 Федерального закона N44-ФЗ методы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в силу невозможности их применения. Заказчик просит предоставить одновременно благоустроенные квартиры и одноэтажные жилые дома, несмотря на то, что среднерыночная стоимость данных объектов различна.
3) в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации.
4) проектом контракта предусмотрено внесение задатка продавцу. В соответствии с Законом о контрактной системе допустима выплата аванса, внесение задатка указанным законом не предусмотрено. Согласно положениям документации об электронном аукционе вышеуказанный платеж не является авансом.
5) в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку в соответствии с пунктом 21 документации заказчику требуется предоставление в г.п. "Орловский" трехкомнатных квартир 36,70 кв. м и 34 кв. м соответственно.
6) заказчик не правоспособен осуществлять обжалуемую закупку, поскольку основной уставной деятельностью ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края является выполнение функций уполномоченного государственного заказчика-застройщика по объектам строительства, а не приобретение в собственность объектов недвижимого имущества.
Заявитель считает положения аукционной документации несоответствующими требованиям законодательства, просит выдать предписание об устранении нарушений, в том числе об аннулировании закупки. В обоснование доводов жалобы документы заявителем не представлены.
14 января 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО УК "Контакт" - жалоба N5 на положения аукционной документации (закупка N 0891200000615000056).
В жалобе указано следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичное требование к сроку действия банковской гарантии, как одного из двух возможных способов обеспечения исполнения контракта, установлено в пункте 20 аукционной документации, пункте 9.1 проекта контракта.
При этом в пункте 14.9 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения принятых на себя обязательств.
Таким образом, по мнению заявителя, очевидно, что в проекте контракта не установлен как таковой срок его действия, выраженный в какой-либо конкретной дате либо в событии, которое не минуемо должно наступить. В связи с чем, установить точный срок действия банковской гарантии, как одного из способов обеспечения исполнения контракта, не представляется возможным.
Указанное обстоятельство существенно ограничивает права и законные интересы участников закупки, так как размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 37 907 921 рубль 52 копейки. Внесение обеспечения исполнения контракта в таком размере собственными денежными средствами является затруднительным. Соответственно участникам закупки остается лишь предоставить обеспечение исполнения контракта по средствам банковской гарантии. Однако по вышеизложенным причинам установить срок окончания действия банковской гарантии не возможно, что само по себе делает невозможным участие в данной закупке.
Кроме того, в соответствии с условиями части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 закона.
При этом одним из оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком согласно требованиям части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 указанной статьи. Таким образом, не указание срока окончание действия банковской гарантии либо указание этого срока не в соответствии с требованиями документации об аукционе, является основанием для отказа со стороны Заказчика в принятии банковской гарантии, что в свою очередь влечет за собой признание участника аукциона уклонившимся от заключения контракта и возможность включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы представителем ООО УК "Контакт" указано, что общество намерено принять участие в закупке при установлении четкого срока действия контракта, что позволит организации в дальнейшем получить банковскую гарантию для предоставления её в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. В нарушение требований части 5 статьи 63 и пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение не содержит наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика.
3. В нарушение требований части 5 статьи 63 и пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение не содержит порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условий банковской гарантии.
4. В нарушение требований части 5 статьи 63 и пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение не содержит порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требований к такому обеспечению, а также информации о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 закона.
5. В нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение не содержит требований, предъявляемых к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона, а также требования, предъявляемого к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 закона.
6. Проект контракта в нарушение требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, не предусматривает условия заключения контракта с физическим лицом. В ходе заседания Комиссии представитель заявителя затруднился пояснить позицию по данному доводу жалобы.
Заявитель считает положения аукционной документации несоответствующими требованиям законодательства, предполагает о заинтересованности заказчика заключить контракт с заранее определенным участником закупки, указывает на ограничение конкуренции, просит выдать предписание об устранении нарушений. В обоснование доводов жалобы документы заявителем не представлены.
Представители уполномоченного учреждения считают доводы заявителей необоснованными в полном объеме.
В рамках полномочий учреждения на определение поставщика (порядок взаимодействия установлен постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - далее Порядок взаимодействия) представителями ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" указано следующее.
1. В пункте 13 аукционной документации установлен порядок предоставления разъяснений положений документации об аукционе и внесения в нее изменений: "Любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме. При этом такой участник закупки вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме в отношении одного аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос в уполномоченное учреждение.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса уполномоченное учреждение размещает разъяснение положений документации об аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил в уполномоченное учреждение не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме", т.е. дословно воспроизведены нормы статьи 65 Закона о контрактной системе, посвященной непосредственно порядку предоставления разъяснений положений документации.
Помимо этого, в документации об аукционе установлен срок окончания подачи заявок (пункт 9 аукционной документации).
Таким образом, учитывая тот факт, что аукционная документация является единым неделимым документом, указанные пункты в своей совокупности, по мнению представителей уполномоченного учреждения, дают достаточный объем информации, позволяющий участнику закупки определить даты начала и окончания, срока предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Отсутствие указания конкретных дат начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе не влияет на право потенциального участника направить запрос на разъяснение положений документации, равно как и на обязанность организатора закупки предоставить ответ на такой запрос.
2. Извещение о проведении электронного аукциона в соответствии с требованиями части 5 статьи 63 и пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе содержит наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо уполномоченного учреждения. Аукционная документация содержит указанные сведения о заказчике.
Указанные пункты в извещении и аукционной документации в своей совокупности, по мнению представителей уполномоченного учреждения, дают достаточный объем информации, позволяющий участнику закупки получить всю необходимую информацию о заказчике и уполномоченном учреждении.
В ходе рассмотрения жалобы представителями уполномоченного учреждения указано на отсутствие технической возможности ЕИС размещения сведений о заказчике, поскольку функционал сайта автоматически устанавливает сведения об организации, осуществляющей закупку.
3. Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, а также предоставляемых в качестве обеспечения исполнения контракта в извещении указаны. Ввиду большого объема информации и ограниченного числа символов в заполняемых полях извещения, представлены ссылки на статью 44 Закона о контрактной системе и положения аукционной документации.
4. Все требования к участникам закупки, установлены в извещении о закупке и в аукционной документации в полном объеме.
Представители заказчика считают доводы заявителей необоснованными по следующим основаниям.
1. Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 14.12.2015 3867-р ГКУ "Служба единого заказчика" назначено государственным заказчиком по приобретению жилых помещений либо их строительству для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в рамках Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 31.12.2013 N606.
2. По мнению представителей заказчика, нарушение Закона о защите конкуренции отсутствует.
Предоставление земельного участка, находящегося в собственности Забайкальского края, муниципальной собственности, земельного участка на территории Забайкальского края, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Губернатора Забайкальского края в целях размещения объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения допускается в случае, если такой объект включен в государственную программу РФ государственную программу Забайкальского края, краевую адресную инвестиционную программу, муниципальную адресную инвестиционную программу, муниципальную программу (статья 2 Закона Забайкальского края от 30.06.2015 N1194-ЗЗК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского, муниципальной собственности, и земельных участков на территории Забайкальского края, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов").
Таким образом, земельные участки будут предоставлены в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда без проведения торгов.
Срок оформления земельных участков, указанный в проекте контракта (30 дней), является достаточным, поскольку земельные участки муниципальными образованиями сформированы, оформление прав победителю закупки возможно оформить в 10-дневный срок.
В обоснование указанного представителями заказчика представлена переписка с органами местного самоуправления о готовности земельных участков в рамках программы.
Административные районы, в которых должны быть созданы объекты недвижимости, объединены по принципу транспортной логистики, что должно сэкономить затраты продавца.
Осуществление закупки по приобретению объекта недвижимого имущества, созданного в будущем, само по себе также не является ограничением конкуренции, поскольку ранее проведенные закупки на выполнение работ по строительству (г.п. Орловский), на покупку жилья в порядке долевого участия в строительстве (г. Петровск-Забайкальский, г.п. Первомайское) признаны несостоявшимися, а исходя из информации Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края рынок вторичного жилья, отвечающий требованиям статьи 15 ЖК РФ, исчерпан.
3. Начальная (максимальная) цена контракта определена расчетным методом, так же обоснована невозможность применения иных методов. Метод сопоставимых рыночных цен не может быть применен, так как стоимость 1 кв. м. общей площади жилого помещения определена Региональной адресной программой Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы и утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 710/пр от 02.10.2015.
Объем финансирования программы в 2015, 2016, 2017 годах определен как произведение площадей расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению на III и IV этапах программы соответственно и расположенных на территории муниципальных образований Забайкальского края, и стоимости 1 кв. метра жилого помещения, составляющей 31 972,00 рубля в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 08.04.2015 N 258/пр.
4. Согласно статье 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В связи с указанным, требования к площадям закупаемых жилых помещений соответствуют ранее занимаемым жилым площадям каждым переселяемым гражданином.
В обоснование указанного представителями заказчика представлены сведения об аварийных МКД, количестве переселяемых граждан с указанием площади и количества комнат жилых помещений.
5. Поскольку законодательство о контрактной системе основано в том числе и на нормах гражданского законодательства, других федеральных законов, установление в проекте контракта условия о внесении задатка, соответствующего требованиям ст. 380-381 ГК РФ не противоречит Закону о контрактной системе. Кроме того, размер задатка равен размеру обеспечения исполнения контракта - 30% НМЦК.
6. В случае, если контракт будет заключаться с физическим лицом, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, будет включено при заключении как установлено в части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Проведя анализ рынка и изучив практику, представителями заказчика указано на отсутствие возможности у физических лиц предоставить объект имущества, созданного в будущем, общей площадью 3952,2 кв.м с количеством жилых помещений - 92.
7. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Поскольку срок исполнения обязательств продавца определен в пунктах 4.1 и 5.13 проекта контракта до 01.11.2016, следовательно, банковская гарантия должна быть представлена сроков до 01.12.2016.
На основании изложенного представители заказчика просят признать жалобы заявителей необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
29 декабря 2015 года уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" для нужд государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (благоустроенных квартир, жилых домов), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в г.Борзя, пгт.Оловянная, пос.Калангуй, г.п. "Орловский" Забайкальского края (реестровый N 0891200000615000056).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 126 359 738,40 рублей.
В соответствии с порядком взаимодействия (постановление Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - далее Порядок взаимодействия) уполномоченное учреждение и государственный заказчик совместно утверждают аукционную документацию. В соответствии с пунктом 19 Порядка взаимодействия уполномоченное учреждение утверждает документацию в пределах переданных ему полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть за исключением обоснования начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки, проекта контракта.
Описание объекта закупки утверждено в разделе 21 аукционной документации, в соответствии с которым заказчику требуются объекты недвижимого имущества (благоустроенные квартиры, жилые дома), созданные в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в г. Борзя, пгт. Оловянная, пос. Калангуй, г.п. "Орловский" Забайкальского края. Общая площадь помещений - не менее 3952,2 кв.м., количество жилых помещений - 92.
По каждому населенному пункту указано требуемое общее количество жилых помещений с указанием количества комнат в квартирах и минимальных требований к площади каждой квартиры, а также иные технические и качественные характеристики.
На участие в аукционе поступила одна заявка (заявка ООО "Бизнес-индустрия"), которая признана соответствующей требованиям аукционной документации (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.01.2016).
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. В статье 8 Закона о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком. Запрещается совершение заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявителем ООО "Стройлэнд" указывается на ограничение конкуренции действиями заказчика при объединении в одной закупке мест поставки объектов недвижимого имущества в нескольких административных районах Забайкальского края, а также тридцатидневным сроком оформления прав на земельные участки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Заявителем ООО "Стройлэнд" указывается на ограничение числа участников закупки установленными заказчиком требованиями, нарушение Закона о защите конкуренции. Документы, подтверждающие доводы (перечень хозяйствующих субъектов, оформивших заранее права на земельные участки на соответствующих муниципальных территориях; перечень лиц, готовых исполнить условия контрактов на отдельных муниципальных территориях без укрупнения лота; иные документы и сведения), заявителем не представлены. Поскольку при таких обстоятельствах Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере закупок не может сделать вывод об обоснованности или необоснованности довода заявителя об ограничении конкуренции, об ограничении числа участников закупки вследствие установленных документацией требований, Комиссия считает необходимым передать материалы жалобы в отдел антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
2. Жалоба ООО "Стройлэнд" на порядок формирования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта не рассматривается, поскольку указанное выходит за пределы полномочий антимонопольного органа (в силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе вопросы обоснования начальной (максимальной) цены контракта относятся к контролю, осуществляемому органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в рамках рассматриваемой закупки - Министерством финансов Забайкальского края).
3. Довод ООО "Стройлэнд" о нарушении уполномоченным учреждением пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе признан Комиссией обоснованным.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос исчисляется в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.
Документация о проведении аукциона (реестровый N 0891200000615000056) в разделе 13 содержит порядок предоставления разъяснений, при этом дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о таком аукционе отсутствуют.
Таким образом, действия уполномоченного учреждения, не установившего в документации об аукционе даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Довод заявителя, что Законом о контрактной системе не предусмотрено внесение заказчиком поставщику задатка, признан Комиссией обоснованным. Задаток является формой обеспечения исполнения обязательств. Законом о контрактной системе внесение сторонами задатка не предусмотрено.
При этом, согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии со статьей 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Отношения по обеспечению исполнения контракта регламентированы статьей 96 Закона о контрактной системе и предусматривают обеспечение исполнения контракта только со стороны участника закупки, с которым заключается контракт (предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет). Положений об обеспечении исполнения контракта заказчиком Закон о контрактной системе не содержит.
В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное (пункт 3 статьи 380 ГК РФ).
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Заказчиком при осуществлении закупки, НМЦК которого составляет 126359738,40 рублей, правомерно, в соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, установлен размер обеспечения исполнения контракта - 30% НМЦК - 37 907 921,52 рублей (раздел 20 аукционной документации).
Предусмотренная документацией предварительная оплата не превышает установленный для участников закупки размер обеспечения исполнения контракта, составляет также 37 907 921,52 рублей. В связи с указанным, Комиссия не усматривает нарушения части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Доводы заявителя ООО "Стройлэнд" о неправоспособности заказчика и о необъективном описании объекта закупки ввиду установления требований к площади закупаемых трехкомнатных квартир в г.п. "Орловский" в размере 36,70 кв. м. и 34 кв. м. признаны Комиссией необоснованным по следующим основаниям.
ГКУ "Служба единого заказчика" назначено государственным заказчиком по приобретению жилых помещений либо их строительству для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в рамках Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы (распоряжение Министерства территориального развития Забайкальского края от 14.12.2015 3867-р).
Описание объекта закупки осуществляется исходя из потребностей заказчика для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Забайкальского края (пункт 1 статьи 13 Закона о контрактной системе). В данной закупке потребностью заказчика является приобретение объектов недвижимого имущества (благоустроенных квартир, жилых домов), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в г.Борзя, пгт.Оловянная, пос.Калангуй, г.п. "Орловский" Забайкальского края.
Порядок предоставления гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением регламентирован нормами Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 87, пунктом 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Таким образом, заказчиком не нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании требований к площади закупаемых объектов недвижимого имущества исходя из равнозначных по площади ранее занимаемых переселяемыми гражданами жилых помещений. При этом в разделе 21 аукционной документации предусмотрены минимальные требования к площади помещений, что позволяет участнику закупки предложить равные либо большие по площади объекты недвижимости.
5. Довод заявителя ООО УК "Контакт" о нарушении заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе признан Комиссией обоснованным.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Требования к обеспечению исполнения контракта установлены в статье 96 Закона о контрактной системе.
Исполнение контракта может обеспечиваться путем внесения денежных средств или предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен быть с учетом требований статей 44 и 96 закона. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Указанные требования также установлены в разделе 20 аукционной документации.
Таким образом, для получения участником закупки банковской гарантии и предоставления ее в качестве обеспечения исполнения контракта проект контракта должен содержать конкретный срок действия контракта.
В соответствии с пунктом 14.9 проекта контракта "настоящий контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до полного исполнения принятых на себя обязательств".
В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит срока его действия, позволяющего предоставить банковскую гарантию, срок действия которой превысит срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Довод заказчика об установлении срока действия контракта в разделе 4.1 проекта признан Комиссией необоснованным, поскольку названный пункт предусматривает срок приобретения товара - до 1 ноября 2016 года. В данном случае срок исполнения обязательств одной из сторон не является сроком действия контракта.
Поскольку указанное влияет на намерение ООО УК "Контакт" принять участие в закупке, заказчику выдается предписание об устранении нарушения.
6. Довод заявителя ООО УК "Контакт" о нарушении уполномоченным учреждением пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе признан Комиссией обоснованным, поскольку извещение об осуществлении закупки действительно не содержит наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, предусмотренная статьей 42 закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.
Извещение об осуществлении закупки (реестровый N 0891200000615000056) содержит указанные сведения об уполномоченном учреждении - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок". Сведения о заказчике, в нарушение пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение не содержит.
Комиссия разделяет позицию представителя уполномоченного учреждения о формировании указанных сведений в ЕИС автоматически (что подтверждается на стр. 305-306 Руководства пользователя ЕИС), при этом названное обстоятельство не исключает обязанности, установленной в пункте 1 статьи 42 закона, по размещению в извещении сведений о заказчике.
Выявленное нарушение не влияет на определение победителя, поскольку сведения о заказчике в полном объеме размещены в аукционной документации, доступны для ознакомления на стр. 3 документации.
7. В остальной части доводы ООО УК "Контакт" признаны необоснованными.
В соответствии со специальными требованиями пункта 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении устанавливаются требования к размеру обеспечения заявки. Данные сведения в извещении содержатся. При этом в соответствии с требованиями части 17 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных аукционов указанные средства блокируются оператором электронной площадки при подаче заявки, в связи с чем заказчиком, уполномоченным учреждением не устанавливается какой-либо порядок их внесения.
Извещение о проведении закупки содержит сведения, что порядок предоставления обеспечения исполнения контракта содержится в аукционной документации.
Поскольку аукционная документация (раздел 16) устанавливает единые требования к участникам закупки (отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, не требуется предоставление документов о соответствии участника закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе) в извещении правомерно не установлен какой-либо перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 закона.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Стройлэнд" признать обоснованной частично.
2. Жалобу ООО УК "Контакт" признать обоснованной частично.
3. Государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края признать нарушившим часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Уполномоченное учреждение - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" признать нарушившим пункт 1 статьи 42, пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Заказчику, уполномоченному учреждению выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
6. Передать материалы жалоб должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
7. Передать материалы жалоб должностному лицу Забайкальского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения статей 11, 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
8. Передать материалы жалоб в Прокуратуру Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии: А.В.Горбунова
Члены Комиссии: А.О.Осипова
В.В.Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 20 января 2016 г. N 6
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2016