Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 января 2016 г. N 39-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Сапрыкиной Н.В.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "МедТехника" на положения документации об электронном аукционе на поставку расходных материалов для гистологической, цитологической, клинической лабораторий (извещение N 0369200000915000629) в присутствии:
представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 22.01.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 15.01.2016 поступила жалоба ООО "МедТехника" на положения документации об электронном аукционе на поставку расходных материалов для гистологической, цитологической, клинической лабораторий (извещение N 0369200000915000629) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинский областной клинический онкологический диспансер" 21.12.2015 объявило о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 754 846 рубле 40 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 15.01.2016 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
В пункт 11 технического задания заказчиком включен товар с наименованием "Маркер, устойчивый к растворителям". Однако указанное медицинское изделие не зарегистрировано в установленном законом порядке и не имеет соответствующего регистрационного удостоверения. Поставка данного товара без регистрационного удостоверения является незаконной.
Указанный в пункте 5 технического задания товар с наименованием "Пикрофуксин по Ван Гизону" выпускается единственным производителем ООО "БиоВитрум" и его производственным подразделением ООО "ЭргоПродакшн".
По мнению заявителя, указанное обстоятельство может ограничить количество участников в настоящей закупке.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на Комиссии указали следующее.
Документация об электронном аукционе сформирована с учетом потребности лечебного учреждения.
Более того, в аукционную документацию внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 11 технического задания, содержащий сведения о товаре "Маркер, устойчивый к растворителям", исключен из документации.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно материалам дела, заказчиком осуществляется закупка расходных материалов для гистологической, цитологической, клинической лабораторий.
В соответствии с пунктами 1 - 10 спецификации (приложение N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе) заказчику требуются товары с наименованиями "Эозин G 1% водный раствор", "Реактив Шиффа по Хочкиссу - Мак-Манусу", "Альциановый синий pH 1,0 Моури", "Гематоксилин Гарриса", "Пикрофуксин по Ван Гизону", "Декальнизирующий раствор", "Раствор для гистологической проводки на основе изопропилового спирта", "Гомогенизированная парафиновая среда для гистологической заливки", "Формалин забуференный нейтральный", "Набор для окраски гистологических препаратов по Циль-Нильсену".
Как следует из пояснений представителей заказчика, необходимость закупки медицинского изделия "Пикрофуксин по Ван Гизону" обусловлена объективными потребностями патологоанатомического отделения, т. к. в диагностических целях на постоянной основе осуществляется окраска микропрепаратов методом Ван Гизона, для реализации которого требуется пикрофуксин. Товар, производимый ООО "Эргопродакшн" реализуется на территории РФ различными организациями, что никаким образом не ограничивает конкуренцию.
В соответствии с частями 1, 4, 10 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте www.roszdravnadzor.ru, товар с наименованием "Эозин G 1% водный раствор" производится ООО "БиоЛайн" (РУ N РЗН 2013/1170 от 11.09.2013), ООО "ЭргоПродакшн" (РУ N РЗН 2013/775 от 23.03.2015). Медицинское изделие "Гематоксилин Гарриса" выпускается компаниями ООО "БиоЛайн" (РУ N РЗН 2013/1170 от 11.09.2013), ООО "ЭргоПродакшн" (РУ N РЗН 2013/775 от 23.03.2015). Изделие с наименованием "Формалин забуференный нейтральный 10%" производится такими компаниями как ООО "БиоЛайн" (РУ N РЗН 2013/1170 от 11.09.2013), ООО НПФ "БликМедиклПродакшн" (РУ N РЗН 2015/2763 от 19.06.2015). Товар с наименованием "Пикрофуксин по Ван Гизону" производится и выпускается единственным производителем ООО "ЭргоПродакшн" (РУ N РЗН 2013/775 от 23.03.2015). Каких-либо сведений об иных производителях данного изделия в государственном реестре не содержится.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 18.01.2016 на участие в настоящей закупке подано две заявки. В пунктах 1 - 10 заявок участниками к поставке предложены товары, производимые компанией ООО "ЭргоПродакшн" (Россия).
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе одним из принципов эффективного функционирования контрактной системы в сфере закупок является обеспечение конкуренции.
Исходя из содержания пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно частям 1, 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничение или устранению конкуренции.
При проведении торгов на осуществление закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Объединение в один лот различных видов товаров (в том числе имеющих индивидуальные особенности) требует от компаний, специализирующихся на поставках продукции определенной торговой марки, и имеющих, к примеру, дилерское соглашение, приобретать продукцию иных торговых марок, в ряде случаев, у конкурирующих компаний. При этом компании должны учитывать сроки поставки товара, риски, связанные с поставкой некачественного товара или несвоевременной поставкой им другими компаниями продукции и, как следствие, возможные санкции за неисполнение условий контракта, а также иные условия исполнения контракта.
Подобное формирование лотов способствует заключению антиконкурентных соглашений и совершению антиконкурентных согласованных действий между хозяйствующими субъектами, что не соответствует целям контрактной системы, в том числе не способствует снижению цены контракта на торгах.
Включение в состав лота товаров, которые производятся единственным производителем и реализуются его официальными дистрибьюторами (представителями), исключает возможность поставки хозяйствующими субъектами товара по всему сформированному заказчиком лоту, ограничивает конкуренцию и создает преимущественные условия участия в торгах хозяйствующим субъектам, реализующим продукцию ООО "ЭргоПродакшн".
Формирование лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), а также определение их содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), является правом заказчика, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части эффективного расходования бюджетных средств в результате формирования рыночной цены контракта в условиях конкуренции.
Относительно значимости изделия для лечебного учреждения Комиссия считает необходимым указать на возможность заказчика осуществить закупку товара в рамках отдельного лота.
В жалобе ООО "Медтехника" указано, что в пункт 11 технического задания заказчиком включен товар с наименованием "Маркер, устойчивый к растворителям".
Согласно пункту 2.1. (б) проекта контракта поставщик обязан предоставить заказчику товарно-сопроводительные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.), документы, подтверждающие качество товара в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующие качество товара и подтверждающие его соответствие требованиям безопасности (сертификаты/декларации соответствия, регистрационное удостоверение и т. п.).
По мнению заявителя, указанное медицинское изделие не зарегистрировано в установленном законом порядке и не имеет соответствующего регистрационного удостоверения.
Согласно пояснениям представителей заказчика, в аукционную документацию внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 11 технического задания, содержащий сведения о товаре "Маркер, устойчивый к растворителям", исключен из документации.
Как установлено материалами дела, заказчику поступил запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации, в котором участник указывал на отсутствие регистрационного удостоверения на закупаемый товар с наименованием "Маркер, устойчивый к растворителям".
Далее 26.12.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены запрос участника и ответ на запрос, в котором заказчиком указано на внесение в пункт 11 изменений.
Заказчиком 26.12.2016 опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона, а также аукционная документация, из которой исключен пункт 11 технического задания, содержащий сведения о товаре "Маркер, устойчивый к растворителям".
Вместе с тем, исходя из содержания части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.
В данном случае, заказчик изменил объект закупки, исключив из технического задания аукционной документации пункт 11, в котором содержалась информация о необходимости поставки с наименованием "Маркер, устойчивый к растворителям".
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "МедТехника" на положения документации об электронном аукционе на поставку расходных материалов для гистологической, цитологической, клинической лабораторий (извещение N 0369200000915000629):
- обоснованными в части неправомерного включения заказчиком в описание объекта закупки сведений о товаре "Пикрофуксин по Ван Гизону", выпускаемом единственным производителем ООО "ЭргоПродакшн";
- необоснованными в части наличия в аукционной документации сведений о товаре "Маркер, устойчивый к растворителям".
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии А.А. Васянина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 января 2016 г. N 39-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2016