Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 13 декабря 2016 г. N 124-44/02-16
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 16 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Чеченское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<_____.>;
Члены Комиссии:
<_____.>;
<_____.>
В присутствии представителя Уполномоченного органа - Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (364020, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Грибоедова, 129, далее - Уполномоченный орган Чеченской Республики), <_____.> (Доверенность N01 от 15.04.2016г.)
В присутствии представителя Заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система" г. Грозного (364903, Чеченская Республика, г. Грозный, пр-т. В. В. Путина, 22, далее - МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного), <_____.> (Доверенность N1 б/д),
В отсутствии надлежащим образом уведомленных представителей Заявителя - Индивидуального предпринимателя Гончарова Дмитрия Владимировича (462433, Оренбургская область, г. Орск, ул. Б. Хмельницкого, 3, кв. 84, далее - ИП Гончаров Д. В.), письменного ходатайства не представили,
рассмотрев Жалобу ИП Гончарова Д. В., на действия Заказчика - МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного при проведении процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение ремонтных работ МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного расположенного по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шахтеров, 113, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом Чеченской Республики в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru. (далее - Единая информационная система) было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке Акционерного Общества "Электронные торговые системы" на сайте www.etp-micex.ru (далее - АО "ЭТС") процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение ремонтных работ МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного расположенного по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шахтеров, 113, на начальную (максимальную) цену контракта 4 420 000, 00 рублей (Реестровый номер 0194200000516006959) (далее - Электронный аукцион).
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме (электронном аукционе) (019420000516006959) от 08.12.2016г. (далее - Протокола рассмотрения заявок) по окончании срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе была подано две заявки с соответствующими порядковыми номерами, которые по результатам проведения процедуры рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией Уполномоченного органа Чеченской Республики были признаны соответствующим требованиям установленным документацией об Электронном аукционе и допущены к участию в аукционе.
В соответствии с Протоколом проведения Электронного аукциона от 12.12.2016г., (далее - Протокол проведения аукциона), в ходе проведения торгов предложение по цене исполнения контракта было сделано одним единственным участником закупки с порядковым номером заявки 3 на сумму 4 397 900, 00 рублей.
Согласно Протокола подведения итогов аукциона в электронной форме (электронном аукционе) (019420000516006959) от 13.12.2016г., по результатам проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Электронного аукциона, аукционная комиссия Уполномоченного органа признала вторую часть заявки единственного участника торгов соответствующей требованиям установленным документацией об Электронном аукционе. При этом, руководствуясь частью 13 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе _" Электронный аукцион был признан не состоявшимся.
По мнению ИП Гончарова Д. В., его права нарушены следующими действиями Заказчика - МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного:
1. Нарушение части 2 и 5 статьи 31, статьи 63, статьи 64 и статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _", в части нарушения требования к содержанию извещения и документации об Электронном аукционе и установления требований к участникам закупки и к объекту закупки с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе _" (в частности отсутствие в извещении требований к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О контрактной системе _", в том числе требований к Свидетельствам СРО по конкретным видам деятельности, неправомерное установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ N99, установление требований к сроку выполнения работ "до 30.12.2016г., при том, что контракт не может быть заключен ранее 23.12.2016г.).
ИП Гончаров Д. В., в качестве обоснования доводов, изложенных в жалобе, представил документацию об Электронном аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Согласно пояснениям, представленным представителями Заказчика - МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного и Уполномоченного органа Чеченской Республики на рассмотрение настоящей жалобы, процедура закупки проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе _", документация была разработана и утверждена Заказчиком - МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного и также соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Каких-либо требований ограничивающих количество участников закупки не было установлено.
Кроме того, в рамках исполнения требований статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" в извещении и документации к участникам закупки были установлены требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _", при этом в составе извещения были указаны требования, предъявляемые к участникам Электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны были быть представлены участниками Электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _", а также были установлены требования, предъявляемые к участникам аукциона в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона "О контрактной системе _".
При этом, в качестве документа подтверждающего соответствия участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, было установлено требование о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием в свидетельстве следующего вида работ: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), что соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" и положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" в извещении и в документации об Электронном аукционе были установлены требования к сроку выполнения работ - "до 31.12.2016г.", при этом, Федеральным законом "О контрактной системе _" не установлены какие-либо требования или ограничения к срокам и порядку выполнения работ, в связи с чем, доводы заявителя о неправомерности установления сроков выполнения работ безосновательны, что подтверждает и факт поступления заявок от участников закупки готовых выполнить работы по предмету контракта, в том числе, в установленные Заказчиком сроки.
Однако, согласно пояснений представителя Заказчика - МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного, действительно, в ходе разработки документации об Электроном аукционе, допущена ошибка в части установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" и Постановлением Правительства РФ N99, при том, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 420 000, 00 рублей.
При этом, указанные нарушения не привели к отклонению участников закупки и соответственно к ограничению количества участников закупки, что подтверждается Протоколами, составленными в ходе проведения Электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, в целях соблюдения прав добросовестных участников, подавших заявки на участие в Электронном аукционе представитель Заказчика - МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного и представитель Уполномоченного органа Чеченской Республики просили признать жалобу не обоснованной и позволить заключить контракт с победителем проведения процедуры закупки.
В обоснование представленных пояснений представитель Заказчика и Уполномоченного органа Чеченской Республики предоставили извещение, документацию об Электронном аукционе, Протокола рассмотрения заявок составленными в ходе проведения Электронного аукциона.
2. Выслушав представителей сторон, исследовав полученные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _" извещение о проведении Электронного аукциона, помимо прочего, должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно части 3 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должно содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" при осуществлении процедуры закупки, к участникам должно бать установлено, в том числе обязательное требование соответствия участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно извещения и документации, об Электронном аукционе предметом торгов является выполнение ремонтных работ МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного расположенного по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шахтеров, 113, т.е., капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс РФ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
При этом, согласно части 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 1 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации, Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В силу части 4 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г. N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Техническим заданием документации об Электронном аукционе, установлены виды работ необходимые к выполнению в ходе исполнения контракта, в том числе "Кладка стен кирпичных внутренних", "Кладка перегородок из кирпича" и т.д., которые в соответствии с Перечнем отнесены к видам работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности.
Таким образом, исходя из положений части 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, для участия в Электронном аукционе, участник закупки должен иметь в наличии, выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
При этом, согласно пункта 24 "Единые требования к участникам аукциона в электронной форме" документации об Электронном аукционе установлены требования к участникам Электронного аукциона, согласно которым, участник Электронного аукциона должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, которые являются предметом контракта: установлены, в частности:
Иметь в наличии выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием в свидетельстве следующего вида работ: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)- Жилищно-гражданское строительство", а также сведений, о предельной стоимости работ по одному контракту (договору) по которому член саморегулируемой организации (участник размещения заказа) планирует осуществлять организацию работ, исходя из размера взноса, который был внесен им в компенсационный фонд саморегулируемой организации, на основании ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, требование к участникам закупки установленное в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" соответствует требованиям установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Однако, согласно пункта 25 "Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг в соответствии с ч.2 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ" документации об Электронном аукционе, Заказчиком - МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного к участникам Электронного аукциона установлены дополнительные требования в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", в частности:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Соответствующими работами являются работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
При этом, согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015г., N99 установлены дополнительные требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, и случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление Правительства РФ N99).
Согласно Постановлению Правительства РФ N99, в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения, в том числе, аукционов, в части наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (в том числе, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с извещением и документацией об Электронном аукционе предметом контракта является выполнение ремонтных работ МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного расположенного по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шахтеров, 113 (Классификация по ОКВЭД2 41.20.40.000).
Однако, согласно извещение и документации, об Электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 420 000, 00 рублей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при проведение Электронного аукциона к участникам закупки не могли быть установлены дополнительные требования о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации в соответствии с требованиями части 2 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" и Постановлением Правительства РФ N99.
Таким образом, установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" и Постановлением Правительства РФ N99, при том что, начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 420 000, 00 рублей, не правомерно и противоречит требованиям установленным частью 6 статьи 31, пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _".
Нарушение требований части 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Однако, результаты проведения Электронного аукциона показали, что выявленные в ходе рассмотрения настоящей жалобы и проведения настоящей внеплановой проверки нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе _", не привели к необоснованному отклонению какого-либо участника закупки на этапе проведения процедуры рассмотрения заявок. Таким образом, выявленные нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе _" не повлияли на результаты Электронного аукциона.
Согласно извещения и документации, об Электронном аукционе, срок окончания подачи заявок прошел 07.12.2016г. в 10 часов 00 минут.
На основании выше изложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе _", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Жалобу Индивидуального предпринимателя Гончарова Дмитрия Владимировича обоснованной, в части неправомерного установления к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с частью 2 статьи 31 и Постановлением Правительства РФ N99;
2. Признать в действиях Заказчика - МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного нарушения требований части 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _";
3. В связи тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты Электронного аукциона, Предписание об устранении нарушений части 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64Федерального закона "О контрактной системе _" Федерального закона "О контрактной системе _" не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношение должностного лица Заказчика - МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Грозного.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 13 декабря 2016 г. N 124-44/02-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2016