Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 декабря 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Энтос плюс" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УКС ЧМР" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБОУ "ООШ N1", расположенного по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, 11 В (капитальный ремонт по замене оконных блоков 1 этаж - спортзал, 2 этаж - кабинеты N 14,15,16,17,18,20) (извещение N 0856300003116000028),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856300003116000028, Заказчиком проводился электронный аукцион на капитальный ремонт здания МБОУ "ООШ N1", расположенного по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, 11 В (капитальный ремонт по замене оконных блоков 1 этаж - спортзал, 2 этаж - кабинеты N 14,15,16,17,18,20).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Заявитель полагает, что в проекте контракта Заказчиком не установлены требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. N 1063.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о закупках к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В ч.4 ст.34 Закона о закупках установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Ответственность сторон предусмотрена Разделом 11 проекта контракта.
Согласно п.11.5 проекта контракта 11.5 общая сумма штрафа, которая может быть взыскана с подрядчика за нарушения им условий контракта, не может превышать 10 (десять) процентов цены контракта.
В соответствии с п.11.10.2 проекта контракта 11.10.2 за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере и в случаях, установленных контрактом, при этом общая сумма штрафа не может превышать 2,5 (два с половиной) процента цены контракта.
В ч.5 ст.34 Закона о закупках установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о закупках, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа и начисления неустойки утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. N 1063 (далее - Правила).
При этом, п.4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В п.5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
На основании указанного следует, что фиксированная сумма и размер штрафа определяются от цены контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.
Вместе с тем, Комиссия установила следующее.
Как указано выше, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч.4 ст.64 Закона о закупках).
Согласно ч.1 ст.34 Закона о закупках контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке.
В ст.34 Закона о закупках требования предъявляются к контракту, а не к проекту контракта.
Кроме того, ч.2 ст.70 Закона о закупках предусматривает внесение Заказчиком сведений в проект контракта, после и по результатам состоявшегося электронного аукциона. Следовательно, Законом о закупках предусмотрено внесение в проект контракта сведений, ставших известными после проведения аукциона: цена контракта, сведения о товаре.
Учитывая, что в соответствии с вышеуказанными Правилами размер штрафа в отношении Заказчика и Поставщика рассчитывается исходя из цены контракта в виде фиксированной суммы, определяется он после проведения электронного аукциона.
Таким образом, размер штрафа в виде фиксированной суммы может быть установлен Заказчиком в соответствии с законодательством РФ и Постановлением Правительства РФ N 1063 от 25.11.2013 г. только после подведения итогов электронного аукциона, при составлении контракта на основании цены контракта, полученной по результатам проведения электронного аукциона.
Размер штрафа в виде фиксированной суммы не может быть установлен Заказчиком в проекте контракта, так как не известен результат аукциона и цена контракта.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, в данной части, нарушений Закона о закупках не имеется.
В ч.13 ст.34 Закона о закупках указано, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно п.3.10 проекта контракта Оплата за промежуточно принятые работы осуществляется за фактически выполненные работы, в течение 10 (десяти) дней со дня получения подписанных уполномоченными представителями сторон промежуточных актов приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, счета, счета-фактуры оформленных в соответствии с действующим законодательством, в размере не более 1 881 984,17 (один миллион восемьсот восемьдесят одна тысяча девятьсот восемьдесят четыре) рубля 17 копеек.
Окончательная оплата производиться за фактически выполненные работы, после полного завершения всех работ по настоящему договору и предоставления полного пакета исполнительной документации, в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания уполномоченными представителями сторон актов приемки выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), счета, счета-фактуры оформленных в соответствии с действующим законодательством.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления счет-фактур с НДС. Так, в приложении N 1 поименованного выше Постановления Правительства РФ указано, что в графах основной таблицы, предназначенной для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по этой ставке, в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись "без НДС".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя, в данной части, своего подтверждения не находит. Следовательно, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком установлены излишние требования к материалам, используемым при выполнении работ, указанным в п.2, 4 ТЗ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пп.8 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям установленным в Приложении к техническому заданию "Требования к материалам". Так, в частности, Заказчиком установлены показатели и их максимальные и минимальные значения раствора цементно-известкового (п.2 ТЗ), водоэмульсионной краски для работ внутри помещений (п.4 ТЗ).
Из приведенных выше положений Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации, и к его составу.
Кроме того, в пп.10 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявок, позволяющая представить конкретные значения показателей, в соответствии с потребностью Заказчика.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что, в данном конкретном случае, при описании показателей и их значений, используемых материалов, нарушений положений Закона о закупках Заказчиком не допущено.
Заявитель полагает, что положения аукционной документации содержат неправомерное условие о предоставление счет-фактуры.
В ч.13 ст.34 Закона о закупках указано, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно п. 3.6 проекта контракта аванс и оплата этапов выполнения работ не предусмотрены. Заказчик производит окончательный расчет на расчетный счет Подрядчика, указанный в муниципальном контракте, по факту выполнения работ в полном объеме в течение 30 (тридцати) дней с момента получения Заказчиком счета, счета-фактуры, подписанного Сторонами Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления счет-фактур с НДС. Так, в приложении N 1 поименованного выше Постановления Правительства РФ указано, что в графах основной таблицы, предназначенной для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по этой ставке, в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись "без НДС".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя, в данной части, своего подтверждения не находит. Следовательно, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
Довод Заявителя о том, что поскольку документация о закупке частично размещена в формате "pdf", что не обеспечивает возможность копирования, поиска, и, как следствие, ограничивает ознакомление с текстом документа, действия Заказчика нарушают требования Закона о закупках, отклоняется Комиссией на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о закупках информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о закупках документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В ч. 5 ст. 112 Закона о закупках, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок", в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет Федеральному казначейству: обеспечить ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок не позднее 1 января 2016 г., при этом возможность подачи через указанную единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений должна быть обеспечена не позднее 1 января 2017 г.
С 1 января 2016г. Единая информационная система в сфере закупок введена в эксплуатацию.
В Разделе "Дополнительно" Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) опубликованы обучающие материалы, в числе которых имеется "Руководство пользователя. Официальный сайт ЕИС Редизайн", в котором отсутствует запрет на публикацию документов в Единой информационной системе в формате "pdf".
При этом, в данном Руководстве указано, что быстрый поиск работает с документами следующих форматов: docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, ppt, odf, а также с файлами данных форматов, которые находятся в архивах rar, zip.
Таким образом, функционал Единой информационной системы в сфере закупок позволяет осуществлять копирование, поиск, и, как следствие, ознакомление с текстом документа в формате pdf, в связи с чем, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках.
Кроме того, Заявитель полагает, что в проекте контракта не установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой товара.
Так, в ч.13 ст.34 Закона о закупках указано, в том числе, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В свою очередь, в проекте контракта, спорное положения не указано. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение ч.13 ст.34 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно протоколу рассмотрения от 02.12.2016 г. на участие в электронном аукционе поступило шестнадцать заявок. Следовательно, выявленное нарушение положений Закона о закупках не создало препятствий для подачи заявок на участие в электронном аукционе и не привело в результате к нарушению прав и законных интересов участников закупки.
Представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положение аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, подача жалобы посредством электронной почты 30.11.2016 г. (в предпоследний день окончания подачи заявок на участие в закупке), с учетом даты окончания подачи заявок, по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
С учетом п.3.36 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энтос плюс" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБОУ "ООШ N1", расположенного по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, 11 В (капитальный ремонт по замене оконных блоков 1 этаж - спортзал, 2 этаж - кабинеты N 14,15,16,17,18,20) (извещение N 0856300003116000028) обоснованной в части пятого довода.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе рассмотрения жалобы, нарушение ч.13 ст.34 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016