Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 декабря 2016 г. N 2140
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аквадез М" (далее - ООО "Аквадез М", податель жалобы) на действия аукционной комиссии государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Лесосибирская межрайонная больница" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка шовного материала" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 05.12.2016 поступила жалоба ООО "Аквадез М" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300076416000359.
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Лесосибирская межрайонная больница" (далее - заказчик), аукционной комиссии, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "Аквадез М" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, а также жалобы Общества с ограниченной ответственностью "СИБМЕД" (далее - ООО "СИБМЕД") на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, поступившей в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, а именно, 06.12.2016, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- представитель ООО "Аквадез М" Бобылев Роман Юрьевич (доверенность N 516 от 07.12.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Занина Евгения Владимировна (доверенность от 07.12.2016, удостоверение личности).
На вышеуказанное заседание Комиссии явку своего представителя с документами, подтверждающими полномочия, ООО "СИБМЕД" не обеспечило.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, аукционной комиссии было неправомерно отказано подателям жалоб как участникам закупки (заявки N 3 и N 2) в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку первые части заявок не соответствуют требованиям, установленным аукционной документации и частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно, количество предложенного к поставке товара не соответствует заявленному количеству заказчиком.
Податели жалоб отметили, что в заявках на участие в электронном аукционе они указали количество товара в соответствии с количеством, указанным в аукционной документации.
Также податели жалоб обратили внимание на то, что 28.11.2016 заказчиком на официальном сайте было размещено "разъяснение положений документации N РД1", которым заказчик внес изменения в Техническое задание по позиции N 1 и N 2 в части требуемого количества товара, при этом в аукционную документацию указанные изменения заказчиком внесены не были. Податели жалоб считают, что таким образом заказчик ввел в заблуждение большинство потенциальных добросовестных поставщиков.
От заказчика в адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения, согласно которым заказчиком в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку шовного материала, где указано наименование товара, количество, цена за единицу и общая стоимость. Отдельным файлом прикреплена аукционная документация, которая, на ряду с информацией, указанной в извещении, содержит информацию, предусмотренную статьей 64 Закона о контрактной системе, в том числе: обоснование начальной (максимальной) цены контракта, где указано то же количество товара, требуемое к поставке, что и в извещении; описание объекта закупки (техническое задание), где изначально заказчик допустил техническую ошибку, в графе "количество" поменяв первую со второй строкой. По допущенной технической ошибке заказчиком были даны разъяснения 28.11.2016. Заказчик отметил, что при сложившейся ситуации, у членов комиссии не было вариантов в принятии иного решения, поскольку при заключении контракта в него была бы включена информации о товаре, указанная в заявке на участие в электронном аукционе, то есть с неправильным количеством товара, что не соответствует потребности заказчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку шовного материала.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается также информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Из смысла части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона, а также информацию, указанную в пунктах 1 - 12 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В статье 65 Закона о контрактной системе определен порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Кроме того согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Указанные нормы Закона о контрактной системе предполагают, что в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе не могут содержаться противоречивые сведения, а разъяснения положений документации об электронном аукционе не могут изменять ее суть.
Проанализировав содержание извещения о проведении электронного аукциона, размещенного заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, Комиссия установила, что в разделе "Информация об объекте закупки" указаны товары: нить стерильная хирургическая, синтетическая, рассасывающаяся, плетеная с иглой - 360 штук, нить нерассасывающаяся, плетеная, с иглой - 100 штук, нить нерассасывающаяся, плетеная, лигатура - 100 штук, нить рассасывающая хирургическая стерильная с иглой - 108 штук, сетка - 50 штук, сетка - 10 штук.
Согласно сведениям пунктов 1.7, 2.3 Информационной карты аукционной документации описание объекта закупки, количество поставки товара содержатся в техническом задании, являющимся приложением 2 к Информационной карте аукционной документации.
Таким образом, описание объекта закупки, а также функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки содержатся в техническом задании (приложение 2 к Информационной карте аукционной документации) (далее - Техническое задание).
Исследовав Техническое задание, Комиссия установила, что в указанном разделе аукционной документации содержатся следующие требования к количеству товаров: нить стерильная хирургическая, синтетическая, рассасывающаяся, плетеная с иглой - 100 штук, нить нерассасывающаяся, плетеная, с иглой - 360 штук, нить нерассасывающаяся, плетеная, лигатура - 100 штук, нить рассасывающая хирургическая стерильная с иглой - 108 штук, сетка композиционная для пластики грыжи 6х11 - 50 штук, сетка композиционная для пластики грыжи 30х30 - 10 штук.
Таким образом, комиссия установила, что в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации содержатся противоречивые сведения относительно количества необходимого к поставке товара, а именно, в отношении товаров: нить стерильная хирургическая, синтетическая, рассасывающаяся, плетеная с иглой и нить нерассасывающаяся, плетеная, с иглой.
Данный факт заказчиком подтверждается, согласно пояснениям заказчика указанное противоречие явилось следствием технической ошибки в результате случайной перестановки местами первой и второй строк в графе "количество" таблицы Технического задания.
Комиссией установлено, что заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 28.11.2016 N РД1, которое содержит в себе техническое задание, обозначенное как приложение 2, согласно которому необходимое количество товара, являющегося объектом закупки изложено следующим образом: нить стерильная хирургическая, синтетическая, рассасывающаяся, плетеная с иглой - 360 штук, нить нерассасывающаяся, плетеная, с иглой - 100 штук, нить нерассасывающаяся, плетеная, лигатура - 100 штук, нить рассасывающая хирургическая стерильная с иглой - 108 штук, сетка композиционная для пластики грыжи 6х11 - 50 штук, сетка композиционная для пластики грыжи 30х30 - 10 штук.
На основании указанного Комиссия делает вывод о том, что разъяснение положений документации об электронном аукционе от 28.11.2016 N РД1 изменяет суть аукционной документации.
Комиссия считает необходимым отметить то обстоятельство, что с учетом того факта, что срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе был установлен на 01.12.2016, а разъяснение положений документации об электронном аукционе N РД1 размещено заказчиком в единой информационной системе 28.11.2016, у заказчика имелась возможность реализовать свое право, закрепленное в части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, и принять решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.
Таким образом, указанные действия заказчика нарушают требования части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В результате изучения пункта 4.5 Информационной карты аукционной документации, содержащего требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, а также инструкцию по заполнению заявки, Комиссией было установлено, что к участникам закупки были предъявлены аналогичные указанным в пункте 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию и составу заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе. При этом в данном разделе аукционной документации участникам электронного аукциона указано на то, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе и наименование страны происхождения товара.
Комиссия отмечает, что в аукционной документации, а также в части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не содержатся требования о том, что при подготовке первой части заявки на участие в электронном аукционе участникам электронного аукциона необходимо руководствоваться сведениями, содержащимися в извещении о проведении электронного аукциона либо в разъяснениях положений документации об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.12.2016 на участие в электронном аукционе было подано 10 заявок.
Согласно указанному протоколу заявки NN 1, 4, 10 допущены к участию в электронном аукционе, заявкам NN 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку первые части заявок не соответствуют требованиям, установленным аукционной документации и частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно, количество предложенного к поставке товара не соответствует заявленному количеству заказчиком.
В результате сопоставления требований аукционной документации, заявок на участие в электронном аукционе NN 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.12.2016, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято необоснованное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам электронного аукциона, подавшим заявки NN 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, поскольку в указанных заявках количество предложенного к поставке товара указано в полном соответствии с Техническим заданием, являющимся приложением 2 к Информационной карте аукционной документации.
В результате сопоставления требований аукционной документации, заявок на участие в электронном аукционе NN 1, 4, 10, Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.12.2016, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято необоснованное решение о допуске к участию в электронном аукционе участников электронного аукциона, подавших заявки NN 1, 4, 10, поскольку указанные заявки не соответствуют требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе, а именно, количество предложенного к поставке товара не соответствует количеству, заявленному заказчиком в Техническом задании, являющимся приложением 2 к Информационной карте аукционной документации.
Комиссия отмечает, что частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров. Законом о контрактной системе аукционная комиссия не наделена правом при рассмотрении первых частей заявок руководствоваться сведениями, содержащимися в извещении о проведении электронного аукциона, а также в разъяснениях положений документации об электронном аукционе.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, первых частей заявок NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.12.2016, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято необоснованное и неправомерное решение о допуске к участию в электронном аукционе участников NN 1, 4, 10 и об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам NN 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9.
Комиссия также обращает внимание на то, что при подготовке первой части заявки на участие в электронном аукционе участники электронного аукциона не должны руководствоваться обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, участники электронного аукциона должны представить конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. А такие значения в обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком не содержатся, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребности заказчика установлены в Техническом задании.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях аукционной комиссии нарушений требований части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Аквадез М" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
5. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
6. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
7. Передать материалы по жалобе ООО "Аквадез М" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, членов аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 декабря 2016 г. N 2140
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016