Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 декабря 2016 г. N 11-253/16
В связи с поступившей от прокуратуры Санкт-Петербурга информацией (вх. 16267/16 от 07.07.2016) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
в присутствии представителей:
ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу" (далее - заказчик),
проведена внеплановая документарная проверка соблюдения заказчиком законодательства о размещении заказов при заключении дополнительного соглашения N 3 от 02.12.2013 к государственному контракту от 21.09.2009 N 4 на выполнение работ по построению Централизованной автоматизированной системы передачи извещений о происходящих (возникающих) на объектах пожарах и чрезвычайных ситуациях в Центр управления кризисными ситуациями и пожарные части ГУ МЧС России по Ленинградской области и ГУ ЦУС ФПС по г. Санкт-Петербургу и предоставление услуг по обеспечению ее постоянной работоспособности, заключенному с ЗАО "Центр безопасности "Охрана помещений" (далее - контракт, аукцион).
Адрес проверяемой организации: наб. реки Мойки, д. 85, Санкт-Петербург, 190001.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) указанный Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу указанного Федерального закона.
В ч. 1 ст. 114 Закона о контрактной системе установлено, что указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 14.08.2009, то есть до даты вступления в силу Закона о контрактной системе. Начальная (максимальная) цена контракта - 753 623,00 руб.
В данном случае рассмотрение информации, поступившей от заявителя, осуществляется на предмет соответствия действий заказчика требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции от 17.07.2009, начало действия которой - 22.07.2009 (следующая редакция вступила в силу с 23.08.2009, т.е. после публикации извещения о заказе) (далее - Закон о размещении заказов) - нормативного акта, действовавшего на момент размещения государственного заказа.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов установлено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону о размещении заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
В извещении о размещении заказа указано, что "срок выполнения работ: работы по построению Системы: начало работ - с момента заключения Государственного контракта", окончание работ - в течение 1 месяца с момента заключения государственного контракта. Работы, связанные с оказанием услуг по обслуживанию системы: начало - постоянно с момента начала построения Системы".
В разделе 3 контракта установлено, что "срок предоставления услуг по обеспечению постоянной работоспособности Системы - непрерывно в течении всего времени действия Контракта.
При этом контракт не содержит положений об окончании срока его действия.
Таким образом, срок окончания действия контракта не установлен.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 19.07.2009) (далее - Бюджетный кодекс Российской Федерации):
- расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
- бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
- лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);
- текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации) в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В ч. 1 ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
При этом в п. 6 ч. 2 ст. 18 Закона о размещении заказов установлено, что в реестрах контрактов должны содержаться предмет, цена контракта и срок его исполнения.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что государственный контракт, в силу ст. 18 Закона о размещении заказов, ст. 6, п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 766, 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключается и оплачивается в пределах лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году, то есть по 31.12.2009, и, следовательно, контракт не может быть долгосрочным или бессрочным.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 9 (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 9) Закона о размещении заказов и п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в отсутствии срока действия контракта и срока окончания работ по контракту.
2. В соответствии с ч. 8 ст. 37 Закона о размещении заказов протокол аукциона размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. При проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд указанный протокол также опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании в течение пяти рабочих дней после дня подписания указанного протокола.
Протокол N 090814/004618/46/2 аукциона от 10.09.2009 размещен на Официальном сайте 10.09.2009 в 17 часов 45 минут, т.е. в день его подписания.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 8 ст. 37 Закона о размещении заказов.
При этом согласно ч. 1.1 ст. 38 Закона о размещении заказов государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона - со дня подписания протокола аукциона.
Контракт заключен 21.09.2009.
Нарушения сроков, предусмотренных ч. 8 ст. 37 Закона о размещении заказов привели к нарушению сроков заключения контракта, а, следовательно, контракт заключен не в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, т.е. в случае публикации протокола аукциона в сроки, предусмотренные ч. 8 ст. 37 Закона о размещении заказов (11.09.2009), контракт должен был быть заключен 22.09.2009.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о размещении заказов в случае, если победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с ч. 7 ст. 37 Закона о размещении заказов или ч. 2 ст. 38 Закона о размещении заказов, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта. Победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, признается уклонившимся от заключения контракта также в случае, если аукцион проводился в соответствии с ч. 6.1 ст. 37 Закона о размещении заказов и победитель аукциона или указанный участник не оплатил в установленный срок цену права на заключение контракта.
В ч. 6.1 ст. 37 Закона о размещении заказов установлено, что в случае, если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт
Согласно ч. 1.1 ст. 38 Закона о размещении заказов государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона - со дня подписания протокола аукциона.
Договор N 15-17/820-09 купли-продажи права заключить государственный контракт заключен 21.09.2009.
Контракт заключен 21.09.2009.
Однако, согласно информации, представленной на заседание Инспекции УФАС, заказчик выставил счет N 20 на сумму 723 478,08 руб. (цена, достигнутая в ходе аукциона на право заключить государственный контракт) только 28.09.2009, а ЗАО "Центр безопасности "Охрана помещений" оплатило указанный счет не ранее 01.10.2009.
Таким образом, заказчик заключил контракт до оплаты ЗАО "Центр безопасности "Охрана помещений" цены права на заключение контракта.
Следовательно, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 1 и ч. 1.1 ст. 38 Закона о размещении заказов.
Нарушения сроков, предусмотренных ч. 1 и ч. 1.1 ст. 38 Закона о размещении заказов привели к нарушению сроков заключения контракта, а, следовательно, контракт заключен не в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 2 ст. 9 (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 9) Закона о размещении заказов и п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 37, ч. 1 и ч. 1.1 ст. 38 Закона о размещении заказов.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Материалы проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России не передавать с учетом положений ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 декабря 2016 г. N 11-253/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016