Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 декабря 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 15.12.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ДАР" (г.Воронеж) (далее -заявитель, Общество, ООО "ДАР") на положения извещения о проведении запроса котировок на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Благоустройство центрального парка культуры и отдыха города Владимира". Малые формы (1 этап- установка скамеек) (закупка N 0328300032816000737), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - муниципального бюджетного учреждения города Владимира "Владстройзаказчик" (далее МБУ г. владимира "Владстройзаказчик", Заказчик) ... (доверенность от 14.12.2016 N 2543); представителя уполномоченного органа- Управления муниципального заказа администрации города Владимира (далее уполномоченный орган, УМЗ администрации г. Владимира) _ (доверенность от 05.09.2016 б/н); представителя ООО "ДАР" _ (Решение от 29.04.2016 N 4)
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
08.12.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ДАР" на положения извещения о проведении запроса котировок на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Благоустройство центрального парка культуры и отдыха города Владимира". Малые формы (1 этап- установка скамеек) (закупка N 0328300032816000737).
По мнению заявителя, локальная смета извещения о проведении указанного запроса котировок содержит требования, ограничивающие количество участников закупки и тем самым нарушающие положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
30.11.2016 уполномоченным органом было размещено извещение о проведении запроса котировок на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Благоустройство центрального парка культуры и отдыха города Владимира". Малые формы (1 этап- установка скамеек), в новой редакции. Локальная смета содержит следующие функциональные, технические и качественные характеристики товара -скамья "Элегант" без подлокотников, габаритные размеры: высота: 84,5 см, ширина: 67 см, детальные размеры: высота сиденья: 45 см, ширина сиденья: 43 см, высота спинки: 40 см, длина посадочного места 1.8 метра.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться".
Однако размеры, указанные в описании объекта закупки, используются только производителем ООО "Хоббика". ООО "Дар" проанализировав продукцию, производимую другими организациями, не смогло найти скамью, подходящую под указанные габаритные размеры.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Указание исключительно конкретных габаритных размеров без предоставления участникам закупки возможности поставить товар на 1 мм больше или меньше заявленного, а также сжатые сроки выполнения работ (7 дней на установку 74 лавочек) ориентировано на определенного производителя, что нарушает право других организаций на участие в данном запросе котировок, ограничивает конкуренцию и содержит признаки аффилированности.
Таким образом, документация об электронном аукционе сформирована заказчиком в нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, носит необъективный характер, и ограничивает конкуренцию.
Представитель уполномоченного органа - Управления муниципального заказа администрации города Владимира на заседании комиссии пояснил следующее.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение строительно- монтажных работ на объекте: Благоустройство центрального парка культуры и отдыха города Владимира". Малые формы (1 этап - установка скамеек").
В связи с этим, в составе извещения о проведении запроса котировок содержится локальная смета N 02-01-04/1 с наименованием "Стройка: Уточнение проектных решений по объекту "Благоустройство Центрального парка города Владимира в части установки ограждений, сцены, шлагбаумов".
Данный локальный сметный расчет содержит в себе требования к содержанию, объему работ, которые должны быть выполнены, требования к характеристикам материала, который должен быть использован при выполнении работ, а также иные требования, установленные проектной документацией.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять его, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, согласно действующему законодательству, выполнение работ с применением материалов характеристики которых не соответствуют требованиям проектно-сметной документации не допускается.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке должна содержать в своем составе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ, установленным заказчиком требованиям, при этом в документации могут быть указаны показатели, которые не могут изменяться.
Таким образом, наличие в составе Извещения о проведении запроса котировок требований к материалам, используемым при выполнении строительно-монтажных работ, содержащих показатели, которые не могут изменяться, в полной мере соответствует положениям законодательства о закупках и иных федеральных законов, а именно, Гражданского кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, возможно отметить еще одно обстоятельство.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик, в составе Извещения о проведении запроса котировок должен установить форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом, согласно пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник запроса котировок должен в составе заявки предоставить информацию о наименовании и характеристиках поставляемого товара только в том случае, когда осуществляется поставка товара, во всех иных случаях (работа, услуга), участник закупки дает только согласие на исполнение условий контракта.
В связи с этим, форма заявки на участие в запросе котировок (приложение N 3 к Извещению) не содержит в своем составе раздела, предусматривающего наличие возможности участника запроса котировок сделать свое предложение о характеристиках товара, который должен быть использован при выполнении работ, являющихся предметом контракта.
Учитывая все причисленные выше обстоятельства, уполномоченный орган считает, что жалоба заявителя, по доводам, которые в ней указаны, является необоснованной, а сами доводы жалобы противоречат как действующему законодательству о закупках, так и иным федеральным законам, регулирующим отношения, связанные с предметом закупки.
На основании изложенного управление муниципального заказа администрации города Владимира просит в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель заказчика поддержал доводы уполномоченного органа.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени определить такие характеристики товара которые будут иметь существенное значение для выполнения работ в полном объеме в соответствии с условиями государственного контракта.
На заседании комиссии установлено что скамейка "Элегант" не является ни товарным знаком, ни знаком обслуживания, ни фирменным наименованием, ни патентом, ни полезной моделью, ни промышленным образцом, не указывает место происхождения товара либо наименование производителя.
Таким образом, установленный Заказчиком вид (серия) товара не является нарушением части1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок
Установление в локальной смете конкретных параметров указанной скамьи является потребностью заказчика и не нарушает требования норм статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик, в составе извещения о проведении запроса котировок должен установить форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом согласно пункту 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник запроса котировок должен в составе заявки предоставить информацию о наименовании и характеристиках поставляемого товара только в том случае, когда осуществляется поставка товара, во всех иных случаях (выполнение работ, оказание услуг), участник закупки дает только согласие на исполнение условий контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДАР" на положения извещения о проведении запроса котировок на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Благоустройство центрального парка культуры и отдыха города Владимира". Малые формы (1 этап- установка скамеек) (закупка N 0328300032816000737)по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2016