Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 декабря 2016 г.
Резолютивная часть оглашена 09.12.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя Смирнова Алексея Борисовича (далее - ИП Смирнов А.Б., Заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети города Коврова, уборке и содержанию общегородских тротуаров, газонов, остановочных пунктов, вывозу мусора и смета, покосу газонов, ликвидации стихийных свалок, ремонту и техническому обслуживанию светофорных объектов в 1, 2 кварталах 2017 г. (закупка N 0328300129416000262), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - Управления городского хозяйства администрации города Корова (далее -заказчик, Управление городского хозяйства администрации города Коврова) ... (распоряжение администрации города Коврова от 31.10.2014 N 01-100-25/ЛС-93), ... (доверенность от 05.12.2016 б/н); представителя уполномоченного органа - отдела муниципального заказа администрации города Коврова (далее уполномоченный орган, отдел муниципального заказа администрации города Коврова) ... (доверенность от 05.12.2016 б/н).
Заявитель, уведомленный надлежащим образом (уведомление от 05.12.2016 N04/5974-пвв), явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
02.12.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП С. на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети города Коврова, уборке и содержанию общегородских тротуаров, газонов, остановочных пунктов, вывозу мусора и смета, покосу газонов, ликвидации стихийных свалок, ремонту и техническому обслуживанию светофорных объектов в 1, 2 кварталах 2017 г. (закупка N 0328300129416000262).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
1.Документацией по закупке установлено требование о том, что участник не должен являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Требование установлено на основании постановления Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
Вместе с тем, согласно требованиям документации по закупке заявка участника должна содержать, в том числе декларацию о соответствии участника вышеуказанному требованию, а именно указано следующее- документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, или копии этих документов, а именно, документы (копии таких документов), подтверждающие тот факт, что участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики. Примечание- такими документами не могут являться выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В качестве документа рекомендуется представить декларацию по форме N3, указанной в приложении N3 к информационной карте
Учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, вышеуказанные действия Заказчика противоречат положениям законодательствам Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки Заказчиком предусмотрено внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 1.5 Проекта контракта Заказчик возвращает Исполнителю денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, в случае направления Исполнителем соответствующего требования.
Однако Законом о контрактной системе в сфере закупок не предоставлено право заказчику при определении срока и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, возлагать на исполнителя по контракту обязанность по направлению в адрес заказчика требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта.
Кроме того, Закон о контрактной системе в сфере закупок возлагает на Заказчика обязанность вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, по истечении срока, указанного в контракте и не ставит данное условие в зависимость от наличия/отсутствия требования исполнителя по контракту.
Учитывая изложенное, Заказчиком допущено нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В обосновании правомерности действий Заказчика представитель Управления городского хозяйства администрации города Коврова пояснил следующее.
1.В силу статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации электронного аукциона установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен запрет допуска услуг, оказываемых организациями, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
На основании данного требования документация электронного аукциона содержала требование ко второй части заявки, а именно, документы (копии таких документов), подтверждающие тот факт, что участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики. Примечание- такими документами не могут являться выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В качестве документа рекомендуется представить декларацию по форме N3, указанной в приложении N3 к информационной карте.
Предоставление в качестве документа, подтверждающего тот факт, что участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, декларации по форме N 3, является рекомендацией, и не обязывает участника закупки предоставлять именно этот документ.
На основании вышеизложенного данный довод Заявителя является несостоятельным.
2. В соответствии с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При определении срока и порядка возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, Закон о контрактной системе в сфере закупок не устанавливает требования к Заказчику возлагать на Исполнителя по контракту обязанности по направлению в адрес Заказчика требования о возвращении денежных средств, но, вместе с тем, Закон о контрактной системе в сфере закупок и не запрещает возлагать такую обязанность.
В период исполнения контракта у Исполнителя могут измениться различные данные, в том числе, реквизиты счета, указанного как счет, на который следует осуществить возврат денежных средств. Без письменного требования Исполнителя о возврате денежных средств с указанием актуальных реквизитов, Участник может направить их не по назначению.
В рассматриваемой документации об аукционе Заказчик, исполнил требование ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и установил срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Вместе с тем, воспользовавшись своим правом, в проекте контракта Заказчик установил следующее положение- Заказчик возвращает Исполнителю обеспечение исполнения контракта после надлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом (подтвержденного соответствующим документом), в течение 30 дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Исполнителя. Денежные средства перечисляются на банковский счёт, указанный Исполнителем в этом письменном требовании.
Учитывая изложенное Заказчик действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представитель уполномоченного органа поддержал позицию Заказчика.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации электронного аукциона установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен запрет допуска услуг, оказываемых организациями, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок уже предусмотрено представление указанных документов -при направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая изложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о предоставлении участником закупки в заявке декларации о соответствии требованиям Постановления N 1457, нарушает пункт 6 часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. В соответствии с пунктом 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки Заказчиком предусмотрено внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пункта 1.5 муниципального контракта на оказание услуг для нужд Заказчика, Заказчик возвращает Исполнителю обеспечение исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Исполнителем) после надлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом (подтвержденного соответствующим документом), в течение 30 дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Исполнителя. Денежные средства перечисляются на банковский счёт, указанный Исполнителем в этом письменном требовании.
При определении срока и порядка возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, Закон о контрактной системе в сфере закупок не запрещает возлагать на Исполнителя по контракту обязанности по направлению в адрес Заказчика требования о возвращении денежных средств.
Таким образом, данный довод Заявителя является несостоятельным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Индивидуального предпринимателя С на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети города Коврова, уборке и содержанию общегородских тротуаров, газонов, остановочных пунктов, вывозу мусора и смета, покосу газонов, ликвидации стихийных свалок, ремонту и техническому обслуживанию светофорных объектов в 1, 2 кварталах 2017 г. (закупка N 0328300129416000262) частично обоснованной (в части установления Заказчиком требования о предоставлении участником закупки в заявке декларации о соответствии требованиям Постановления N 1457).
2.Признать заказчика - Управление городского хозяйства администрации города Коврова нарушившим требования пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г 949-04/2016
09 декабря 2016 года г.Владимир
Резолютивная часть оглашена 09.12.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 3.36, 3.37, 3.40, 3.41 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014, и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 949-04/2016 от 09.12.2016,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - управлению городского хозяйства администрации города Коврова устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в документацию об электронном аукционе на оказание услуг по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети города Коврова, уборке и содержанию общегородских тротуаров, газонов, остановочных пунктов, вывозу мусора и смета, покосу газонов, ликвидации стихийных свалок, ремонту и техническому обслуживанию светофорных объектов в 1, 2 кварталах 2017 г. (закупка N 0328300129416000262) в соответствии с решением по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 949-04/2016 от 09.12.2016;
- продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 0328300129416000262 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Комиссии по проведению электронного аукциона на оказание услуг по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети города Коврова, уборке и содержанию общегородских тротуаров, газонов, остановочных пунктов, вывозу мусора и смета, покосу газонов, ликвидации стихийных свалок, ремонту и техническому обслуживанию светофорных объектов в 1, 2 кварталах 2017 г. (закупка N 0328300129416000262) устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур определения поставщика и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии, изданных по итогам их проведения.
3. Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- обеспечения возможности внесения изменений в документацию об электронном аукционе на оказание услуг по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети города Коврова, уборке и содержанию общегородских тротуаров, газонов, остановочных пунктов, вывозу мусора и смета, покосу газонов, ликвидации стихийных свалок, ремонту и техническому обслуживанию светофорных объектов в 1, 2 кварталах 2017 г. (закупка N 0328300129416000262) в соответствии с решением по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 949-04/2016 от 09.12.2016;
- обеспечения возможности продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 0328300129416000262 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
- обеспечения возможности отмены результатов всех процедур определения поставщика и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии, изданных по итогам их проведения;
- обеспечения участникам закупки, ранее подавшим свои заявки на участие в рассматриваемом аукционе, возможности отозвать их либо внести соответствующие изменения и дополнения.
Настоящее предписание необходимо исполнить в срок не позднее 27 декабря 2016 года.
Доказательства надлежащего исполнения предписания необходимо представить во Владимирское УФАС России в срок не позднее 28 декабря 2016 года.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (на должностных лиц); 500 000 рублей (на юридических лиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2016