Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 декабря 2016 г. N 44-4474/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган)
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "ЭКСО" (далее - Заявитель):;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27432/16 от 05.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию дорог Красногвардейского, Калининского районов Санкт-Петербурга, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, в 2017 году для обеспечения государственных нужд Санкт-Петебурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.11.2016 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002516000228. Начальная (максимальная) цена контракта 462 691 133,81 руб.
В жалобе ООО "ЭКСО" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, которая не позволяет установить порядок заполнения в отношении всех показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком Приложении N 13 к Техническому заданию документации о закупке установлена инструкция по заполнению заявки, согласно которой участникам необходимо руководствоваться следующими правилами:
"участник закупки в своей заявке на участие в аукционе должен в точности повторить любые сведения (выраженные в виде чисел, сравнительных степеней, определений, терминов и. т. д.) о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках товара, заявленные в настоящей документации об аукционе (Часть III Техническое задание), в случае, если данные сведения о характеристиках товара взяты в скобки и одновременно отмечены знаком* (исключение: если в документации об аукционе указаны показатели товара для которых заказчиком установлены варианты значений и несколько вариантов значений показателя взяты в скобки и одновременно отмечены знаком *, то в этом случае участник закупки должен выбрать один из вариантов значений показателя товара взятого в скобки и одновременно отмеченного знаком *. В случае выбора участником закупки варианта значений показателя товара взятого в скобки и одновременно отмеченного знаком* участник закупки в точности должен повторить данные значения показателя товара взятого в скобки и одновременно отмеченного знаком*).
при подаче участником закупки сведений должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей: технических, функциональных, качественных, эксплуатационных характеристик) в соответствии с обозначениями, установленными в настоящей документации об аукционе.
в случае если заказчиком установлено максимальное значение показателя - указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше максимального значения, установленного заказчиком;
в случае если заказчиком установлено минимальное значение показателя - указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше минимального значения, установленного заказчиком;
в случае, если Заказчиком установлено требование, выраженное в словесном или в цифровом обозначении путем перечисления максимальных и (или) минимальных значений показателя товара с использованием знаков препинания ";" (точка с запятой), "," (запятая), то данные знаки препинания означают отделение значений показателя товара один от другого при перечислении; при этом следует руководствоваться правилом заполнения заявки в случае, если заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения показателя;
в остальных случаях, если Заказчиком в документации об аукционе использованы знаки препинания ";" (точка с запятой), "," (запятая), то данные знаки следует понимать в соответствии с правилами русского языка как отделительные непарные знаки препинания, означающие разделение. Данный знак используется Заказчиком в том числе при перечислении сведений о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, для отделения одного сведения от другого;
значение показателя в цифровом обозначении, которое не содержит признаков того, что оно является максимальным или минимальным, т. е. является неизменным - указать конкретное значение данного показателя в цифровом обозначении, которое должно быть равно значению в цифровом обозначении, установленному заказчиком, которое не может меняться.
в случае, если заказчиком установлено максимальное значение диапазона показателя, состоящего из нижнего предела и верхнего предела значений показателя, - указать конкретное значение диапазона данного показателя, нижний предел которого должен быть больше нижнего предела максимального значения диапазона показателя, установленного заказчиком (при этом нижний предел не должен быть больше установленного заказчиком верхнего предела), а верхний предел должен быть меньше верхнего предела максимального значения диапазона показателя, установленному заказчиком (при этом верхний предел не должен быть меньше установленного заказчиком нижнего предела).
в случае если заказчиком установлено значение показателя, перед которым поставлен один из знаков "<", ">", " ", "
", "=" (равно) и относительно данного показателя имеются указания на то, что оно является максимальным или минимальным значением показателя, то необходимо указать без знака конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше максимального значения или больше минимального значения, установленного заказчиком.
в случае если заказчиком установлено значение показателя, перед которым поставлен один из знаков "<", ">", " ", "
", "~", "+" (плюс), "-" (минус), "
" (плюс-минус), "=" (равно), "/", а также относительно которого не содержится указаний на то, что оно является максимальным или минимальным значением показателя, то такое значение показателя вместе со знаком является неизменным - указать конкретное значение данного показателя вместе со знаком, тождественное установленному заказчиком, которое не может меняться.
в случае, если заказчиком установлено требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам товара, включая физико-механические свойства, при любом значении некоторого показателя в пределах определенного диапазона значений (включая крайние значения), который выражен в документации об аукционе в электронной форме путем указания двух чисел в цифровом или словесном обозначении, разделенных знаками "-" (дефис), "..." (многоточие), "" (плюс-минус), либо с использованием двух союзов "от"___ "до"___ - указать конкретное значение диапазона изменений этого показателя, используя такие же обозначения".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что инструкция по заполнению первой части заявки регулирует порядок предоставления сведений о конкретных показателях и позволяет сформировать предложение об объекте закупки.
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки не содержит противоречивые требования к порядку предоставления конкретных показателей, в связи с чем, инструкция по заполнению первой части заявки соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком, 01.12.2016 размещен ответ на запрос за разъяснениями положений документации о закупке следующего содержания:
"Ответ на вопрос N 1:
Информация о порядке заполнения минимальных и максимальных значений предусмотрена в пункте 25 Приложения N 13 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" к части III документации об электронном аукционе "Техническое задание" (далее - Инструкция).
В указанном положении Инструкции установлено следующее: "25) в случае наличия признаков принадлежности показателя к максимальным или минимальным значениям (например: минимальное значение, более, больше, не менее, максимальное значение, менее, меньше, не более, максимальное значение показателя, минимальное значение показателя) участник закупки должен руководствоваться пунктами 10, 11, 12, 19, 20 настоящей инструкции".
Ответ на вопрос N 2:
Информация о порядке заполнения минимальных и максимальных значений предусмотрена в пункте 25 Инструкции.
В указанном положении Инструкции установлено следующее: "25) в случае наличия признаков принадлежности показателя к максимальным или минимальным значениям (например: минимальное значение, более, больше, не менее, максимальное значение, менее, меньше, не более, максимальное значение показателя, минимальное значение показателя) участник закупки должен руководствоваться пунктами 10, 11, 12, 19, 20 настоящей инструкции".
Ответ на вопрос N 3:
В соответствии с положениями Инструкции участник закупки при заполнении заявки в отношении товара "Моющее средство" должен указать конкретное значение диапазона рассматриваемого показателя рН".
В ответе на запрос Заказчик цитирует положения инструкции, не изменяя сути документации, в связи с чем, в действиях Заказчика не установлено нарушение ч. 4 и ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводам жалобы Заявителя, использованное при описании товара "Стекло ламинированное" слово "Триплекс" вводит в заблуждение участников закупки.
Вместе с тем, Приложение N 12 к Техническому заданию содержит требования к конкретным показателям, п. 11 Раздела 2 содержит условие: "Все встречающиеся в документации товарные знаки сопровождаются по умолчанию словами "или эквивалент".
В ходе заседания Комиссии УФАС не представлено документов и информации, подтверждающих отнесение наименования "Триплекс" к товарному знаку или иному, противоречащему ст. 33 Закона о контрактной системе, средству индивидуализации товара.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
4. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 вышеназванной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком, в Приложении N 12 к Техническому заданию к товару "Знаки дорожные" установлено требование: "тип В - дополнительной информации, 700 мм х700 мм, тип 8.1.2, 8.1.3", а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 52290-2004.
Согласно Таблице Д.8 ГОСТ Р 52290-2004, знаки с номерами 8.1.2. и 8.1.3. не могут иметь размеры , 700 мм х700 мм.
Так же, требования, противоречащие государственному стандарту 5781-82 к товару "Арматура" по характеристикам "Номер профиля (номинальный диаметр стержня) должен быть более 6. Площадь поперечного сечения стержня должна быть не менее 0,283 см" согласно доводам жалобы.
Довод Заказчика о не установлении требований соответствия товаров ГОСТ, в связи с чем возможно установление нестандартных требований, не принимается Комиссией УФАС в связи с императивным требованием соответствия описания объекта закупки государственным стандартам (при наличии государственных стандартов) согласно ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.
Следовательно, Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
Иные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКСО" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 и Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Заказчику и оператору электронной площадки не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 декабря 2016 г. N 44-4474/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016