Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 января 2016 г. N 3-09-18.1/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО "СССР" (далее - Заявитель, Общество, Участник закупки, Податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкция здания лабораторного корпуса (здание N3) 2 очередь - 1 этап (извещение N 0569100000915000002) (далее - Аукцион), в присутствии:
- представителя ФГУП ЮУрИБФ (далее - Заказчик), действующих на основании доверенности от 14.01.2016 N 59;
- члена аукционной комиссии, личность удостоверена паспортом,
в отсутствие представителей Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 11.01.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 28.12.2015 извещения о проведении Аукциона и аукционной документации.
Начальная (максимальная) цены контракта - 9 737 546, 63 рублей.
Контракт по итогам закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы, Заявитель полагает следующее:
1. Заказчиком в составе первой части на участие в электронном аукционе требуются конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, но Приложение 1 к Техническому заданию в составе Документации об электронном аукционе и требования к характеристикам товаров, применяемых при выполнении работ в части II документации об аукционе - Техническое задание отсутствуют.
2. Заказчиком в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе положения документации об электронном аукционе были разъяснены лишь 06.01.2016 без указания предмета запроса и с отсутствием разъяснений по сути запроса. А были прикреплены документы, отсутствующие в составе аукционной документации и не размещенные на сайте www.zakupki.gov.ru, а именно: проектно-сметная документация. При этом, в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не был продлен. А также, приложение 1 к техническому заданию, на основе которого должна быть составлена первая часть заявки и в котором указаны требования к характеристикам товаров, применяемых при выполнении работ, так и не было прикреплено.
3. Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе установлены Заказчиком в нарушение пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Требования, регламентированные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в документации об электронном аукционе установлены с разногласиями (пункт 1.3 части 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" Радела I "Общие условия проведения электронного аукциона", пункт 13 "Требования к участникам и перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе извещения о проведении электронного аукциона).
Кроме того, подпункт 18.1.9 пункта 18 "Требования к участникам электронного аукциона" Радела I "Общие условия проведения электронного аукциона" содержит требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Закона о контрактной системе), при том, что начальная (максимальная) цена договора равна 9 737 546.63 рублей.
5. Заказчиком неправомерно требуется лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с видами деятельности: стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для захоронения радиоактивных отходов.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения (исх. N 25 от 18.01.2016).
1. 30.12.2015 поступил запрос о даче разъяснений положений документации электронного аукциона, ответ на который дан Заказчиком 06.01.2015.
2. Запрос о даче разъяснений положений документации электронного аукциона поступил 30.12.2015. На официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru в период с 23:30 31.12.2015 по 12:00 10.01.2016 проводились регламентные работы, во время проведения которых были недоступны функции "Главная страница сайта", "Личный кабинет", "Форум", "Поиск". Фактически возможность входа в "Личный кабинет" появилась только 06.01.2016.
Кроме того, в запросе о даче разъяснений некорректно поставлен вопрос, так как Требования к характеристикам товаров и услуг прописаны в части II аукционной документации (Техническое задание).
Тем не менее в ответ на запрос была представлена вся рабочая документация по проекту реконструкции Здания 3, так как ранее не была прикреплена к аукционной документации.
3. Требования и характеристики товаров, работ и услуг прописаны в пункте 2.1 части II аукционной документации, что не является нарушением пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. На территории предприятия заказчика расположены хранилища радиоактивных отходов. Проектом реконструкции Здания 3 предусмотрена модернизация лабораторий для проведения в них работ с радиоактивными веществами, в том числе вывод сетей ВК к сооружению "Спецканализация" и организация мест хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. На основании изложенного, по мнению Заказчика, требуется наличие лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Кроме того, требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе обусловлено тем, что общая сметная стоимость объекта Здание 3 в ценах 2001 года составляет 30 973 230 рублей, что в переводе в текущие цены IV квартала 2015 года составит 183 980 986 рублей.
5. Требование о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с видами деятельности: стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для захоронения радиоактивных отходов, установлено заказчиком в связи со спецификой объекта и работ, выполняемых на данном объекта.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "СССР", проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 1.2 части I Раздела I аукционной документации предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак используемого товара;
б) перечень работ, выполняемых в рамках договора подряда, заключаемого по итогам проведения настоящего электронного аукциона, отражены в Техническом задании (часть II документации об электронном аукционе) и проектно-сметной документации.
При этом характеристики товара, установленные документацией об электронном аукционе, отражены в Техническом задании (Часть II документации об аукционе).
Более того, согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе заполнение в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений о товарном знаке (его словесное обозначении) (при его наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентах (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, предлагаемого для поставки товара, конкретных показателях этого товара, производится Участником согласно Техническому заданию (Часть II документации об аукционе), прилагаемому к документации об аукционе в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
На заседании Комиссии представитель заказчика подтвердил, что участник закупки конкретизирует показатели товара, используемого при выполнении работ, в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в Техническом задании (Часть II документации об аукционе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, часть II документации об аукционе Техническое задание в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не содержит максимальных и (или) минимальных значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
2. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как следует из доводов жалобы Заявителя запрос о даче разъяснений положений аукционной документации направлен Заказчику 30.12.2015. Однако ответ на данный запрос размещен лишь 06.01.2016.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru в период с 23:30 31.12.2015 по 12:00 10.01.2016 проводились регламентные работы, во время проведения которых были недоступны функции "Главная страница сайта", "Личный кабинет", "Форум", "Поиск", в подтверждение представлен скриншот "Информация о регламентных работах" из раздела "Новости и объявления" с официального сайта в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru. В связи с чем ответ на запрос размещен заказчиком 06.01.2016.
Однако в соответствии с Законом о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе размещаются с указанием предмета запроса, тогда как размещенный 06.01.2016 заказчиком ответ в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе не содержит как предмета запроса, так и разъяснений. Фактически на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещены лишь разделы рабочей документации, что не отрицается Заказчиком.
3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе по каждому пункту Технического задания участник закупки должен указать:
- номер Товара, как он указан в перечне товаров используемых при выполнении работ;
- наименование Товара, как оно указано в перечне товаров используемых при выполнении работ;
- товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный, знак обслуживания, фирменное наименование), патенты, полезные модели, промышленные образцы), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
В случае отсутствия товарного знака (его словесного обозначения) участник вместо товарного знака (его словесного обозначения) и (или) названия должен указать в своей заявке в отношении такого Товара "товарный знак не имеется";
- производителя (по возможности);
- конкретные показатели (характеристики) товаров, материалов, соответствующие требованиям заказчика, установленным в перечне товаров (материалов) используемых при выполнении работ.
Однако пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе законодателем не установлена обязанность участников закупки, в случае отсутствия товарного знака, указывать в составе первой части заявки фразы "Товарный знак не имеется".
Более того, пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара указывается только при наличии.
Кроме того, Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ внесены изменения в Закон о контрактной системе, в том числе в подпунктах "а", "б" слова "места происхождения товара или наименование производителя" заменены словами "страны происхождения". Однако указанные изменения не учтены заказчиком при формировании требований к первой части заявки.
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе неправомерно сформированы требования к первой части заявки.
4. В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 13 Извещения о проведении электронного аукциона N 2, сформированного в составе аукционной документации, предусмотрены "Требования к участникам и перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ", согласно которым Заказчиком установлено требование о наличии и предоставлении:
1. Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Разрешенная деятельность данной лицензии:
- Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Перечень объектов применения деятельности:
- Стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ;
- Стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов;
- Стационарные объекты и сооружения, предназначенные для захоронения радиоактивных отходов.
2. Лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункту 1.3 части I аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии таких требований), или копии этих документов, а именно:
- копию допуска, выданного саморегулируемой организацией в соответствии Градостроительным кодексом РФ и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (приказ Минрегиона России от 30.12.2009 N 624), на следующие виды работ, являющиеся предметом Договора: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
- Лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Разрешенная деятельность данной лицензии:
- Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком.
Перечень объектов применения деятельности:
- Стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ;
- Стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов;
- Стационарные объекты и сооружения, предназначенные для захоронения радиоактивных отходов.
С учетом изложенного следует вывод о том, что запрашиваемый заказчиком в извещении и в аукционной документации перечень документов, подтверждающих соответствие участников положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является различным.
Таким образом, требования к составу второй части заявки сформированы Заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Заказчиком в извещении, сформированном на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, указано, что к участникам закупки установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Закона о контрактной системе).
Кроме того, пунктом 18.1.9 части I аукционной документации предусмотрено требование к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Закона о контрактной системе).
Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения в том числе аукционов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99).
Однако согласно пункту 2 Приложения N 1к постановлению N 99 требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации устанавливается при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Как следует из содержания извещения, сформированного на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 737 546,63 рублей, что не превышает 10 млн. рублей.
Таким образом, требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации установлено Заказчиком в нарушении частей 2, 4 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Ко всему прочему, следует отметить, что согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Закона о контрактной системе.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и в извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9, 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно требуется лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с видами деятельности: стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для захоронения радиоактивных отходов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что необходимость установления такого требования продиктована спецификой объекта и работ, выполняемых на данном объекта.
Доказательств, свидетельствующих о неправомерности установления требования о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с видами деятельности: стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для захоронения радиоактивных отходов, на заседание Комиссии не представлено.
Вместе с тем, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, о недоказанности довода Заявителя относительно неправомерности установления требования о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с видами деятельности: стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для захоронения радиоактивных отходов.
7. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Вместе с тем, пунктом 4.6 проекта контракта предусмотрено, что Генподрядчик обязан одновременно с подписанным Договором представить Заказчику обеспечение надлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Договору в виде банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией или передачи Заказчику денежных средств в залог, в том числе в форме вклада (депозита) в размере 30 % от начальной (максимальной) Цены Договора, что составляет ______ (___) рублей 00 копеек, что не соответствует положениям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
8. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила) предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Однако согласно пункту 12.2 проекта контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных Договором, Заказчик вправе потребовать уплату Неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения любого обязательства, предусмотренного Договором (в том числе за нарушение срока установленного в п. 5.3. настоящего Договора и согласованного сторонами проекта производства (ППР), срока начала производства работ, за нарушение срока сдачи промежуточных этапов работ, за нарушение срока передачи в монтаж оборудования, за нарушение срока передачи исполнительной документации, за нарушение срока освобождения строительной площадки от мусора и т.д.) начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором подряда срока исполнения обязательств. Размер такой Неустойки устанавливается в размере 3 % от стоимости соответствующего этапа за каждый день просрочки исполнения каждого обязательства. Заказчик, начислив неустойку, выставляет требование о ее уплате Генподрядчику или удерживает соответствующую сумму при оплате работ Генподрядчику.
Таким образом, размер штрафа и порядок начисления пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом установлены заказчиком в проекте контракта не в соответствии с частями 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
9. Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В подпункте 4 пункта 1.3 части I аукционной документации заказчиком продублированы положения пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе без конкретизации копии каких-именно документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо представить участнику в составе второй части заявки.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при рассмотрении жалобы, Комиссия, руководствуясь статей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СССР" необоснованными в части неправомерности установления требования о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с видами деятельности: стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных веществ; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения радиоактивных отходов; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для захоронения радиоактивных отходов, на заседание Комиссии не представлено.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1, частей 2, 4, 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 3 части 3, пункта 2 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки, аукционной комиссии предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии А.А. Васянина
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 января 2016 г. N 3-09-18.1/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2016