Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2016 г. N 44-4302/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Российский научный центр радиологии и хирургических технологий" (далее - Заказчик):;
ООО "ЭлитСервис" (далее - Заявитель): ;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 26888-ЭП/16 от 29.11.2016) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по стирке и обработке белья и дезинфекционной камерной обработке постельных принадлежностей для нужд ФГБУ "РНЦРХТ" Минздрава России в 2017 году (далее - аукцион),
а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.11.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100049216000313. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 427 166,67 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 чт.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.11.2016 N0372100049216000313-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 4) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "Заявка участника на участие в электронном аукционе отклонена на основании п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. Участник аукциона в своей заявке не указал конкретные показатели каждого из используемых товаров в позициях 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 вместо этого приведены диапазонные значения показателей".
Комиссия УФАС установила, что требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при оказании услуг, установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию аукционной документации.
Например, к товару по позиции 1 "Средство 1" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования:
"Средство должно быть предназначено для стиральных линий и стиральных центрифужных машин и использоваться для текстильных изделий из хлопка и смешанной ткани. Средство должно быть пригодно для химико-термической дезинфекции белья. Необходимо сохранение Средством оптимальных результатов стирки при низком дозировании. В Средстве необходимо содержание хлорустойчивых осветлителей, для улучшения степени белизны. По консистенции Средство должно быть непрозрачной желтой вязкой жидкостью; Общая щёлочность Средства не менее 1 г/л, но более 3 г/л (для 1%-го раствора в умягченной воде); Значение рH не менее 11,5, но не более 13,2 (для 1%-го раствора в умягченной воде). Содержание воды не менее 57%, но не более 57,9%, натрия гидроксид не менее 14,5%, но не более 16%, натрия трифосфат не менее 9,85%, но не более 11%, спирт С12-18 этоксилированный пропоксилированный менее 6,1%, но более 5,85%, натрия силикат более 5%, но менее 6%, спирт С13-15 этоксилированный не менее 3,7 %, но не более 5 %, целлюлозная камедь не более 0,7%, натрия глюконат не более 0,55%, карбомер менее 1%, натрия диэтилентриамин пентаметилен фосфонат не более 0,45%, парфюм не более 0,45%, натрия хлорид менее 0,35%, калий натрий С10-13 алкил бензенсульфонат не более 0,25%, динатрия дисульфонат не более 0,2%, производная стильбенодиамин дисульфокислота не более 0,15%, натрия гликолат менее 0,15%, натрия карбонат не более 0,15%, бутилфенил метилпропионал менее 0,15%
Средство должно соответствовать ГОСТ 52488-2005".
В том числе в п.9 части V "Техническое задание" Заказчиком указано следующее: " Требования к качеству товара, техническим характеристикам и к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при оказании услуг, установлены в Приложении N 1 к настоящему техническому заданию.
Данные характеристики используются Заказчиком для определения соответствия предлагаемого товара, используемого при оказании услуг, требованиям, указанным в Техническом задании.
Участник в заявке указывает конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В описании товара заказчиком используются следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, значения которых не могут.
Устанавливается следующий порядок описания характеристик используемого товара, предлагаемого участником электронного аукциона:
по первому виду показателей участник электронного аукциона указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
по второму виду показателей участник электронного аукциона указывает значение, установленное заказчиком.
Данные характеристики используются заказчиком для определения соответствия предлагаемого товара требованиям, указанным в Техническом задании".
В соответствии с п.2 .1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке.
Вместе с тем, Комиссия УФАС установила, что в аукционной документации отсутствует надлежащая инструкция по заполнению первой части заявки, поскольку в Приложении N1 к Техническому заданию Заказчик описывает требования к товару с использованием слов "не менее_., но не более_", "не менее..", "не более", "должно быть"..и т.д, без указания на то, к какому виду показателей относятся данные требования.
Следовательно, участнику закупки не представляется возможным определить порядок предоставления конкретных показателей в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Проанализировав первую часть заявки Заявителя (порядковый номер заявки 4), Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что аукционная комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку Заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок, поскольку участником закупки с порядковым номером 4 в составе заявки представлены конкретные показатели товаров, в соответствии с требованиями технической части аукционной документации Заказчика.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч.5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке.
В п.9 части V "Техническое задание" Заказчиком указано следующее: " Требования к качеству товара, техническим характеристикам и к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при оказании услуг, установлены в Приложении N 1 к настоящему техническому заданию.
Данные характеристики используются Заказчиком для определения соответствия предлагаемого товара, используемого при оказании услуг, требованиям, указанным в Техническом задании.
Участник в заявке указывает конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В описании товара заказчиком используются следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, значения которых не могут.
Устанавливается следующий порядок описания характеристик используемого товара, предлагаемого участником электронного аукциона:
по первому виду показателей участник электронного аукциона указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
по второму виду показателей участник электронного аукциона указывает значение, установленное заказчиком.
Данные характеристики используются заказчиком для определения соответствия предлагаемого товара требованиям, указанным в Техническом задании".
В аукционной документации отсутствует надлежащая инструкция по заполнению первой части заявки, поскольку в Приложении N1 к Техническому заданию Заказчик описывает требования к товару с использованием слов "не менее_., но не более_", "не менее..", "не более", "должно быть"..и т.д, без указания на то, к какому виду показателей относятся данные требования.
Следовательно, участнику закупки не представляется возможным определить порядок предоставления конкретных показателей в составе первой части заявки на участие в аукционе, что не позволяет участникам закупки заполнить заявку в соответствии с требованиями Заказчика, о чем свидетельствует отклонение заявки с порядковым номером 4.
В действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в аукционной документации надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при оказании услуг, установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию аукционной документации.
Например, к товару по позиции 1 "Средство 1" Заказчиком установлены требования: "Средство должно быть предназначено для стиральных линий и стиральных центрифужных машин и использоваться для текстильных изделий из хлопка и смешанной ткани. Средство должно быть пригодно для химико-термической дезинфекции белья. Необходимо сохранение Средством оптимальных результатов стирки при низком дозировании. В Средстве необходимо содержание хлорустойчивых осветлителей, для улучшения степени белизны. По консистенции Средство должно быть непрозрачной желтой вязкой жидкостью; Общая щёлочность Средства не менее 1 г/л, но более 3 г/л (для 1%-го раствора в умягченной воде); Значение рH не менее 11,5, но не более 13,2 (для 1%-го раствора в умягченной воде). Содержание воды не менее 57%, но не более 57,9%, натрия гидроксид не менее 14,5%, но не более 16%, натрия трифосфат не менее 9,85%, но не более 11%, спирт С12-18 этоксилированный пропоксилированный менее 6,1%, но более 5,85%, натрия силикат более 5%, но менее 6%, спирт С13-15 этоксилированный не менее 3,7 %, но не более 5 %, целлюлозная камедь не более 0,7%, натрия глюконат не более 0,55%, карбомер менее 1%, натрия диэтилентриамин пентаметилен фосфонат не более 0,45%, парфюм не более 0,45%, натрия хлорид менее 0,35%, калий натрий С10-13 алкил бензенсульфонат не более 0,25%, динатрия дисульфонат не более 0,2%, производная стильбенодиамин дисульфокислота не более 0,15%, натрия гликолат менее 0,15%, натрия карбонат не более 0,15%, бутилфенил метилпропионал менее 0,15%
Средство должно соответствовать ГОСТ 52488-2005".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок химического состава веществ в составе средства для стирки ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе. В том числе, содержание вышеуказанных веществ в средстве для стирки возможно определить только проведения определенные лабораторные испытания.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию, а именно к химическим веществам, содержащимся в средстве для стирки, являются избыточными и нарушают правило объективного описания объекта закупки, в чем усматриваются нарушения ч.6 ст.66 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭлитСервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.2 ч. 1 ст. 64, ч 6 ст.66 ( п.1 ч.1 ст.33) Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2016 г. N 44-4302/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2016