Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 декабря 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 12.12.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "СИБИЗЫСКАНИЯ" (далее - заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на разработку проектно-изыскательских работ (ПСД) на газопровод высокого давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов по ул. Цветочная в с. Васильково Суздальского района Владимирской области (N закупки 0828300019816000181), в присутствии представителей: заказчика - администрации Суздальского района Владимирской области (далее - заказчик) .
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "СИБИЗЫСКАНИЯ" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на разработку проектно-изыскательских работ (ПСД) на газопровод высокого давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов по ул. Цветочная в с. Васильково Суздальского района Владимирской области (N закупки 0828300019816000181).
Заявитель считает, что документация об электронном аукционе составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 14 информационной карты аукционной документации указан срок выполнения работ - до 29 декабря 2016 года.
Объектом закупки является разработка проектно-изыскательских работ (ПСД) на газопровод высокого давления, для исполнения данного контракта необходимо провести подготовительные работы.
Запросы на предоставление справок гидрометеологические, наличие на объекте изысканий и исследований, наличие объектов исторического наследия, информация из комитета по природным ресурсам из уполномоченных органов займет не менее 30 календарных дней.
Датой проведения электронного аукциона является 12 декабря 2016 года, заключение контракта не ранее 10 календарных дней, следовательно, на исполнение контракта останется не более 4 рабочих дней, что является невозможным и ведет к ограничению количества участников закупки.
В обоснование правомерности действий заказчика представители администрации Суздальского района Владимирской области пояснили следующее.
Установление заказчиком в аукционной документации срока выполнения работ - 29.12.2016 не противоречит нормам законодательства о защите конкуренции и о контрактной системе в сфере закупок. Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу NА06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок целью обеспечения конкуренции является выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Минимальные сроки выполнения работ, являющихся предметом указанной закупки, законодательством не установлены, следовательно, таким образом они устанавливаются исходя из потребностей заказчика.
В данном случае потребность заказчика обусловлена объективной необходимостью освоения бюджетных средств 2016 года с целью участия в 2017 году в программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Суздальского района Владимирской области" и проведения мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.
Заявителем не доказана заинтересованность заказчика в определенном поставщике и ограничение конкуренции.
Следствием ограничения конкуренции является необоснованное ограничение числа участников закупок. Каждый потенциальный участник закупки принимает решение о подаче заявки на участие в электронном аукционе с учетом наличия имеющихся ресурсов (технической базы, штата, допускам к указанным видам работ) и должен учитывать наличие у него достаточных возможностей для выполнения обязательств по закупке.
Невозможность участия ООО "СИБИЗЫСКАНИЯ" в электронном аукционе не является доказательством какой-либо заинтересованности заказчика в исходе результатов закупки.
На участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, что подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок. Тем самым данный факт свидетельствует о возможности квалифицированных подрядчиков выполнить работы, являющиеся предметом закупки.
Заказчик также отметил, что доводы заявителя не содержат ссылок на нормативно-правовые акты, а носят предположительный характер и выражают субъективное мнение.
На основании вышеизложенного, заказчик считает, что нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок им не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе в сфере закупок, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 13 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из смысла указанных норм следует, что потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований участникам закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие условия исполнения, которые будут иметь существенное значение для выполнения работ. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все потенциальные участники закупки.
Согласно пункту 14 информационной карты аукционной документации сроки выполнения работ - до 29 декабря 2016 года.
По мнению Комиссии, данное условие не противоречит нормам законодательства о контрактной системе в сфере закупок и не создаёт преимуществ каким-либо определенным участникам закупки.
Как следует из пояснений, представленных заказчиком, потребность в выполнении работ в сжатые сроки обусловлена объективной необходимостью освоения заказчиком бюджетных средств 2016 года в текущем году.
В материалы дела заявителем не представлено объективных, неоспоримых документарных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения условий контракта в установленные заказчиком сроки, а также доказательств, свидетельствующих об ограничении количества потенциальных участников закупки и о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано 4 заявки от участников закупки и все заявки были признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в электронном аукционе.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в положениях аукционной документации нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СИБИЗЫСКАНИЯ" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на разработку проектно-изыскательских работ (ПСД) на газопровод высокого давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов по ул. Цветочная в с. Васильково Суздальского района Владимирской области (N закупки 0828300019816000181) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016