Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2016 г. N 44-4331/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N40" (далее - Заказчик):;
в отсутствии представителей:
Администрации Курортного района Санкт-Петербурга (далее- Уполномоченный орган);
ООО "Торговый Дом "Невский" (далее - Заявитель):
надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 27008-ЭП/16 от 30.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов животноводства в СПб ГБУЗ "Городская больница N40" в 2017 году (далее - конкурс),
а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с изменениями размещено 24.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200000616000142. Начальная (максимальная) цена контракта - 36 330 226,50 рублей.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Качество используемых товаров" не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, в том числе требований о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 3 ст. 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком при оценке заявок по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" использованы следующие показатели:
- Качество используемых товаров.
Заказчиком в п. 2.3 раздела 3 части II " Специальная часть. Инструкция участникам закупки" установлен, в том числе, следующий порядок оценки по показателю "Качество используемых товаров":
"По показателю "Качество используемых товаров" заказчиком оценивается превышение качественных характеристик товаров. Превышение качественных характеристик определяется исходя из предложения участника в части соотнесения предложения участника, с требованиями документов нормативно-технического регулирования, действующих на территории Российской Федерации. При оценке по данному показателю сравнение предложений участников производится между собой в следующем порядке:
Оценка заявки по показателям осуществляется на основании информации предоставленной участником в составе своей заявки по форме N 2.1 к специальной части документации, являющейся предложением участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Для определения лучшего предложения участника по показателю "Качество используемых товаров", Заказчиком устанавливаются оцениваемые характеристики товаров.
В отношении характеристик, указанных в п. 2.3.1. более качественной является характеристика с меньшим значением, в пределах значений, установленных документами нормативно-технического регулирования. Значение показателя равняется среднему арифметическому трех подтвержденных значений, представленных участником.
В случае невозможности вычислить среднее арифметическое из трех значений - данное значение будет считаться большим значением из представленных участниками.
В отношении характеристик, указанных в п. 2.3.2. более качественной является характеристика с большим значением, в пределах значений, установленных документами нормативно-технического регулирования. Значение показателя равняется среднему арифметическому трех подтвержденных значений, представленных участником.
В случае невозможности вычислить среднее арифметическое из трех значений - данное значение будет считаться меньшим значением из представленных участниками.
Порядок расчета баллов по показателю "Качество используемых товаров".
2.3.1. Перечень показателей, являющихся критериями оценки по лучшему предложению с минимальными значениями:
- Говядина, замороженная в полутушах, 1 категория: "Максимальная площадь зачисток от побитостей и кровоподтеков, срывов подкожного жира и мышечной ткани" - не более 15 % поверхности полутуши;
- Колбаса вареная, категория А: "Максимальная массовая доля жира" - не более 20 %;
- Консервы мясные. Мясо тушеное, высший сорт: "Максимальная массовая доля жира" - не > 17 %;
- Кура потрошеная замороженная, 1 сорт: "Максимальная массовая доля влаги, выделившейся при размораживании " - не более 4 %;
- Грудки кур замороженные: "Максимальное содержание жира на 100 грамм" - не более 9 г;
- Масло сливочное несоленое, 82,5% жирности, высший сорт: "Максимально допустимое содержание афлатоксина М1" - не более 0,0005 мг/кг;
- Масло сливочное несоленое, 82,5% жирности, высший сорт: "Максимально допустимое содержание левомицетина" - не более 0,0003 мг/кг;
- Масло сливочное несоленое, 82,5% жирности, высший сорт: "Максимально допустимое количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов" - не более 110 КОЕ/г;
- Масло сливочное несоленое, 82,5% жирности, высший сорт: "Максимально допустимое содержание плесени и дрожжей в сумме" - не более 100 КОЕ/г;
- Сметана 15% жирности: "Максимально допустимое содержание афлатоксина М1" - не более 0,0005 мг/кг;
- Сыры полутвердые: "Максимально допустимое содержание афлатоксина М1" - не более 0,0005 мг/кг;
- Творог 9% жирности: "Максимально допустимое содержание афлатоксина М1 " - не более 0,0005 мг/кг;
- Яйцо куриное пищевое столовое, 1 категория: "Максимально допустимое содержание левомицетина" - включительно до 0,0003 мг/кг.
По каждой оцениваемой характеристике заявке участника присваиваются баллы.
Количество баллов, присуждаемых по характеристике с наименьшим лучшим значением, определяется по формуле:
Баллы=100хКмин/Кi
где:
Кмин - минимальное предложение из предложений по характеристике, сделанных участниками закупки;
Кi- предложение участника закупки в отношении характеристики, заявка (предложение) которого оценивается.
2.3.2. Перечень показателей, являющихся критериями оценки по лучшему предложению с максимальными значениями:
- Колбаса вареная, категория А: "Минимальная массовая доля белка" - не менее 12 %;
- Консервы мясные. Мясо тушеное, высший сорт: "Минимальная массовая доля белка" - не менее 15 %;
- Кура потрошеная замороженная, 1 сорт: "Минимальное содержание белка в 100 г тушки" - не менее 17 г;
- Грудки кур замороженные: "Минимальное содержание белка на 100 грамм" - не менее 17 г;
- Молоко коровье ультрапастеризованное 2,5 % жирности длительного хранения: "Минимальная массовая доля белка" - не менее 3 %;
- Сметана 15% жирности: "Минимальная массовая доля белка" - не менее 2,6 %;
- Сыры полутвердые: "Содержание жира в 100 г сыра" - не менее 28,5 г;
- Сыры полутвердые: "Содержание белка в 100 г сыра" - не менее 24,5 г;
- Творог 9% жирности: "Минимальная массовая доля белка" - не менее 16 %;
- Кефир 2,5% жирности: "Минимальная массовая доля белка" - 3 %.
По каждой оцениваемой характеристике заявке участника присваиваются баллы.
Количество баллов, присуждаемых по характеристике, с наибольшим лучшим значением, определяется по формуле:
Баллы=100хКi/Кмах
где:
Кмах - максимальное предложение из предложений по характеристике, сделанных участниками закупки;
Кi- предложение участника закупки в отношении характеристики, заявка (предложение) которого оценивается.
В случае отсутствия предложения участника по какой либо оцениваемой характеристике, такому участнику по данной характеристики присваивается 0 (ноль) баллов.
Расчёт баллов производится Заказчиком по каждой характеристике предложенной участником. Итоговое значение баллов определяется как сумма значений баллов участника по всем характеристикам.
Полученные итоговые значения ранжируются пропорционально по мере уменьшения. Максимальный балл - 100 баллов - получает участник набравший наибольшую суммой баллов по данному критерию.
Участнику набравшему наименьшее количество баллов по данному критерию - присваивается 0 баллов.
Остальные участники получают соответствующий балл пропорционально значению полученных сумм баллов.
Итоговое значение показателя умножается на коэффициент значимости.
При предоставлении недостоверной информации, баллы по подкритерию не начисляется".
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, а так же обязанность по осуществлению производственного контроля, которая заключается, в том числе, в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, проведении лабораторных исследований и испытаний, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с установленным Заказчиком порядком оценки по показателю "Качество используемого товара" участникам закупки надлежит представить в качестве документа, подтверждающего достоверность указанных в заявке значений оцениваемых показателей товаров один из следующих документов на выбор:
" Протокол испытаний; сертификат, в т.ч. гигиенический; паспорт качества; удостоверение качества. Подтверждением качественных характеристик указанных участником являются наличие в представленном документе информации о значении характеристик, указанных участником в своем предложении.
Расчет среднеарифметического значения производится по трем значениям, подтвержденным документально. Подтверждением будет являться предоставление документов, выданных на товар одного производителя, с разбросом дат выдачи не менее чем 1 месяц друг от друга, либо документов, выданных на товар разных производителей с любым разбросом дат их выдачи.
Даты выдачи подтверждающих документов должны быть не более чем за 6 месяцев до окончания срока подачи заявок. Документы, выданные ранее - не учитываются и комиссией не рассматриваются.
Все подтверждающие документы должны быть выданы организациями, уполномоченными на проведение подобных испытаний в порядке, установленном действующим законодательством.
Все документы представляются участником в отношении конкретного сорта, вида, типа, категории товара предполагаемого к поставке товаров после заключения контракта. Документы, представленные не в отношении предлагаемого к поставке товара, комиссией не рассматриваются и не учитываются.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.
Отсутствие документов подтверждающих качество используемых товаров не является основанием для отклонения заявки участника".
Комиссия УФАС полагает, что поскольку Положениями Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства N 1085 не установлен перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "Качество товара", то Заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "Качество товара".
В связи с этим, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Заказчиком в документации о закупке требования позволяют определить соответствие товара, поставляемого участником закупки до момента подачи конкурсной заявки, государственным стандартам и иной нормативно-технической документации, что позволяет подтвердить добросовестность участника закупки в части ранее исполненных контрактов, аналогичных объекту закупки.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок не является основанием для отклонения конкурсной заявки и направлен на выявление лучшего конкурсного предложения.
Таким образом, протоколы испытаний на продукты питания могут использоваться при оценке заявки участника по показателю "Качество используемых товаров", т.к. содержат в себе информацию о соблюдении участником требований действующего законодательства в части оборота продуктов питания.
Согласно доводам жалобы, установление требований к наличию подтверждающих документов при оценке качества товара, являющегося объектом закупки, влечет за собой ограничение конкуренции, поскольку, по мнению Заявителя: " участник для достижения максимального соответствия критерию должен собственными силами отвезти полтушу говядины для сдачи образца в лабораторию ради одного показателя: площадь зачисток от побитостей и кровоподтеков, срывов подкожного жира и мышечной ткани" - не более 15 % поверхности полутуши".
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Заказчика требования качеству и характеристикам товара "Говядина, замороженная в полутушах, 1 категория" установлены Заказчиком в соответствии с нормами документов нормативно-технического регулирования, такими как: "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 N021/2011, Технический регламент Таможенного союза от 09.12.2011 N022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" от 09.10.2013 N 034/2013, ГОСТ Р 54315-2011".
Доказательства, свидетельствующие о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявки по показателю "Качество используемого товара", в том числе требование о предоставлении документа, подтверждающего достоверность указанных в заявке значений оцениваемых показателей товаров ограничивает количество участников закупки Заявитель на Комиссию УФАС не предоставил.
Более того, возможность получить положительные баллы по спорному показателю не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим критериям.
Таким образом, оспариваемый порядок оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
На основании изложенного жалобу следует признать необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 32, 50, 51, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый Дом "Невский" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2016 г. N 44-4331/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016