Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 9 декабря 2016 г. N 851
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
--------------------- руководитель Мордовского УФАС России.
Члены Комиссии:
---------------------- начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
---------------------------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
--------------------- специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в присутствии:
--------------------------- представителя МОУ "Саловская средняя общеобразовательная школа" Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (доверенность б/н от 19.09.2016 г.);
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ",
рассмотрев 09 декабря 2016 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия МОУ "Саловская средняя общеобразовательная школа" Лямбирского муниципального района Республики Мордовия при проведении аукциона в электронной форме N 0309300076816000003 на здание МОУ "Саловская СОШ" Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (капитальный ремонт) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 05 декабря 2016 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 05.12.2016 N 1255 рассмотрение жалобы назначено на 08.12.2016 на 11 часов 10 минут в заседании Комиссии его председателем объявлялся перерыв до 09.12.2016 до 08:50.
В своей жалобе Заявитель указывает:
1) Заказчик установил неверный срок окончания предоставления разъяснений и нарушил положения ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе;
2) в проекте контракта содержаться условия, которые классифицируются как однозначные нарушения, а именно - удержание штрафных санкций в одностороннем порядке
3) Заказчик в пункте 13.4 проекта контракта указал условия изменения контракта не соответствующие ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, присутствующие на заседании Комиссии, пояснили, что документация об Аукционе и проект контракта соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и просит признать жалобу необоснованной, производство по данному делу прекратить.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия Заказчика и аргументы его представителей, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона N 0309300076816000003 на здание МОУ "Саловская СОШ" Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (капитальный ремонт) размещены на официальном сайте единой информационной системы по адресу: http://zakupki.gov.ru 18.11.2016 года.
Начальная (максимальная) цена контракта: 11572936 рублей
Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.12.2016 10:00
1. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 24 документации об Аукционе установлено следующее: "Дата начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе: 18.11.2016 по 01.12.2016.
Таким образом, дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 (далее - постановление N 1063) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Во исполнении ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в контракт включены условия об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 3.5 проекта контракта оплата по настоящему контракту может быть осуществлена Заказчиком путем выплаты Подрядчику суммы фактически выполненных работ, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), на основании платежного документа, оформленного Заказчиком, с указанием суммы неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно 5.2. Заказчик имеет право: в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту Заказчик вправе самостоятельно во внесудебном порядке взыскать сумму неустойки из обеспечения исполнения контракта, предоставленного подрядчиком в виде денежных средств (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Подрядчиком).
Следует отметить, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что указанные положения в проекте государственного контракта не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с ч. 16 ст. 70 Закона о контрактной системе в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств.
В пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержится определение понятия непреодолимой силы, под которой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Тем самым, Законом о контрактной системе предусмотрено продление сроков в случаях указанных в ч. 16 ст. 70 Закона о контрактной системе при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. При этом в отношении продления сроков исполнения обязательств по контрактам при наступлении обстоятельств непреодолимой силы Закон о контрактной системе явных указаний не содержит.
Таким образом, довод о указании Заказчиком в пункте 13.4 проекта контракта условия изменения контракта не соответствующих ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе является необоснованным.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству используемого товара при выполнении строительно-монтажных работ, то подрядчик обязан использовать товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
В Разделе 2 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлены требования к закупаемому товару, в том числе к раствору готовому отделочному, тяжелому, известковому - "растворная смесь не должна содержать золы-уноса более двадцати пяти процентов массы цемента"; песок природный для строительных работ средний - "значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф должно составлять до 370 Бк/кг".
Согласно пояснениям Заказчика, показатель "содержание золы-уноса в растворимой смеси" является показателем, влияющим на прочность растворной смеси при отрицательных температурах. В случаях превышения установленных ГОСТом значений параметра по данному показателю у растворной смеси снижается начальная прочность, особенно при низких температурах, что уменьшает долговечность и морозостойкость эксплуатации кладки, сложенной с применением таких растворных смесей, следовательно, ухудшаются эксплуатационные характеристики объекта закупки. Показатель "удельная эффективность активность естественных радионуклидов" определяет радиационную безопасность использования строительных материалов. При превышении установленных ГОСТом значений показателя радиоактивности строительного песка эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Показатель "содержание золы-уноса в растворной смеси и требование в отношении значения такого показателя предусмотрены пунктом 4.6 ГОСТ 28013-98 "растворы строительные. Общие технические условия" (прилагается).
Показатель "удельная эффективная активность естественных радионуклидов", требования в отношении значения показателя и условные обозначения, применимые к показателю, предусмотрены пунктом 4.3 ГОСТ 8736-2014 "песок для строительных работ. Технические условия" (прилагается).
Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству используемого товара при выполнении строительно-монтажных работ, то подрядчик обязан использовать товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
Техническое задание документации об Аукционе содержит требования, к конкретным показателям используемых товаров, в том числе по раствору готовому отделочному тяжелому, известковому 1:2,5 - "растворная смесь не должна содержать золы - уноса более двадцати пяти процентов массы цемента, песок природный для строительных работ средний - "значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф должно составлять до 370 Бк/кг; раствор готовый кладочный цементный марки 100 - "растворная смесь не должна содержать золы-уноса более двадцати процентов массы цемента"; раствор готовый кладочный цементный марки 150 - "растворная смесь не должна содержать золы-уноса более двадцати процентов массы цемента", раствор готовый кладочный цементный марки 200 - "растворная смесь не должна содержать золы - уноса более двадцати процентов массы цемента"; раствор готовый кладочный цементный марки 50 - "растворная смесь не должна содержать золы уноса более двадцати процентов массы цемента".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что содержание документации об аукционе должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, затрудняет формирование своих предложений и создает препятствия для потенциальных участников электронного аукциона.
Многие характеристики в техническом задании документации об Аукционе являются специфичными и известными только производителю, которые имеют значение на стадии лабораторного контроля произведенной продукции, но не в сфере обращения и реализации товара (материала) как такового. В сопроводительных документах при продаже товаров (материалов) могут отсутствовать в силу закона те характеристики, которые Заказчик определил как значимые и существенные.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика не представил доказательства и не привел доводов и аргументов в подтверждение необходимости установления таких сложных требований к используемым материалам при выполнении работ, что он обладает необходимым инструментарием, лабораториями и квалифицированными специалистами по проверке заявленных требований и предложений исполнителя по контракту, что также подтверждает бессмысленность и искусственное усложнение документации об аукционе в части требований к материалам. В результате чего возможно необоснованное и неправомерное ограничение количества участников закупки, трудности с заполнением заявки, отказ в допуске к участию в аукционе и нарушение прав и законных интересов участников закупки.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования к составу материалов, используемых при выполнении работ по контракту, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе ответственность за совершение которых предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Разделе 2 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлены требования к закупаемому товару, в том числе в пункте 16 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен гладкие без завала":
- водопоглощение, % - не более 25;
- предел прочности при изгибе - не менее 15;
- термическая стойкость глазури, °С - 150;
- твердость глазури по Моосу - не менее 5.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что ГОСТом 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1990 N 120, определены показатели необходимой к поставке плитки.
Установлено, что в соответствии с вышеуказанным ГОСТом, определено водопоглощение плитки, % - не более 16.
Таким образом, в Техническом задании документации об Аукционе, Заказчиком установлено неверное требование к водопоглощению плитки, противоречащее требованиям действующего ГОСТ 6141-91.
В связи с вышеизложенным, действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе в тем, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу, что нарушение Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения Подрядчика, так как в п. 16 Технического задания документации об Аукционе указана ссылка на действующий ГОСТ 6141-91, который содержит все характеристики, необходимые для составления и подачи заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что такие показатели как: предел прочности при изгибе - не менее 15; термическая стойкость глазури, °С - 150; твердость глазури по Моосу - не менее 5 не требуют испытаний товара со стороны подрядчика, использующего данные товары при выполнении работ, так как соответствие товара указанным показателям гарантируется производителем, декларирующего в сопроводительной документации соответствие товара требованиям действующего ГОСТ 6441-91.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 9 "Бетон тяжелый, класс В15 (М200) Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком установлена следующая характеристика: крупные заполнители должны иметь среднюю плотность зерен не менее 2000 кг/.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в отношении Бетонов тяжелых действует ГОСТ 26633-2012, в котором закреплены требования к крупным заполнителям, а именно: должны иметь среднюю плотность зерен от 2000 до 3000 кг/м3.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об указании Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе вышеуказанного показателя не соответствующего требованиям ГОСТ 26633-2012 является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Вместе в тем, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу, что нарушение Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения Подрядчика, так как в п. 9 Технического задания документации об Аукционе указана ссылка на действующий ГОСТ 26633-2012, который содержит все характеристики, необходимые для составления и подачи заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "-----------" (далее - Заявитель) на действия МОУ "Саловская средняя общеобразовательная школа" Лямбирского муниципального района Республики Мордовия при проведении аукциона в электронной форме N 0309300076816000003 на здание МОУ "Саловская СОШ" Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (капитальный ремонт) (далее - Аукцион) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п.п. 1-2 ч. ч. 1 ст. 64 положений Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений требований законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: -----------
Члены Комиссии: -------------
---------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 9 декабря 2016 г. N 851
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016