Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2016 г. N 44-4537/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган, Организатор закупки):
ООО "Служба экспресс-доставки" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27919/16 от 08.12.2016) на действия Организатора закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания для нужд ГБДОУ N 33, N 45, N 53, N 56 Кировского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 24.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200001416000175. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 401 478,14 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора закупки, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Уполномоченный орган считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Организатором закупки в п. 2.2.1. Раздела 11 Части II документации о закупке установлен следующий критерий оценки заявок: "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов".
В рамках показателя "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов" оценивается количество у участника конкурса сотрудников: грузчики, кладовщики, водители.
Сотрудники грузчики должны соответствовать следующим критериям: наличие опыта работы - не менее 1 года; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации;
Сотрудники кладовщики должны соответствовать следующим критериям: наличие опыта работы - не менее 1 года; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации;
Сотрудники водители должны соответствовать следующим критериям: наличие опыта работы по специальности - 1 год и более; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации; наличие водительского удостоверения категории, необходимой для управления транспортными средствами, представленными участником в составе заявки (п.2.2.2). В отсутствие в составе заявки участника информации об автомобилях, учитывается сотрудники-водители, имеющие водительские удостоверения категорий B или С".
Согласно доводам жалобы Заявителя, установление требований к наличию сотрудников определенных профессий противоречат нормам законодательного регулирования, в виду того, что организация может обладать и иными сотрудниками определенного уровня квалификации, связанного с предметом закупки, что не будет учтено конкурсной комиссией Уполномоченного органа.
Вместе с тем, положениями Закона о контрактной системе и Правилами не установлен перечень профессий, используемых при оценке заявки участника по показателю "Квалификация трудовых ресурсов", следовательно, Организатор закупки вправе самостоятельно определить перечень профессий, используемых при оценке заявки участника по показателю "Квалификация трудовых ресурсов".
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Установленный Организатором закупки порядок оценки конкурсных заявок не является основанием для отклонения конкурсной заявки и направлен на выявление лучшего конкурсного предложения.
Так же, довод Заявителя о возможности установления квалификации трудовых ресурсов только в части руководителей и ключевых специалистов согласно Правилам не принимается Комиссией УФАС, поскольку п. 27 Правил разделяет критерий на квалификацию трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), и обеспеченность участника трудовыми ресурсами. Правила не содержат толкование определения "ключевые специалисты".
Следовательно, в действиях Организатора закупки не установлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выраженное в формировании критериев оценки заявок не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Также Заявитель указал на неправомерное, по его мнению, установление по показателю "Квалификация трудовых ресурсов" порядка оценки, согласно которому Организатором закупки установлено следующее: "копии документа должны быть представлены в полном объеме без пропуска страниц документа(ов).".
Комиссия УФАС установила, что документация о закупке не содержит порядок оценки, указание на который содержится в жалобе в части положения о предоставлении копий документов в полном объеме без пропуска страниц.
Согласно порядку оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов" Организатором закупки установлено следующее: "В случае предоставления не полного пакета документов в отношении специалиста или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации или не предоставлении формы "Специалисты участника", в отношении конкретного специалиста или несоответствия сведений в форме "Специалисты участника" предоставляемым документам, комиссия не засчитывает наличие такого специалиста. В случае не предоставление формы "Наличие трудовых ресурсов" начисление баллов по данному критерию не производится.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.".
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление по показателю "Квалификация участников закупки" следующего порядка оценки документации: "Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: копия штатного расписания участника; заполненная форма "Наличие трудовых ресурсов" (приложение N 17 к Специальной части конкурсной документации); заполненная форма "Специалисты участника" (форма заполняется для каждого специалиста) приложение N 17.1. к Специальной части конкурсной документации; копиями водительского удостоверения (для водителей), копиями медицинских книжек, копиями трудовых книжек специалистов, копиями документов, подтверждающих наличие трудовых отношений со специалистом: трудовой договор и, при наличии, приказ о приеме на работу.
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении специалиста или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации или не предоставлении формы "Специалисты участника", в отношении конкретного специалиста или несоответствия сведений в форме "Специалисты участника" предоставляемым документам, комиссия не засчитывает наличие такого специалиста. В случае не предоставление формы "Наличие трудовых ресурсов" начисление баллов по данному критерию не производится.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.".
Заявитель в жалобе указал на несоответствие порядка оценки конкурсных заявок Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) в части неправомерного, по мнению Заявителя, установления порядка оценки за предоставление персональных данных в составе штатного расписания, расписания участника, медицинской (санитарной) книжки, трудовой книжки сотрудника участника закупки.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о персональных данных персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о персональных данных в общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
В соответствии со ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 88 Трудового кодекса Российской Федерации при передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
- не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
- не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
- предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, в соответствии с Законом о персональных данных и Трудовым кодексом Российской Федерации персональные данные могут быть представлены в составе конкурсной заявки при соблюдении требований о наличии согласия работника и подтверждении Организатором закупки использования персональных данных для целей проведения закупки.
Следовательно, довод Заявителя в части установления в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с Законом о персональных данных признан необоснованным.
Довод Заявителя о возможном отсутствии у участника закупки в соответствии со ст.ст. 65, 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой книжки сотрудника в случае, если такой сотрудник поступил на работу по совместительству, что не позволяет участнику закупки предоставить документы в соответствии с порядком оценки, признан Комиссией УФАС несостоятельным.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что отсутствие у Заявителя возможности предоставления в составе конкурсной заявки документов, которые установлены порядком оценки конкурсных заявок документации о закупке для получения баллов по показателю, не свидетельствует об установлении Организатором закупки в документации о закупке порядка оценки, ограничивающего количество участников закупки и несоответствующего законодательству о контрактной системе. Правила не содержат перечень обязательных или необязательных документов, которые должны быть включены Организатором закупки в порядок оценки конкурсных заявок по показателям, установленным в Правилах.
Следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке по показателю "Качество товаров" порядка оценки конкурсных заявок, несоответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 Правила показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Организатором закупки в документации о закупке по показателю "Качество товаров" установлен следующий порядок оценки: "качество товаров (качество работ, качество услуг)
При оценке заявок по таким критериям (показателям) участнику закупки, сделавшему лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", определяется по формуле:
НЦБi = КЗ х 100 х (Ki / Kmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Присвоение баллов предложению участника закупки осуществляется в соответствии со следующей формулой расчета:
К= Kin * M
Где:
Kin - i-тый документ представленный участником в подтверждении качества товара входящего в товарную группу N n.
M - количество баллов, присуждаемое за предоставление i-того документа, подтверждающего качество товара в соответствии с таблицей N1.".
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, а так же обязанность по осуществлению производственного контроля, которая заключается, в том числе, в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, проведении лабораторных исследований и испытаний, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В рамках документации о закупке показатель "Качество используемых товаров" раскрывается в документации следующим образом:
"Перечень документов на товары в соответствии с их товарными группами: Протоколы испытаний на микробиологические исследования за 2015 год; Протоколы испытаний на микробиологические исследования за 2016 год; Протоколы испытаний на радиологические исследования за 2015 год; Протоколы испытаний на радиологические исследования за 2016 год; Протоколы испытаний на физико-химические исследования за 2015 год; Протоколы испытаний на физико-химические исследования за 2016 год; Протоколы испытаний, на основании которых получены сертификаты и декларации на готовую продукцию; Протоколы испытаний на выходящие с конвейера партии готовой продукции за 2015 год; Протоколы испытаний на выходящие с конвейера партии готовой продукции за 2016 год; Свидетельство о государственной регистрации на выпускаемую продукцию, предназначенную для питания детей раннего и дошкольного возраста; Сертификаты, декларации на сырье, поставляемое на производство; Сертификаты (в т.ч. гигиенические), декларации, паспорта качества на упаковочный материал для готового продукта (не более 3-х на единицу товара, предложенного к поставке). В отношении Протоколов испытаний на микробиологические, радиологические, физико-химические исследования, подтвержденных экспертными заключениями, количество присваиваемых баллов умножается на 2(Два).
Все документы представляются участником именно в отношении предлагаемых к поставке товаров. Документы, представленные не в отношении предлагаемого к поставке товара, комиссией не рассматриваются и не учитываются.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.
Отсутствие документов в целом или какой-либо части, подтверждающих качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки не является основанием для отклонения заявки участника".
Согласно доводам жалобы Заявителя, установление требований к наличию подтверждающих документов при оценке качества товара, являющегося объектом закупки, по мнению Заявителя, противоречат нормам законодательного регулирования, в виду того, что некоторые позиции товарного ассортимента предполагаемого к поставке, по причине особенностей сроков хранения не могут быть в наличии у участников на момент подачи заявок.
Вместе с тем, положениями Закона о контрактной системе, Правилами не установлен перечень документов обязательных или необязательных документов, которые должны быть включены Организатором закупки в порядок оценки конкурсных заявок по показателям, установленным в Правилах.
В связи с этим, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Организатором закупки в документации о закупке требования позволяют определить соответствие товара, поставляемого участником закупки на момент подачи конкурсной заявки, государственным стандартам и иной нормативно-технической документации.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Установленный Организатором закупки порядок оценки конкурсных заявок не является основанием для отклонения конкурсной заявки и направлен на выявление лучшего конкурсного предложения.
Таким образом, протоколы испытаний на продукты питания могут использоваться при оценке заявки участника по показателю "Качество товаров", так как содержат в себе информацию о соблюдении участником требований действующего законодательства в части оборота продуктов питания.
Следовательно, в действиях Организатора закупки не установлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выраженное в формировании критериев оценки заявок не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба Заявителя признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 50, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Служба экспресс-доставки" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2016 г. N 44-4537/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016