Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 декабря 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 09.12.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя "М" (далее - заявитель, Индивидуальный предприниматель, ИП "М") на положения документации конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания стационарным больным для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" (N закупки 0128200000116013272), в присутствии представителей: заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" (далее - ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира"), уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, заявителя, ИП "М"
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП "М" на положения документации конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания стационарным больным для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" (N закупки 0128200000116013272).
Заявитель считает, что заказчиком неправомерно указан код по классификатору ОКПД2 ОК 034-2014: 56.29.19.000 "Оказание услуг по обеспечению питанием по договору", в виду того, что объектом закупки является оказание услуги по организации и доставке лечебного питания.
Заявитель утверждает, что в согласно статье 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок оказание услуг по обеспечению питанием имеет разницу по функционалу и неоднородно по технологическому процессу с организацией лечебного питания.
По мнению заявителя, на доставку приготовленного питания заказчик должен заключать договор транспортной экспедиции или договор перевозки, для осуществления которых предусмотрен иные коды видов деятельности. Таким образом, в данную закупку объедены несколько услуг не связанных между собой функционально и технологически.
Также заявитель утверждает, что заказчиком неправомерно установлено требование о нахождении поставщика в радиусе 5 км от места доставки. В связи с чем, заявитель считает, что заказчиком допущены нарушения при расчете начальной максимальной цены контракта.
В обоснование правомерности действий заказчика представители ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" пояснили следующее.
Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в отношении услуг по обеспечению питанием установлены следующие коды ОКПД: 56.29 Услуги по обеспечению питанием прочие; 56.29.1 Услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору; 56.29.11 Услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору и предоставляемые транспортным предприятиям, эта группировка включает: услуги по приготовлению и поставке питания, предоставляемые на основе договорных соглашений авиакомпаниям и прочим транспортным предприятиям; 56.29.11.000 Услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору и предоставляемые транспортным предприятиям; 56.29.19 Услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору, прочие, эта группировка включает: услуги по приготовлению и поставке питания, предоставляемые на основе договорных соглашений с заказчиком на определенный период времени, например концессии на обеспечение питанием во время спортивных мероприятий и т.п., эта группировка не включает: услуги столовых, (см. 56.29.20) и 56.29.19.000 Услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору, прочие.
Учитывая, что ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" является лечебным, а не транспортным предприятием, был выбран код ОКПД 56.29.19 Услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору, прочие.
С учетом переходных ключей для использования ОК 034-2014, опубликованных на сайте Минэкономразвития России код ОКПД 56.29.19.000 включает услугу по приготовлению и поставке кулинарной продукции по заказам на предприятия и учреждения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документацию о закупке не могут включаться требования, которые влекут ограничение количества участников. Вместе с тем законодательство о контрактной системе в сфере закупок не регламентирует порядок объединения товаров, работ, услуг в один лот.
В связи с закрытием помещения пищеблока ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" заказчик определил осуществление одной закупки, в которую входит закупка продуктов питания, приготовление пищи, доставка до заказчика, в связи с тем, что они неразрывно связаны между собой и охватываются единым понятием "организация питания", что и является обеспечением питания по договору (ОКПД2 56.29.19.000).
В соответствии с толковым словарем русского языка Ожегова Сергея Ивановича слово "обеспечить" означает "снабдить чем-нибудь в нужном количестве". Этот термин используется в нормативных актах, регулирующих данный вопрос. В таких актах подготовительные и сопутствующие действия не рассматриваются в качестве самостоятельных услуг и товаров.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении рассматриваемого договора, возможности оказать услугу, соответствующую потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, заказчик утверждает, что формирование конкурсной документации осуществлено в строгом соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и потребностями ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира".
На основании вышеизложенного, заказчик считает, что нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок им не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация должна содержать информацию предусмотренной статьей 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно информации указанной в конкурсной документации заказчик указал следующий код по классификатору ОКПД2 ОК 034-2014: 56.29.19.000.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности указанный код относится к услугам по обеспечению питанием, осуществляемые по договору, прочие.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации горячего лечебного питания стационарным больным.
Комиссия, пришла к выводу, что заказчиком указан соответствующий код по классификатору.
Объективных, неоспоримых доказательств, свидетельствующих об обратном в материалы дела заявителем не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из смысла указанных норм следует, что потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований участникам закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие условия исполнения, которые будут иметь существенное значение для оказания услуги в полном объеме. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все потенциальные участники закупки.
Согласно пункту 35 "Описание объекта закупки" информационной карты услуга по организации горячего лечебного питания состоит из приготовления пищи на оборудовании исполнителя и доставки пищи транспортом исполнителя.
Как следует из пояснений, представленных заказчиком для ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" организация питания является единой услугой, все стадии оказания которой, такие как закупка продуктов, приготовление пищи и доставка, неразрывно связаны между собой и охватываются единым понятием "организация питания".
Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что приготовление пищи и доставка приготовленной пищи технологически и функционально не связанны с объектом закупки - организация горячего лечебного питания, а также, что объедение в один объект закупки может ограничивать количество участников закупки.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В пункте 35 "Описание объекта закупки" информационной карты заказчиком установлено требование о том, что производство исполнителя должно находиться на расстоянии не далее 5 км от места доставки в ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" (600017, г. Владимир, ул. Горького, д. 5).
На основании части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия пришла к выводу, что установление заказчиком в документации о закупке требования о месте нахождения исполнителя является неправомерным, которое может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции при осуществлении закупки.
Кроме того, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующее нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки в документации о закупке устанавливается следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла); предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В пункте 10 Правил указано, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В приложении N1 к информационной карте установлены следующие критерии оценки заявок: цена контракта; квалификация участников закупки.
В содержание критерия "Квалификация участников закупки" входят следующие показатели: оснащение тепловым, механическим и холодильным оборудованием пищеблока исполнителя, в соответствии с требованиями ГОСТов, СанПиНов: холодильник - не менее 4 шт.; камера холодильная - не менее 2 шт.; плиты электрические - не менее 5 шт.; шкаф паровой - не менее 1 шт.; шкаф пекарский - не менее 2 шт.; котлы - не менее 2 шт.; мясорубка - не менее 4 шт.; овощерезка - не менее 1 шт.; картофелечистка - не менее 1 шт.; машина протирочно-резальная - не менее 1 шт.; миксер - не менее 1 шт.
Также в данный критерий входит: оснащение необходимой столовой посудой, приборов, кухонным инвентарем, в соответствии с требованиями СанПиНа: колода для рубки мяса - не менее 1 шт.; баки 10 л - не менее 5 шт.; баки 20 л - не менее 10 шт.; баки 40 л - не менее 10 шт.; противни - не менее 12 шт.; ложка разливная 1 л - не менее 3 шт.; веселки - не менее5 шт.; дуршлаг - не менее 4 шт.; лопатки кондитерские - не менее 5 шт.
По мнению Комиссии, указание о наличии у исполнителя определенного вида оборудования, посуды и инвентаря, а также их количества является избыточным.
Комиссия пришла к выводу, что критерий с такими показателями, который связан с оценкой квалификации участника, не может повлиять на выявление лучших условий исполнения контракта, и не соотносится с потребностями заказчика в рамках осуществления оказания услуги по организации горячего лечебного питания.
В пункте 35 "Описание объекта закупки" информационной карты заказчиком также установлено аналогичное избыточное требование к оснащению тепловым, механическим и холодильным оборудованием пищеблока, к оснащению необходимой столовой посудой, приборов, кухонным инвентарем.
На основании части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, вышеуказанное требование пункта 35 "Описание объекта закупки" установлено в нарушении части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, документация конкурса с ограниченным участием рассматриваемой закупки требует соответствующих изменений в целях приведения ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Тем самым в действиях заказчика установлены нарушения статей 32, 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП "М" на положения документации конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания стационарным больным для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" (N закупки 0128200000116013272) частично обоснованной (в части неправомерного указания о месте нахождения исполнителя).
2. Признать уполномоченное должностное лицо заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика и комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г 951-04/2016
09 декабря 2016 года г. Владимир
Резолютивная часть решения оглашена 09.12.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 951-04/2016 от 09.12.2016,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" по осуществлению закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания стационарным больным для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" (N закупки 0128200000116013272) устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в извещение и в документацию в соответствии с выводами, изложенными в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 951-04/2016 от 09.12.2016;
- продления срока подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
- обеспечения участникам закупок, ранее подавшим свои заявки, отозвать их, либо внести соответствующие изменения и дополнения.
2. Комиссии по осуществлению закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания стационарным больным для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" (N закупки 0128200000116013272) устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем отмены всех процедур осуществления данной закупки и соответствующих протоколов заседаний комиссии.
Настоящее предписание необходимо исполнить не позднее 23.12.2016.
Доказательства надлежащего исполнения предписания (в документарном виде) необходимо представить во Владимирское УФАС России не позднее 27.12.2016.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016