Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2016 г. N 44-4534/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Местная администрация города Зеленогорска (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Лаер" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 27681/16 от 06.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных в границах внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Зеленогорск (извещение N 0172300007316000022) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300007316000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 86 967 151,73 рублей.
В жалобе ООО "Лаер" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- отсутствии условий о сроках действия муниципального контракта;
- установлении требований о соответствии товаров государственному стандарту утратившему силу на территории Российской Федерации;
- нарушении правил описания объекта закупки в отношении товаров по позициям 8 "Плитки тротуарные тип 1", 25 "Тренажер тип 8", 27 "Геотекстиль тип 2", 28 "Карусель тип 3", 29 "Детский спортивный комплекс тип 1", 30 "Урна тип 1", 48 "Стенд (щит) информационный".
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 3.1 проекта муниципального контракта Заказчиком установлено следующее условие: "Контракт действует с момента его заключения до полного исполнения обязательств Сторонами по контракту".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В случае отсутствия конкретного срока действия контракта, при выборе участником закупки способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии данному участнику не предоставляется возможным установить срок ее действия, следовательно, срок действия контракта является его существенным условием.
Вместе с тем, проект муниципального контракта содержит сроки выполнения отдельных этапов работ, а также срок оплаты выполненных работ (данные условия являются обязательствами сторон по контракту), что позволяет участникам закупки определить срок действия муниципального контракта и представить соответствующую требованиям законодательства о контрактной системе банковскую гарантию, в случае выбора данного способа обеспечения исполнения контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы является необоснованным.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к товарам, которые используются для выполнения работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Например, в отношении товара по позиции 25 "Тренажер тип 8" Заказчиком установлено требование о его соответствии положениям ГОСТ Р 54157-2010 "Трубы стальные профильные для металлоконструкций. Технические условия".
Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.gost.ru) данный государственный стандарт имеет статус "отменен", следовательно, его действие на территории Российской Федерации прекращено.
Таким образом, требование о соответствии товара недействующему нормативному документу, является нестандартным.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
3. В доводах жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров.
В отношении товара по позиции 8 "Плитки тротуарные Заказчиком установлено требование: "Плитки должны быть изготовлены из бетона класса не ниже В25 и не выше В40, не ниже F200".
Заявитель указывает, что характеристика "не ниже F200" относится не к марке бетона, а к его морозостойкости.
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики бетона регламентированы требованиями ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Согласно п. 4.3.1 данного государственного стандарта по показателям качества бетоны подразделяют, в том числе, на классы прочности на сжатие и на марки по морозостойкости.
Таким образом, Заказчиком использованы стандартные характеристики при описании данного товара, следовательно, довод жалобы является необоснованным.
В отношении товара по позиции 24 "Геотекстиль тип 2" Заказчиком установлено требование: "Значение показателя коэффициента пропускания должно быть не менее 3,0 (трех) м/с10-6".
Заявитель указывает, что единица измерения "м/с10-6" является "неясной и непонятной".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки участника установлена Заказчиком в части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе.
Согласно п. 5.1.3.3 данной инструкции "если при описании товаров в приложении N 3 используются нестандартные единицы физических величин (единицы измерения)1 относительно значений показателей товаров в виде "n2" ("кв.n", "n.кв.") и "n3" ("куб.n", "n.куб."), участники аукциона при заполнении первой части заявки рассматривают их в стандартном значении в виде "n" и "n
" соответственно2 (например, значение показателя "не более 25 г/см2" соответствует значению показателя "не более 25 г/см
"; значение показателя "не более 0,75 куб.м" соответствует значению показателя "не более 0,75 м
" и т.п.)".
Из пояснений представителей Заказчика следует, что включение данного пункта инструкции обусловлено технической спецификой формирования документации в формате ".pdf".
Таким образом, документация об аукционе содержит указание в отношении толкования участниками закупки подобных единиц измерения, данный довод жалобы признан необоснованным.
В отношении товара по позиции 25 "Тренажер тип 8" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Тренажер должен быть выполнен на основе стального столба. Несущий столб и поручни для рук должны быть выполнены из стальной трубы круглого сечения, которая должна соответствовать ГОСТ 8732-78. Диаметр трубы должен быть > 26.7 (двадцати шести целых и семи десятых) мм. и 29.3 (двадцати девяти целых и трех десятых) мм. Толщина стенки трубы должна быть > 2.4 (двух целых и четырех десятых) мм. и
2.5 (двух целых и пяти десятых) мм".
В доводах жалобы Заявитель указывает, что "согласно требованиям ГОСТ 8732-78 для указанного Заказчиком значения диаметра трубы, толщина стенки трубы должна быть от 2,5 мм".
Однако Заявитель не ссылается на положения ГОСТ 8732-78 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент", которым, по его мнению, не соответствует требование Заказчика, а также требованию "Толщина стенки трубы должна быть > 2.4 (двух целых и четырех десятых) мм. и 2.5 (двух целых и пяти десятых) мм" соответствуют трубы исключительно с толщиной стенки 2,5 мм. Данный довод жалобы признан Комиссией УФАС необоснованным.
В отношении товара по позиции 28 "Карусель тип 3" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Карусель должна быть круглой по форме, и укомплектована 3 (тремя) парными сидениями. Длина карусели 1580 (одной тысячи пятисот восьмидесяти) мм. и
1700 (одной тысячи семисот) мм. Ширина карусели
1640 (одной тысячи шестисот сорока) мм. и
1660 (одной тысячи шестисот шестидесяти) мм. Деревянные и фанерные детали должны быть тщательно отшлифованы и окрашены в заводских условиях профессиональными эмалями, которые должны быть предназначены для наружной окраски деревянных поверхностей, покрытие должно быть атмосферостойкое и влагостойкое".
Заявитель указывает, что требования к габаритным размерам, форме и материалу изготовления не позволяют определить действительные потребности Заказчика.
Однако данные требования являются необходимыми и достаточными для определения потребности Заказчика, не противоречат друг другу и позволяют предложить к использованию товар, соответствующий требованиям Заказчика. К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении довода о нарушении правил описания объекта закупки для товара по позиции 30 "Урна тип 1" и 47 "Урна тип 4".
Заявитель указывает на несоответствие требований к товару по позиции 29 "Детский спортивный комплекс тип 1" положениям ГОСТ Р 54157-2010 "Трубы стальные профильные для металлоконструкций. Технические условия".
В ходе заседания Комиссии УФАС было установлено, что данный государственный стандарт утратил свою силу на территории Российской Федерации.
Положениями инструкции установлено: "При этом в случае если указанные технические регламенты, стандарты (государственные (межгосударственные) стандарты, санитарные нормы и требования, технические условия, технические нормы и правила и т.д.) и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, в период подачи заявок на участие в электронном аукционе не действуют полностью или в части (утратили силу, приостановлено их действие, в них внесены изменения и (или) дополнения, вступившие в силу, и т.п.), то соответствие представленных показателей товаров таким техническим регламентам, стандартам не является обязательным для участников аукциона".
К товару по позиции 48 "Стенд (щит) информационный" Заказчик установил, в том числе, следующее требование: "Прямоугольная табличка должна быть выполнена из влагостойкой ламинированной фанеры толщиной > 22 (двадцати двух) мм. и 27 (двадцати семи) мм., которая должна соответствовать ГОСТ 3916.1-96".
Согласно ГОСТ 3916.1-96 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия" стандарт не распространяется на фанеру специального назначения и облицованную.
При этом Заявитель не приводит каких-либо доказательств тождественности понятий "облицованная фанера" и "ламинированная фанера", в связи с чем данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании требований к необходимым товарам.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч.ч. 1 и 13 ст. 61 Закона о контрактной системе для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона. Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке.
Частью 1 ст. 62 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На момент заседания Комиссии УФАС сведения об аккредитации Заявителя на электронной площадке ГУП "Агентство по государственному заказу РТ" отсутствуют, следовательно, его права на участие в рассматриваемой закупке не могли быть нарушены.
В результате проведения внеплановой проверки установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Так, например, в отношении товара по позиции 7 "Скамейка тип 4" Заказчиком установлены следующие требования: "Каркас скамейки должен быть окрашен профессиональными красками, которые должны соответствовать ГОСТ 28196-89; краска должна быть или ВД-АК-111: значение показателя стойкости пленки к статическому воздействию воды при температуре (20 2) °С* должно быть > 28 (двадцати восьми) ч., значение показателя морозостойкости должно быть > 6 (шести) циклов, значение показателя степени перетира должно быть < 50 (пятидесяти) мкм.; или ВД-АК-111р: значение показателя стойкости пленки к статическому воздействию воды при температуре (20
2) °С* должно быть > 28 (двадцати восьми) ч., значение показателя морозостойкости должно быть > 6 (шести) циклов, значение показателя степени перетира должно быть < 50 (пятидесяти) мкм".
Предусмотренные ГОСТ испытания по определению тех или иных свойств краски осуществляются на определенные партии товара, фактически проверить соответствие предлагаемого готового товара (скамейки) вышеуказанным требованиям не представляется возможным.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 59, 61, 64, 66, 96, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лаер" обоснованной в части доводов об установлении требований о соответствии товаров государственному стандарту утратившему силу на территории Российской Федерации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33), ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 44-4531/16.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2016 г. N 44-4534/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2016