Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 декабря 2016 г. N РЗ-1508-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краюЗолиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Краевая клиническая инфекционная больница"- Трубачевой Н.А. (доверенность N 01 от 11.01.2016г.), Овчарова Е.Г. (доверенность N 25 от 11.01.2016г.),
от ООО "Капитал"- Османова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Капитал" на действия заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Краевая клиническая инфекционная больница" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200035416000106 "проведение капитального ремонта кровли здания прачечной". По мнению заявителя жалобы, действия государственного заказчика при формировании аукционной документации не соответствуют нормам Закона N 44-ФЗ.
В письменных объяснениях заказчик пояснил следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
По доводам заявителя жалобы ООО "Капитал"- установлено:
- Заявитель жалобы ООО "Капитал" указывает, что заказчиком проектная документация опубликована в составе аукционной документации на официальном сайте не в полном объеме.
Данный довод Комиссия Ставропольского УФАС России считает необоснованным в связи со следующим. Согласно документации об аукционе (техническое задание) содержит требования, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, установленные заказчиком, в частности требования к техническим характеристикам. Кроме того в приложении N 1 к техническому заданию документации установлены требования к объему работ.
Выше перечисленные и иные требования содержатся в тексте проекта государственного контракта (далее -Контракт), который является неотъемлемой частью документации об аукционе, размещенной на официальном сайте Российской Федерации.
Между тем, перечень п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Закона о закупках является исчерпывающим.
Согласно пункта 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда, на основании которого выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту сооружения или иного объекта, подрядчик обязан осуществлять строительство, капитальный ремонт и связанные с ними работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с пунктом1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что техническим заданием предусмотрены конкретные объемы работ, их характеристики, необходимые для заказчика, которые были определены при составлении документации об аукционе и которые, в полной мере позволяют участникам закупки сформировать представление о всех работах, которые являются предметом государственного контракта, а также о качестве, объемах и технических характеристиках работ. Иных требований к качеству, техническим характеристикам товара, объемам работ, кроме тех, которые содержались в размещенной на сайте аукционной документации, заказчиком не предъявлено.
Исходя из обстоятельств дела, Комиссия установила, что заказчик фактически изложил требования к качеству, техническим характеристикам и объемам работ в техническом задание аукционной документации.
На основании изложенного, Комиссия считает довод заявителя ООО "Капитал" о том, что в данном случае проектная документация должна быть размещена на официальном сайте одновременно с аукционной документацией в полном объеме необоснованным.
- По позиции 9 заказчиком установлены требования к товару, а именно показатель "предельное отклонение по диаметру" установлено заказчиков в соответстви с требованием ГОСТ 30136-95.
- По позициям 1, 2, 3 заказчику требуются пиломатериалы сортом 1-3, а параметр шероховатости установлен соответствующий сорту отборному. При этом, согласно п. 2.5 ГОСТ 8486-86 Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм по ГОСТ 7016. Таким образом, довод заявителя ООО "Капитал" о том, что данную спецификацию невозможно исполнить не нашел своего подтверждения.
- В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 08.11.2016, 09.11.2016, 28.11,2016, 02.12.2016г. в ЕИС размещены разъяснения положений документации об аукционе без указания предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об аукционе без указания предмета запроса, нарушают часть 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
- Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
По позициям 1, 2, 3 заказчиком установлен показатель "торен". Данное требование не соответствует требованиям ГОСТ 8486-86 и ГОСТ 24454-80.
По позиции 5 требуемые заказчиком значения параметров "Длина гвоздя" и "Наименьший диаметр головки" не соответствуют требованиям ГОСТ 4028-63. Согласно ГОСТ 4028-63 размеры гвоздей с конической головкой "условный диаметр стержня d 3,0, длина гвоздя l 70, наименьший диаметр головки D 6,0", в документации установлено "условный диаметр стержня d не менее 3,0, длина гвоздя l, более 69, наименьший диаметр головки D. менее 6", что не соответствует требованиям ГОСТ 4028-63.
- По позиции 9 заказчиком предъявляются требования к химическому составу и механическим свойствам стали (материал из которого изготовлена позиция), однако должны предъявляться требования к "Катанке горячекатаной".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации,не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Также на участие в аукционе в электронной форме N 0321200035416000106 "проведение капитального ремонта кровли здания прачечной" поступило 3 заявки, при этом, одна заявка отклонена- не по вышеуказанным позициям с нарушениями.
Таким образом, в действиях заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Краевая клиническая инфекционная больница" установлены нарушения требований пп. 1,2 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона N44-ФЗ.
Согласно части 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 (далее - Административный регламент ФАС по рассмотрению жалоб)
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Капитал" на действия заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Краевая клиническая инфекционная больница" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200035416000106 "проведение капитального ремонта кровли здания прачечной"- частично-обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика -Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Краевая клиническая инфекционная больница" не соответствующими требованиям пп. 1,2 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона N44-ФЗ.
3. На основании пункта 3.35 Административного регламента ФАС по рассмотрению жалоб, поскольку указанное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результат осуществления закупки N 0321200035416000106 "проведение капитального ремонта кровли здания прачечной"- обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 декабря 2016 г. N РЗ-1508-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016