Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2016 г. N 44-4372/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ " Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):;
ООО "Юр Сервис" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27087-ЭП/16 от 01.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения в Выборгском районе Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200213516000141. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 943 516,82 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положении Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Анализ аукционной документации показал, что требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, содержатся в Приложении N7 к Техническому заданию.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров, которые, по мнению Заявителя, являются излишними и, в том числе, могут быть представлены только по результатам проведения испытаний на товар.
Например, к товару "Раствор строительный" Приложения N7 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: "Тип раствора по основному назначению должен быть - кладочный . Марка по подвижности должна быть - Пк2 . Марка раствора строительного по прочности на сжатие в проектном возрасте должна быть - М150 . Вид вяжущего должен быть - цемент . Содержание в заполнителе зерен крупностью менее 0,16 мм - не более 20 % по массе. Содержание в заполнителе пылевидных и глинистых частиц - включительно до 5 % по массе. Содержание в заполнителе зерен крупностью свыше 5 мм - не более 15 % по массе. Марка раствора по морозостойкости - не менее F150 . Водоудерживающая способность растворной смеси - 90 %. Содержание в заполнителе зерен крупностью свыше 10 мм - не более 5 % по массе. Содержание в заполнителе глины в комках - не > 0,5 % по массе. Модуль крупности заполнителя - в диапазоне конкретных значений с верхним пределом не более 2,5 и с нижним пределом свыше 1,5 . Группа заполнителя - средняя либо мелкая . Класс заполнителя - I или II" . В Техническом задании Заказчиком также установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 28013 "Растворы строительные. Общие технические условия" и ГОСТ 8736 "Песок для строительных работ. Технические условия".
Так в соответствии с ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" 2014 (раздел 6: "Методы контроля") испытания песка проводят по ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний".
В разделе 5 ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний" установлен порядок и методы проведения испытаний для определения содержания пылевидных и глинистых частиц: метод отмучивания, пипеточный метод, метод мокрого просеивания, фотоэлектрический метод.
Таким образом, определить конкретное значение показателя "Содержание в заполнителе пылевидных и глинистых частиц" возможно только проведя лабораторные испытания.
Вместе с тем, требование о предоставлении конкретного значения вышеуказанного показателя относится к сырью, из которого состоит раствор, а не к самому товару "Раствор", в связи с чем, Комиссия УФАС полагает, что данный показатель" Содержание в заполнителе пылевидных и глинистых частиц", определяемый путем проведения испытаний, не может свидетельствовать о функциональных, технических и эксплуатационных характеристиках такого товара как "Раствор строительный".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации о закупке установлены требования к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний в соответствии с методами испытаний, установленными соответствующими государственными стандартами.
Установление в документации о закупке требований к физико-механическим, химическим и иным показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе, а также не соответствует требованиям ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
К товару по позиции "Кабель тип 1" Заказчиком установлены следующие требования: "Материал токопроводящей жилы должен быть - медная токопроводящая жила . Конструктивное исполнение токопроводящих жил должно быть - однопроволочное круглое . Вид материала изоляции токопроводящей жилы должен быть - изоляция из поливинилхлоридного пластиката . Форма поперечного сечения кабеля должна быть - круглая . Число токопроводящих жил должно быть - 2 шт. Вид материала наружной оболочки должен быть - поливинилхлоридный пластикат пониженной горючести . Исполнение в части показателей пожарной опасности должно быть - не распространяющее горение при групповой прокладке по категории А . Материал токопроводящей жилы должен быть - медная токопроводящая жила . Конструктивное исполнение токопроводящих жил должно быть - однопроволочное круглое . Вид материала изоляции токопроводящей жилы должен быть - изоляция из поливинилхлоридного пластиката . Форма поперечного сечения кабеля должна быть - круглая . Число токопроводящих жил должно быть - 2 шт. Вид материала наружной оболочки должен быть - поливинилхлоридный пластикат пониженной горючести . Исполнение в части показателей пожарной опасности должно быть - не распространяющее горение при групповой прокладке по категории А . Предельное отклонение от температуры стойкости кабеля к старению - в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее -2 и с верхним пределом не более 2 °С. Относительное удлинение изоляции при разрыве до старения - не менее 150 %. Температура стойкости кабеля к старению - не менее 78 °С. Электрическое сопротивление 1 км токопроводящей жилы при температуре 20 °С - 12,1 Ом. Номинальная толщина изоляции - не менее 0,6 мм. Относительное удлинение наружной оболочки при разрыве после старения - не менее 150 %. Выдерживаемое воздействие постоянного напряжения в течение 10 минут -
7,2 кВ. Номинальное переменное напряжение между основными токопроводящими жилами кабеля - не менее 0,66 кВ. Допустимая температура нагрева токопроводящих жил кабеля в режиме перегрузки - не менее 90 °С. Допустимая температура нагрева токопроводящих жил кабеля по условию невозгорания при коротком замыкании - не менее350 °С. Глубина продавливания изоляции при высокой температуре - не более 50 %. Длительно допустимая температура нагрева токопроводящих жил кабеля - не менее 70 °С. Глубина продавливания наружной оболочки при высокой температуре - не более 50 %. Прочность наружной оболочки при разрыве после старения - не менее 12,5 Н/мм
. Прочность изоляции при разрыве после старения - не менее 12,5 Н/мм
. Постоянная электрического сопротивления изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящей жилы - не менее 0,037 МОмкм. Стойкость кабеля к воздействию повышенной температуры окружающей среды - не менее 50 °С. Номинальное сечение токопроводящей жилы - не более 4 мм
. Прочность изоляции при разрыве до старения - не менее 12,5 Н/мм
. Относительное удлинение изоляции при разрыве после старения - не менее 150 %. Допустимый ток односекундного короткого замыкания - не < 0,17 кА. Относительное удлинение наружной оболочки при разрыве до старения - не менее 150 %. Стойкость кабеля к воздействию пониженной температуры окружающей среды - не более -50 °С.". В Техническом задании Заказчиком также установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 31996 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия"; ГОСТ 22483 "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе и нарушают положения ч. 6 ст. 66 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба является обоснованной.
В п. 2.3 Технического задания " Требования к результатам. работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика (приемка работ)" Заказчиком установлено условие предоставления Подрядчиком документов по результатам ежемесячных (ежеквартальных, полугодовых) работ по техническому обслуживанию, а также аварийно-восстановительным работам, в том числе:
"-сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество нового оборудования/продукции".
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком не установлен полный перечень документов, удостоверяющих качество нового оборудования/продукции, которые Поставщик должен предоставить.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Жалоба ООО "Юр Сервис" не содержит дополнительных сведений или документов, подтверждающих позицию Заявителя, в том числе, на заседание Комиссии УФАС Заявитель также не представил доказательств, свидетельствующих о том, что установленные Заказчиком требования в аукционной документации ограничивают количество участников закупки и не позволяют подать заявку на участие в электронном аукционе.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что жалобу следует признать частично обоснованной
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юр Сервис" обоснованной в части доводов:
- об установлении Заказчиком избыточных требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 ( п.1 ч.1 ст.33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2016 г. N 44-4372/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016