Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 января 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 15.01.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.01.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Н. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ВидеоМонтажСервис" от 31.12.2015 N2102-ж на действия Заказчика - БУ "Центр социальной помощи семье и детям "Веста" при проведении запроса котировок, предметом которого являются услуги по техническому обслуживанию внутренних электросетей и наружного освещения (извещение N0387200010215000082) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика: из условий котировочной документации не понятно, как должны проводиться работы, с периодичностью или по заявкам и не понятно по какому расчету или прайсу будет оплачиваться работа по заявкам и по замене запчастей, кроме этого, техническое задание содержит указание на проведение ремонтно- восстановительных работ при текущих ремонтах, включая снятие плафонов для чистки, замену ламп, рассеивателей, исходя из резервного запаса, предусмотренного СНиП, из которого непонятно, что это за резервный запас и что это за СНИП.
До начала заседания Заказчиком в письменных возражения по доводам жалобы было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в связи с тем, что уведомление о поступлении жалобы было получено 15.01.2016.
Член Комиссии Управления пояснил присутствующим, что уведомление о поступлении жалобы направлялось 13.01.2016 на адрес электронной почты, указанный в извещении о проведении закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
В связи с тем, что 15.01.2016 являлось пятым рабочим днем с даты поступления жалобы, в ходатайстве об отложении рассмотрения жалобы было отказано.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Извещение и котировочная документация на оказание услуг по техническому обслуживанию внутренних электросетей и наружного освещения (извещение N0387200010215000082) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 30.12.2015.
Как следует из доводов жалобы, в проекте договора указано, что в общую цену Договора включены все расходы Исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по Договору в полном объеме и надлежащего качества, в том числе все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи, расходы на упаковку, маркировку, страхование, сертификацию, транспортные расходы по доставке товара до места поставки, затраты по хранению товара на складе Исполнителя, стоимость всех необходимых погрузочно-разгрузочных работ и иные расходы, связанные с оказанием услуг.
По условиям технического задания исполнитель должен исполнять работы с периодичностью и согласно перечню работ с заменой запчастей.
В соответствии с пунктом 12.9 проекта договора, в случае если услуги оказываются по заявкам Заказчика, то приёмке и оплате подлежат только те услуги, которые оказаны по соответствующим заявкам Заказчика в период действия Договора. Незаказанные Заказчиком услуги не принимаются и не оплачивается. В случае, если к окончанию срока действия Договора Заказчиком не заказан весь объем услуг, Стороны составляют Акт взаимосверки обязательств по Договору, в котором указываются сведения о прекращении действия Договора, сведения о фактически исполненных обязательствах по Договору; сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями Договора. Исполнитель обязан подписать Акт взаимосверки обязательств. Данный акт является основанием для проведения взаиморасчетов между Сторонами.
На основании вышеизложенного Заявитель делает выводы о том, что из условий закупки не понятно, как должны проводиться работы, с периодичностью или по заявкам и не понятно по какому расчету или прайсу будет оплачиваться работа по заявкам и по замене запчастей, в связи с чем цена контракта и порядок расчетов должны расчитываться исходя из цены за каждую позицию перечня расходных материалов и запасных частей к технике, оборудованию и услуг, и определяться по итогам аукциона путем снижения среднего значения цены каждой позиции, установленного в таблице расчета цены, пропорционально проценту снижения НМЦК по итогам торгов (пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе). Оплата должна производиться за фактически оказанные услуги с учетом стоимости единицы расходных материалов и запасной части к технике, оборудованию и услуг согласно приложению.
Кроме того, в техническом задании прописано проведение ремонтно-восстановительных работ при текущих ремонтах, включая снятие плафонов для чистки, замену ламп, рассеивателей, исходя из резервного запаса, предусмотренного СНиП.
Заказчик письменно пояснил следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация:
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке
Техническое задание содержит количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг.
В извещении указаны: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотреных статьей 33 Закона о контрактной систем, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы или график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Сведения о том, что "невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, общественного питания, переводчика, проведения оценки, перевозки грузов, пассажиров и багажа, юридических, медицинских, образовательных, гостиничных услуг" в извещении не содержится.
В техническом задании указано конкретное количество закупаемых услуг, а также период закупаемых услуг. Из чего следует, что исполнитель по условиям договора обязан обеспечивать оборудование в работоспособном состоаянии за период: с момента подписания договора по 31.12.2016.
Исходя из приложения 1 и 2 к техническому заданию перечень работ осуществляется ежемесячно.
Таким образом, объем услуг (а не работ, как указывает Заявитель) конкретизирован Заказчиком в указанных выше документах.
По факту оплаты работы Закачик пояснил, что как следует из проекта договора, в общую цену включены все расходы Исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по договору.
Форма котировочной заявки содержит условие об указании участниками цены запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию, цена работы, услуги.
Поскольку речь идет об оказании услуг, то участником запроса котировок должна быть указана как общая предлагаемая им цена, так и цена за единицу услуги.
Как следует из графика оказания услуг: услуги оказываются ежемесячно, то есть ценой за единицу услуги будет являться стоимость оказания услуг в месяц.
Изучив доводы сторон Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию внутренних электросетей и наружного освещения.
Техническим заданием установлены условия оказания услуг, согласно которым в обязанности исполнителя входит:
1.Проведение профилактической проверки осветительного, силового и коммутационного оборудования на объекте не реже 1- го раза в месяц, с занесением результатов проверки в журнал ТО на каждом объекте, включающее в себя следующий перечень работ:
- Чистка контактных соединений;
- Проверка освещения в каждом помещении;
-Проверка креплений механической защиты аппаратов и токоприемников;
- Проверка состояния заземления и технического состояния ВРУ, ЩС, РП, ГЩ, РУ, ЩО, РЩ;
- Визуальный осмотр мест ввода в аппараты и токоприемники;
- Осмотр мест прохода электросетей через стены и перекрытия;
- Проверка состояния конструкций, по которым проложены кабели и провода;
- Осмотр изоляции электросетей в местах вводов в электроаппараты и при наружной проводке
- Проверка состояния паек, плотности соединений
(с составлением акта прессовки);
-Проверка соответствия сетей фактическим нагрузкам и контроль отсутствия перегрева;
- Ведение технической документации в соответствии с ПУЭ;
2.Немедленное устранение выявленных неисправностей, таких как:
-Замена выключателей, магнитных пускателей, автоматов, перегоревших ламп и т.д.;
-Восстановление недостающих маркировок оборудования, линейных схем, бирок и указателей;
- Устранение провеса сетей, распределение сетей по фактическим нагрузкам;
- Перетягивание или смена электропроводок и магистралей, не соответствующих ПТЭЭП в пределах запланированных средств на материалы;
- Прочие работы, оговоренные ПТЭЭП и ПУЭ.
3.Проведение проверки работоспособности оборудования и электросетей после проведения ремонтных работ с обязательным уведомлением ответственных лиц данного объекта.
4.Обеспечение контроля за состоянием узлов электроучета, снятие показаний и передача их в установленные сроки в энергосбыт.
5.Проведение срочного устранения аварийных ситуаций в энергоснабжении по заявке либо переданной информации через диспетчерскую службу.
6.Предоставление копии договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на утилизацию опасных отходов I категории.
7. Проведение немедленного вывоза отработанных ламп ДРЛ, ЛД, ЛБ для последующей утилизации на спец. полигоне (как приборы, содержащие ртуть). При вывозе с объекта отработанных ламп ДРЛ, ЛД, ЛБ составляется двухсторонний акт, для каждой из сторон, о передаче ламп под утилизацию. Предоставить копии паспортов на образование опасных отходов (люминесцентных ламп).
8. Предоставление квалифицированного специалиста, прошедшего обучение по программе "Правила обращения с опасными отходами" и получившего свидетельство о профессиональной подготовке на право работы с опасными отходами (утилизация люминесцентных ламп).
9. Проведение ремонтно- восстановительных работ при текущих ремонтах, включая снятие плафонов для чистки, замену ламп, рассеивателей, исходя из резервного запаса, предусмотренного СНиП.
10. Проведение текущих и капитальных ремонтов с заменой электропроводки. Установка дополнительного оборудования проводится по согласованию с Заказчиком, исходя из действующих расценок.
11. Проведние профилактических электроизмерений в соответствии с графиком, по согласованию с Заказчиком, исходя из действующих расценок.
12. Назначение приказом ответственного за электрохозяйство, с исполнением обязанностей, соответствующих п.1.2.6. ПТЭЭП.
Ответственный за электрохозяйство проводит весь перечень мероприятий в соответствии с ПТЭЭП, ПУЭ, ППБ относительно электрохозяйства Заказчика.
В соответствии с пунктом 9 технического задания Стороны подписывают Акты об оказанных услугах за каждый месяц не позднее 10 числа, следующего за отчетным месяцем.
Акт об оказанных услугах за декабрь должен быть подписан не позднее 22 декабря 2016 года.
Согласно пункту 2.4.4 проекта договора расчет за оказанные услуги осуществляется ежемесячно в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания Заказчиком Акта об оказанных услугах либо, в случаях, предусмотренных Договором, со дня подписания Акта взаимосверки обязательств на основании представленного Исполнителем счета.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что исполнителем оказываются услуги в соответствии с периодичностью, установленной техническим заданием, по результатам оказания которых составляются акты, являющиеся основанием для оплаты оказанных услуг.
Пункт 12.9 проекта договора содержит отлагательное условие, согласно которому услуги может быть оказана и оплачена только по соответствующей заявке Заказчика.
Таким образом, доводы Заявителя, в части неясности периодичности проведения работ, не находят своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе изучения документации о закупке Комиссией Управления было установлено, что в техническом задании не указаны технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, объемы работ, которые необходимо будет выполнить исполнителю при проведении профилактической проверки осветительного, силового и коммутационного оборудования, проверки креплений механической защиты аппаратов и токоприемников, проверке состояния конструкций, по которым проложены кабели и провода.
Установленные техническим заданием обязанности исполнителя по замене выключателей, магнитных пускателей, перегоревших ламп, смена электропроводок и магистралей, не соответствующих ПТЭЭН, прочих работ, оговоренных ПТЭЭН и ПУЭ, проведение текущего и капитального ремонта с заменой электропроводки без указания максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться, в совокупности с формой заявки, предусматривающей требование об указании участником в заявке характеристик поставляемых товаров, цен запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цены единицы работы, услуги, не позволяют участникам сформировать ценовое и техническое предложение, которое в полной мере соответствовало бы потребностям Заказчика.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что проведение капитального ремонта с заменой электропроводки не соответствует предмету закупки, которым является оказание услуг по техническому обслуживанию внутренних электросетей и наружного освещения.
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ВидеоМонтажСервис" от 31.12.2015 N2102-ж на действия Заказчика - БУ "Центр социальной помощи семье и детям "Веста" при проведении , предметом которого является услуги по техническому обслуживанию внутренних электросетей и наружного освещения (извещение N0387200010215000082) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Центр социальной помощи семье и детям "Веста" нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - БУ "Центр социальной помощи семье и детям "Веста" нарушения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - БУ "Центр социальной помощи семье и детям "Веста" обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 января 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2016