Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 января 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 18.01.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.01.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Вшивцев А.Н. по доверенности Nисх-3580-15/Общ от 26.10.2015; Сеничкин В.А. по доверенности Nисх-3170-15/Общ от 28.09.2015;
от Уполномоченного органа - Раевская В.К. по доверенности от 01.01.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Феникс" (далее - Заявитель) от 11.01.2016 г. N13-ж на действия Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Заказчика - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Противотуберкулезный диспансер (дополнительные работы)", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ ГПЗ (извещение N0187200001715001342) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст 33 Федерального Закона 44-ФЗ, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона 44-ФЗ, Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Несмотря на это, в аукционной документации отсутствует надлежащим образом оформленный отдельный файл, содержащий требования к используемым материалам. В ответ на соответствующий запрос Заказчик предложил участникам руководствоваться списком материалов, расположенным в сводном сметном расчете, что является невозможным: сводный сметный расчет не может считаться эквивалентом описания объекта закупки, так как не содержит функциональных, технических и качественных характеристик используемых материалов, а лишь их количество и общую стоимость.
Таким образом, Заявитель считает, что заполнение заявки в соответствии с документацией, сформулированной таким образом, является невозможным и ограничивает конкуренцию.
2. Также Заказчик в ответе на запрос 11.12.2015 сообщает:
"Техническое задание (Локально-сметные расчеты) Приложение N1 к документации об электронном аукционе составлено с использованием программного комплекса ГРАНД - Смета версия 7.0., с применением нормативной базы: "ГЭСН, ФЕР - 2001 (редакция 2014 г. с изменениями от 12.11.14 N703/пр.)". Для грамотного понимания Технического задания (Локально-сметных расчетов) документации и оформления заявки на участие в настоящем аукционе, участникам закупки необходимо иметь навыки пользования вышеуказанными программами".
Согласно ч.2 ст.65 Федерального закона N44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 6 ст. 66 Федерального закона 44-ФЗ, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 документов и информации, не допускается.
Таким образом, в первой части заявки не могут быть установлены требования к наличию у участника размещения заказа определенной компетенции, в т.ч. по владению определенным программным обеспечением, это противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Федерального закона 44-ФЗ, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос
11 декабря 2015 г. Заказчиком на официальном сайте был опубликован ответ на запрос, в котором участник просил дать разъяснения по вопросам, касающимся конкретных характеристик материалов, содержащихся в файле "Локальный сметный расчет N 02-01" (всего 144 позиции), на что Заказчиком был дан следующий ответ:
"Поясняем участникам закупки, что в соответствии с ч. 5 ст. 65 44-ФЗ заказчик дает разъяснения положений документации об электронном аукционе таким образом, что бы суть ее не изменилась. В поданном запросе о даче разъяснений положений документации об аукционе с п. 1 до п. 144 участник фактически требует от Заказчика составить ему первую часть заявки, что противоречит закону".
Заявитель считает, что подобное поведение Заказчика недопустимо и свидетельствует о попытках уклониться от своих обязанностей по разъяснению положений аукционной документации.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Противотуберкулезный диспансер (дополнительные работы)", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ ГПЗ (извещение N0187200001715001342) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 21.10.2015.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание Заказчиком составлено в виде локальных сметных расчетов.
Закон о контрактной системе, а также иные нормативно - правовые акты не содержат требований к форме описания объекта закупки.
Следовательно, заказчик самостоятельно определяет форму технического задания. В данном случае требования к качеству, техническим характеристикам работ, услуг, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика отражены в техническом задании, которое представлено локальными сметными расчетами.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о том, что в аукционной документации отсутствует надлежащим образом оформленный отдельный файл, содержащий требования к используемым материалам не нашел своего подтверждения.
2. По второму доводу Заявителя Комиссия Управления отмечает, что при подготовке документации для проведения электронного аукциона Заказчиком была разработана и утверждена техническая часть документации. Заказчиком определены максимальные и минимальные значения (со словами не более, не менее и т.д.), которые дают возможность участнику предложить характеристики товара, посредством которых будет обеспечиваться выполнение капитального ремонта, при составлении описания объекта закупки используются стандартные показатели, требования, условные обозначений и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки.
Требования к составу заявок установлены пунктом 23 аукционной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно подпункту 6 пункта 23 Порядка на основании представленных заказчиком автономного округа документов уполномоченный орган автономного округа в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами в сфере закупок осуществляет подготовку и проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по запросам участников закупки дает разъяснения положений документации о ее осуществлении. При этом подготовку разъяснений по вопросам, указанным в пунктах 9 - 17 настоящего Порядка, осуществляет заказчик автономного округа.
Пунктом 11 Порядка установлено, что заказчики автономного округа осуществляют разработку технического задания в соответствии с методикой, утвержденной уполномоченным органом автономного округа.
Поступивший запрос от ООО "Строительная Компания Всестройпроект" о разъяснении положений аукционной документации касался исключительно технического задания.
11.12.2015г. на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок Уполномоченным органом были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Так, сославшись на письмо Заказчика, Уполномоченным органом были размещены разъяснения следующего содержания:
"Техническое задание (Локально-сметные расчеты) Приложение N1 к документации об электронном аукционе составлено с использованием программного комплекса ГРАНД - Смета версия 7.0., с применением нормативной базы: "ГЭСН, ФЕР - 2001 (редакция 2014 г. с изменениями от 12.11.14 N703/пр.)".
Данная документация прошла экспертизы в КУ ХМАО-Югры "Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве" и в Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Разъясняем участникам содержания по позициям сметы:
ФЕР (федеральная единичная расценка) - утверждена приказом Минстроя РФ от 30.01.14 N31/пр - обозначает работу;
ФССЦ (федеральный сборник сметных цен) - утвержден приказом Минстроя РФ от 12.11.14 N 703/пр - обозначает материал;
Реестр цен - рассчитывается путем выбора средней цены и характеристик от трех поставщиков товара - обозначает материал.
Для грамотного понимания Технического задания (Локально-сметных расчетов) документации и оформления заявки на участие в настоящем аукционе, участникам закупки необходимо иметь навыки пользования вышеуказанными программами".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления также пояснил, что дополнительно в ответе на запрос было указано следующее "В соответствии с ч. 5 ст. 65 44-ФЗ заказчик дает разъяснения положений документации об электронном аукционе таким образом, что бы суть ее не изменилась. В поданном запросе о даче разъяснений положений документации об аукционе с п. 1 до п. 144 участник фактически требует от Заказчика составить ему первую часть заявки, что противоречит закону".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что разъяснения Заказчика содержат информацию, необходимую для составления заявки, разъяснено какой пункт относиться к материалам, а какой обозначает работу. Составленная заявка участника закупки фактически является конкретным предложением для последующего выполнения работ. Пунктом 5 статьи 10 ГК РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Таким образом, лицо, подавая заявку на участие в закупке, должно понимать и осознавать специфику работ, подлежащих выполнению в дальнейшем, т. е. обладать навыками прочтения Локальных-сметных расчетов.
Также Комиссия Управления отмечает, что для участия в данном аукционе необходимо представить свидетельство СРО о допуске к видам работ в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.09 N 624: 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Одним из условий получения данного свидетельства является наличие аттестованных работников с соответствующим квалификационным уровнем и образованием, которые в свою очередь должны обладать специальными познаниями в строительной сфере (в том числе пользоваться программным комплексом ГРАНД - Смета версия 7.0).
На основании вышеизложенного, разъяснение положений аукционной документации дано в полном соответствии с требованиями статьи 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Феникс" от 11.01.2016 г. N13-ж на действия Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Заказчика - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Противотуберкулезный диспансер (дополнительные работы)", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ ГПЗ (извещение N0187200001715001342) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 января 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2016