Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 декабря 2016 г. N 2093
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия Администрации поселка Учами Эвенкийского муниципального района Красноярского края при проведении электронного аукциона на оказание услуг на строительство нежилого здания для нужд Администрации поселка Учами, закупка 0319300224516000001, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы и заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, в извещении о проведение закупки установлена дата и время окончание срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, что ограничивает круг участников закупки.
.Во-вторых, заказчик не указал в извещении о проведении аукциона требование о наличии у участника закупки Свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В-третьих, извещение о проведении электронного аукциона содержит противоречивую информацию относительно статуса участников закупки. Согласно разделу "Требования к участникам", участникам закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями. Одновременно с этим раздел "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ)" не устанавливает подобных ограничений.
До момента рассмотрения жалобы по существу в адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик с доводами подателя жалобы не согласен, поскольку, по его мнению, аукционная документация и извещение о проведении электронного аукциона в обжалуемой части соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг на строительство нежилого здания для нужд Администрации поселка Учами, закупка 0319300224516000001.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе "в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в ЕИС заказчик установил дату и время окончания подачи заявок - 03.12.2016.
По мнению подателя жалобы, статья 193 ГК РФ устанавливает, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что довод подателя жалобы об исчислении срока в соответствии с нормами статьи 193 Гражданского кодекса РФ не принимается, поскольку Закон о контрактной системе является специальным законом, в котором четко указаны сроки исчисления в течение рабочих дней либо, как в данном случае, не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Таким образом, поскольку в данном случае законодателем не установлено прямого указания на исчисление сроков в рабочих днях, исчисление сроков необходимо осуществлять в календарных днях.
Кроме того, Комиссия отмечает, что участники закупки имеют возможность пользоваться средствами электронной площадки ежедневно, круглосуточно, что дает участникам закупки техническую возможность на размещение требуемых Законом о контрактной системе документов, в течение срока, исчисляемого календарными, а не рабочими днями.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией не выявлено в указанных в жалобе действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе, ввиду чего данный довод жалобы признан необоснованным.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Исследовав требования, установленные заказчиком в аукционной документации к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, Комиссией было установлено, что в составе второй части заявки помимо прочих документов участнику закупки необходимо представить документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Федерального закона: если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам: 1) копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ в соответствии с приложением 1 к аукционной документации и требованиями приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"). 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В требованиях к участникам закупки, содержащихся в аукционной документации, заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе, отсутствуют указанные требования к участникам электронного аукциона, установленные заказчиком в аукционной документации.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указано следующее:"1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) установлено".
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы о том, что заказчик не указал в извещении о проведении электронного аукциона информацию о необходимости наличия у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, признан Комиссией обоснованным. Ввиду чего заказчик признается нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данное нарушение не влияет на результат определения подрядчика, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что необходимость в выдаче предписания об его устранении отсутствует.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Из преамбулы части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, прямо предусмотренной указанной нормой Закона о контрактной системе, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона. Следовательно, исходя из смысла статьей 63 и 64 Закона о контрактной системе, информация в отношении преимуществ, предоставляемых участникам закупки в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, в документации электронного аукциона и в извещении о проведении электронного аукциона должна быть тождественной.
Анализ содержания печатной формы извещения о проведении электронного аукциона, размещенного в единой информационной системе, показал Комиссии, что из раздела "Преимущества, требования к участникам закупки" однозначно следует, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации (в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе), следовательно, именно таким участникам закупки установлено преимущество.
Аналогичное требование следует из содержания положений приложения к аукционной документации "Информационная карта о проведении электронного аукциона".
Таким образом, в рассматриваемой части сведения извещения и документации о проведении электронного аукциона, участником которого может быть только субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация (в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе), не вступают в противоречие друг с другом. Следовательно, довод подателя жалобы в рассматриваемой части признается Комиссией необоснованным.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не могут повлиять на результат определения подрядчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 декабря 2016 г. N 2093
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016