Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2016 г. N 44-4338/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик):
ООО "ЛенПрофМонтаж" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27044-ЭП/16 от 01.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на ремонт второго этажа здания для создания РЦ "Биобанк" по адресу г. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 17.л.А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.10.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100003416000731. Начальная (максимальная) цена контракта - 25 394 525,12 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
1. Заявитель в жалобе указал на неправомерное отсутствие в документации о закупке требования о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на выполнение работ, являющихся предметом контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Например, согласно разделу 6 "Отделочные работы" и разделу 1 "Хоз-питевой водопровод В1" Части V документации о закупке Заказчиком установлено требование к выполнению, в том числе следующих работ: "Изоляция внутренних стен по штукатурке жидким теплоизоляционным покрытием толщиной 1 мм; Гидравлическое испытание трубопроводов систем отопления, водопровода и горячего водоснабжения диаметром: до 50 мм. Гидравлическое испытание трубопроводов систем отопления, водопровода и горячего водоснабжения диаметром: до 100 мм.".
Согласно п.п. 12.10, 24.29 Перечня установленные в Части V документации о закупке работы относятся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Следовательно, у лица, выполняющего эти виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно быть свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При проведении аукциона в документацию требование к участникам о наличии такого свидетельства установлено не было.
Довод Заказчика о неустановлении требования к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на основании п. 2 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, которым установлено, что утвержденный Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с п.п. 1 - 4, 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, признан Комиссией УФАС несостоятельным. По мнению Заказчика, спорные работы не требуют такого разрешения, следовательно, наличие свидетельства СРО не обязательно.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что работы, поименованные в аукционной документации, включены в Перечень, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, следовательно, требование к участникам аукциона о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, должно было быть включено в обязательном порядке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в части неустановления в документации о закупке требований к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на неправомерное, по его мнению, неустановление в документации о закупке требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к видам деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление Правительства N 1225) определен перечень работ и услуг, входящих в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Перечню к работам и услугам, входящим в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесены:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, при наличии в документации о закупке требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, требование о наличии лицензий у участника закупки не устанавливается. Основанием для выполнения работ в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса и ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса является выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком.
Комиссия УФАС установила, что документация о закупке должна содержать требование к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно положениям Части IV "Проект контракта" Заказчиком установлено право подрядчика на привлечение к исполнению контракта субподрядных организаций.
Таким образом, документацией о закупке не установлено требование о выполнении работ лично.
Согласно пояснениям Заказчика выполнение работ, подлежащих лицензированию, на основании сметной документации составляет незначительный объем от общего объема необходимых для выполнения работ.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в рассматриваемом случае приведет к ограничению количества участников закупки.
Следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
3. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке положений инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчиком установлена в п. 2.4 Части III документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "В случае, если для первого и четвертого видов показателей установлены двойные требования с разными единицами измерения (второй вариант указан в скобках), участник аукциона вправе указать конкретное значение для одного из предоставленных требований к показателю и оставляет соответствующую единицу измерения. Также участник может указать два значения и две советующие единицы измерения соответствующие друг другу, при этом второй вариант значения показателя и единицу измерения необходимо указывать в скобках.".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование к оформлению первой части заявки на участие в аукционе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно инструкции Заказчиком установлено, в том числе следующее: "Несоблюдение участником при заполнении заявки, вышеуказанной инструкции, может привести к возникновению оснований, для отклонения заявки участника.".
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг
Таким образом, несоответствие первой части заявки на участие в аукционе является основанием для отказа в допуске первой части заявки участника закупки на участие в аукционе и не может оцениваться комиссией на предмет возникновения или отсутствия оснований для отклонения заявки.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, несоответствующей нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
4. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к товарам, которые определяются по результатам проведения испытаний.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно Таблице N 3.4 Части V документации о закупке Заказчиком установлены, например, следующие требования: "Олифа. Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 200,5 °С - в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не < 19 и с верхним пределом не > 66 с.".
Согласно таблице 2 ГОСТ 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия" условная вязкость при температуре (20_0,5°С) по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм определяется по ГОСТ 8420.
Согласно разделу "Информационные данные" ГОСТ 8420-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости" за условную вязкость лакокрасочных материалов, обладающих свободной текучестью, принимают время непрерывного истечения в секундах определенного объема испытуемого материала через калиброванное сопло вискозиметра типа ВЗ-246. За условную вязкость лакокрасочных материалов густой консистенции, определяемую шариковым вискозиметром, принимают время прохождения в секундах стального шарика между двумя метками вертикально установленной стеклянной трубки вискозиметра, наполненной испытуемым материалом.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к конкретным показателям товаров, которые определяются путем проведения испытаний в соответствии с действующими с ГОСТ 32389-2013 и ГОСТ 8420-74, следовательно, могут быть представлены участником закупки в первой части заявки на участие в аукционе только в случае наличия товара у участника закупки на момент подачи первой части заявки на участие в аукционе, либо наличия у участника закупки протоколов испытаний каждого из товаров, к которым Заказчиком установлены аналогичные требования. В случае наличия у участника закупки протоколов испытаний товаров на момент подачи заявки на участие в аукционе, все сведения, указанные в протоколах должны соответствовать требованиям Заказчика, установленным в документации о закупке.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки физико-механических и иных свойств, которые определяются по результатам проведения испытаний, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявок свойств товара, определяемых путем проведения испытаний товара, нарушают ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛенПрофМонтаж" частично обоснованной в части доводов:
- об отсутствии в документации о закупке требований к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- об установлении инструкции по заполнению первой части заявки, несоответствующей законодательству о контрактной системе;
- об установлении в инструкции по заполнению первой части заявки требований к оформлению заявки;
- об установлении в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 66, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2016 г. N 44-4338/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2016