Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 января 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 18.01.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.01.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Н. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Плюс" от 11.01.2016 N3-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение дополнительных работ по объекту: "Физкультурно-спортивный комплекс с универсальным игровым залом в городе Югорске" (извещение N0187300005815000682) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Однако проект контракта размещенный заказчиком таких сведений не содержит.
2. Аукционная документация не содержит четкого указания количества и наименования выполняемых работ. Не представляется возможным определить какой именно объем работ необходимо выполнить. Документация содержит проектную документацию, но не указано какая именно часть проекта является теми самыми дополнительными работами. Подобное описание объекта закупки нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Информационная карта в пункте 8 сообщает что объём работ указан в Техническом задании.
Однако Техническое задание об объемах работ (которые однозначно должны иметь четкие количественные характеристики) никакой информации не содержит.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение дополнительных работ по объекту: "Физкультурно-спортивный комплекс с универсальным игровым залом в городе Югорске" (извещение N0187300005815000682) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 14.12.2015.
Заказчик письменно пояснил по первому доводу Заявителя следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть III документации).
Закон о контрактной системе содержит требования к содержанию контракта, установленные статьей 34 Закона о контрактной системе, так и вытекающие из требований к описанию объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, и иных общих норм этого Закона. При этом частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Данное условие отражено в пункте 2.2 проекта контракта (Часть III документации), в котором указано:
"2.2. Цена контракта является фиксированной на весь период действия контракта, за исключением условий, предусмотренных настоящим контрактом.
В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Цена контракта включает в себя: стоимость строительно-монтажных и пусконаладочных работ, материалов, изделий, конструкций и их монтаж, хранение материалов, изделий, конструкций и расходы на их перевозку и доставку (транспортные расходы), погрузочно-разгрузочные работы, затраты, связанные с обеспечением выполнения работ рабочими кадрами и ИТР, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, компенсацию издержек Подрядчика на уплату налогов и других обязательных платежей, накладные расходы, сметную прибыль, расходы, связанные с эксплуатацией машин и механизмов и прочие расходы Подрядчика, связанные с выполнением обязательств по настоящему контракту, и необходимые для полного завершения работ по настоящему контракту с надлежащим качеством.".
Таким образом, прямое указание о том, что цена контракта является твердой, в проекте муниципального контракта имеется.
Твердая цена жестко фиксирует объем встречного предоставления (размер платежной обязанности контрагента) и исключает возможность последующего учета колебаний рыночной конъюнктуры.
Следует отметить, при буквальном толковании части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе не требует дословного указания слов "твердая цена", слова "твердая" и "фиксированная" являются синонимами, то есть имеющие одно лексическое значение. Более того, что согласно ч. 4 ст. 709 Гражданского кодекса РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой, при отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
2. По второму доводу Заявителя Заказчик указал следующее.
Подпунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, содержащимися в названной норме.
Частью 1 статьи 743 ГК РФ определено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, должно осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства также в соответствии с проектной документацией.
Согласно пункту 11 части 12 статьи 48 ГрК РФ и пункту 28 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, входит в состав проектной документации объектов капитального строительства.
Часть II документации "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение дополнительных работ по объекту: "Физкультурно-спортивный комплекс с универсальным игровым залом в городе Югорске" (далее - техническое задание) заказчиком установлены требования к материалам (товарам), используемым при выполнении работ. Данные требования содержатся в техническом задании, а также в приложениях, являющихся неотъемлемой частью технического задания.
Техническое задание состоит из:
- приложения N 1 "Проектно-сметная документация", которая представлена отдельными файлами и является неотъемлемой частью документации об аукционе;
- приложения N 2 "Характеристика используемых товаров", которое предоставлено отдельным файлом и является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Папка "Сметная документация" (п. 16 технического задания) входит в состав проектно-сметной документации (Приложение 1 технического задания), представлен в виде двух файлов - двух смет, которые являются неотъемлемой частью документацию:
- 1 смета "локально-сметный расчет N 02-02-01 Общестроительные работы";
- 2 смета "локально-сметный расчет N 02-01-02 Водоподготовка бассейна".
Таким образом, в состав документации об аукционе входит и включен локальный сметный расчёт, на основании которого определены требования к объёму выполняемых работ, обоснована начальная (максимальная) цена контракта, а также иная документация в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Плюс" от 11.01.2016 N3-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение дополнительных работ по объекту: "Физкультурно-спортивный комплекс с универсальным игровым залом в городе Югорске" (извещение N0187300005815000682) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 января 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2016