Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 6 декабря 2016 г. N 1931
Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 декабря 2016 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
В присутствии представителя:
Представителя МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N117" г.Сорочинска Оренбургской области - Стрепковой О.В.,
Представитель ООО "Авангард" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу ООО "Авангард" на действия МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N117" г.Срочинска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "СОШ N117", расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Сорочинск, ул.Железнодорожная, 6 с проведением противоаварийных мероприятий (номер извещения N 0353300122016000001),
УСТАНОВИЛА:
29 ноября 2016 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Авангард" (далее - Заявитель) на действия МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N117" г.Срочинска (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "СОШ N117", расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Сорочинск, ул.Железнодорожная, 6 с проведением противоаварийных мероприятий (номер извещения N 0353300122016000001) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части проведения процедуры заключения контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик установил требования к вспомогательным материалам "Лента изоляционная", Заказчик нарушает права участников из числа СМП в части сроков оплаты за выполненные работы, ответственность на неисполнение условий о привлечении субподрядчиков из числа СМП установлена с нарушением Закона о контрактной системе, Заказчик в документации указывает, что любое лицо, в том числе физическое может принять участие в аукционе, однако физлицо не обладает допусками СРО, сведения о товарах приложены Заказчиком отдельным файлом "АПС", поиск которого является затруднительным, Заказчиком не установлен перечень документов, подтверждающий наличие опыта исполнения работ.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что документация об электронном аукционе соответствует требования Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
11.11.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение N 0353300122016000001 и документация об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "СОШ N117", расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Сорочинск, ул.Железнодорожная, 6 с проведением противоаварийных мероприятий.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 25062749.00 руб.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив техническую часть аукционной документации по позиции "Лента изоляционная", полагает, что указанный материал не является вспомогательным. Кроме того, он содержится в ресурсной ведомости и локально-сметном расчете, в связи с чем, нарушений ст.33 Закона о контрактной системе, не имеет места.
В соответствии с ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Заказчиком в Информационной карте установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 90%.
Согласно извещению о проведении аукциона, Заказчиком не установлено ограничения участия в определении поставщика, в связи с чем, установление в проекте контракта сроков оплаты работ подобным образом не является нарушением требований Закона о контрактной системе.
В силу ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссия Оренбургского УФАС России, полагает, что поскольку указанная закупка проводится не в соответствии ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе, установления порядка оплаты подобным образом не является нарушением ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив положения проекта контракта относительно ответственности Подрядчика за неисполнение условия о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНО, нарушений ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, не усматривает, поскольку проект контракта содержит положения ст.34 Закона о контрактной системе относительно ответственности.
Согласно ч.4 ст.3 Закона о контрактной системе, участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что указание Заказчиком в п.19 информационной карты, что в указанном аукционе может принять участие любое физическое лицо, не является нарушением требований Закона о контрактной системе.
Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив аукционную документацию, размещенную на официальном сайте в ЕИС установила, что что техническое задание размещено Заказчиком, при этом последнее состоит из: локально-сметного расчета, проекта, сведениях о товарах, используемых при выполнении работ с указанием минимальных, максимальных показателей, а также неизменных показателей.
На официальном сайте размещено 11 локально-сметных расчетов по каждому виду работ, к каждому локально-сметному расчету приложены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ с подробной инструкцией по заполнению первой части заявки в части указания показателей материалов.
В связи с изложенным, доводы жалобы являются необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Данные требования определены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление от 04.02.2015 N 99).
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
В п.19 информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам аукциона - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в данном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Группа объектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Между тем, Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив аукционную документацию, установила, что, в нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлено требование о предоставлении в составе заявки копий документов, подтверждающих соответствие требованиям, указанным в п.19 информационной карты.
Между тем, учитывая, что Заказчиком даны разъяснения относительно перечня документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контракта, соблюдая баланс интересов сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным не выдавать предписание.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард" на действия МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N117" г.Срочинска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "СОШ N117", расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Сорочинск, ул.Железнодорожная, 6 с проведением противоаварийных мероприятий (номер извещения N 0353300122016000001), частично обоснованной.
2. Признать МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N117" г.Срочинска нарушившей п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 6 декабря 2016 г. N 1931
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2016