Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 7 декабря 2016 г. N 07-15/2016-285
Дата оглашения решения: 07 декабря 2016 года город Иваново
Дата изготовления решения: 12 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Татьяны Алексеевны - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой Анны Александровны - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Прохоровой Анастасии Ивановны - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
Федерального государственного бюджетного учреждения "Верхне-Волжскводхоз" (далее - Заказчик): Ветчининой Светланы Владимировны (доверенность N7/16 от 06.12.2016), Рябовой Галины Анатольевны (доверенность N8/16 от 06.12.2016),
ООО "Рязаньпроект" (далее - Заявитель, Общество): Шишковой Киры Сергеевны (доверенность N 2016/146 от 24.08.2016),
УСТАНОВИЛА:
01 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Рязаньпроект" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Верхне-Волжскводхоз" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Капитальный ремонт водосливной плотины гидроузла N5 Тезянской шлюзованной системы Ивановской области (водослив и мостовой переход)" (извещение N 0333100007016000029).
Заявитель считает, что в ходе проведения указанного открытого конкурса Федеральным государственным бюджетным учреждением "Верхне-Волжскводхоз" были нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Из первого довода жалобы Общества следует, что в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.11.2016 NПВК1 Федеральным государственным бюджетным учреждением "Верхне-Волжскводхоз" не были внесены такие условия исполнения контракта, как сведения о количестве договоров, представленных в справке об опыте выполнения аналогичных работ, о количестве представленных в заявке Общества отзывов от заказчиков, о среднегодовом объеме оказания услуг, аналогичных предмету открытого конкурса, в нарушение ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Согласно второму доводу жалобы Заявитель считает, что в нарушение ст. 8 Закона о контрактной системе Федеральное государственное бюджетное учреждение "Верхне-Волжскводхоз" в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.11.2016 N ПВК1 документы одного вида, а именно благодарности и положительные отзывы от заказчиков, представленные участниками закупки, указывает по различным показателям критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня".
В третьем доводе жалобы Общество указывает, что в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.11.2016 N ПРО1 количество присвоенных баллов по критерию "Деловая репутация участника конкурса" не соответствует значениям, указанным в документации о закупке.
В соответствии с четвертым доводом жалобы Общества в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.11.2016 N ПРО1 отсутствует информация о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе, предусмотренная п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, следует, что в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.11.2016 N ПВК1 благодарности и положительные отзывы от заказчиков ошибочно были указаны по различным показателям критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня". С иными доводами жалобы Заказчик не согласен, нарушений норм Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
21.10.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0333100007016000029 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Капитальный ремонт водосливной плотины гидроузла N5 Тезянской шлюзованной системы Ивановской области (водослив и мостовой переход)".
В ходе проведения данного открытого конкурса Федеральным государственным бюджетным учреждением "Верхне-Волжскводхоз" были составлены и опубликованы протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.11.2016 N ПВК1 и рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.11.2016 N ПРО1.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
Учитывая, что сведения о количестве договоров, представленных в справке об опыте выполнения аналогичных работ, о количестве представленных в заявке Общества отзывов от заказчиков, о среднегодовом объеме оказания услуг, аналогичных предмету открытого конкурса не являются условиями исполнения контракта, вопреки доводу Заявителя, Закон о контрактной системе не содержит обязанности указания данных сведений в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Вместе с тем, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.11.2016 NПВК1 содержит сведения о наличии информации и документов, предусмотренных документацией об открытом конкурсе и являющихся предметом оценки заявок, поданных на участие в закупке. Таким образом, первый довод жалобы является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы было установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с приложением N 1 к протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.11.2016 NПВК1 предложения участников оценивались по следующим показателям критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня":
- опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки;
- деловая репутация участника конкурса.
Как было установлено, в данном протоколе в качестве предложений по показателю "опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки" у участников закупки ООО "Инженерный центр ВНИИГ", ООО "Омега-Спектр", ООО "Рязаньпроект" указаны, в том числе, отзывы и благодарности от заказчиков. Однако относительно предложения участника открытого конкурса ООО "Региональный центр экспертизы и оценки "НОЭКС" по данному показателю в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.11.2016 NПВК1 указано: опыт работы подтвержден договорами, не относящимися к предмету закупки. Между тем, по предложению ООО "Региональный центр экспертизы и оценки "НОЭКС" по показателю "деловая репутация участника конкурса" в данном протоколе указано: деловая репутация не подтверждена представленными документами (отзывами и благодарностями).
Исходя из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, следует, что в данном случае по предложению участника ООО "Региональный центр экспертизы и оценки "НОЭКС" была допущена ошибка, отзывы и благодарности от заказчиков должны были быть отражены в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе по показателю "опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки".
Таким образом, отнесение документов одного вида к предмету оценки по различным показателям критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня" ведет к созданию неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, что нарушает ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе. Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России оставляет без рассмотрения в силу ч. 12 ст. 99 Закона о контрактной системе, согласно которой при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными п. 3 (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки) и 4 (квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации) ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должен содержаться порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила) "оценкой" признается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Таким образом, по мнению Комиссии Ивановского УФАС России в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе должен быть отражен процесс присвоения заявкам участников закупки того или иного количества баллов в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в документации об открытом конкурсе. Данная позиция также отражена в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2016 по делу N А19-960/2016.
Однако в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.11.2016 NПРО1 указаны лишь присвоенные заявкам участников закупки значения баллов по критериям и показателям оценки заявок. Также в данном протоколе указано, что оценка производится по шкале оценки или другому порядку, указанному в документации об открытом конкурсе, что не позволяет определить порядок оценки заявок, поданных на участие в закупке.
На основании изложенного, неуказание надлежащего порядка оценки заявок, поданных на участие в открытом конкурсе, нарушает положения п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе. В соответствии с чем, четвертый довод жалобы является обоснованным.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно письму Минэкономразвития России N31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России NАЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
В соответствии с п. 22 раздела "Информационная карта конкурса" документации о закупке установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1) цена контракта;
2) квалификация участников закупки.
При этом количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "квалификация участников закупки", определяется как сумма баллов, которые присваиваются по показателям критерия.
Показатели критерия:
К1 - опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки; максимальное значение - 70 баллов, коэффициент значимости показателя - 0,7;
К2 - деловая репутация участника конкурса; максимальное значение - 30 баллов, коэффициент значимости показателя - 0,3.
Вместе с тем, согласно п. 19.5 документации об открытом конкурсе оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта в соответствии с Методикой оценки и сопоставление заявок участников открытого конкурса (Приложение N1).
В таблице 1 Методики оценки и сопоставление заявок участников открытого конкурса установлены следующие критерии оценки заявок участников закупки, их значимость и предмет оценки:
N |
Критерии оценки |
Весомость |
Предмет оценки |
1. |
Информация об опыте выполнении аналогичных работ за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания подачи заявок (кол-во договоров) |
0,3 |
Количество представленных в Справе об опыте выполнения аналогичных работ |
2. |
Успешный опыт выполнения работ, аналогичных предмету запроса предложений за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок (кол-во отзывов) |
0,1 |
Количество представленных в заявке Участника отзывов от Заказчиков. |
3. |
Средний годовой объем выполнения работ, аналогичных предмету открытого конкурса за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок |
0,3 |
При оценке по данному подкритерию оценивается средний годовой объем выполнения работ /оказания услуг аналогичных предмету конкурса за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявок |
4. |
Информация о кадровых ресурсах |
0,1 |
При оценке по данному подкритерию оценивается соответствие кадрового обеспечения Участника требованиям документации |
5. |
Неисполнение или ненадлежащее исполнение участником своих обязательств по ранее заключенным договорам (в т.ч. когда участник привлекается в качестве субподрядной организации) |
0,2 |
Наличие у Заказчика документально подтвержденных (Копии актов выполненных работ) фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения Участником (в т.ч. привлекаемого в качестве субподрядчика) своих обязательств по заключенным договорам. |
Таким образом, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также их показатели, указанные в Методике оценки и сопоставление заявок участников открытого конкурса, являющейся приложением N1 к документации о закупке, не соответствуют критериям и показателям оценки заявок на участие в закупке, установленным в п. 22 раздела "Информационная карта конкурса" документации о закупке, что не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям. В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях Заказчика при установлении критериев и показателей оценки заявок на участие в открытом конкурсе нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 2.1 и ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рязаньпроект" на действия Единой комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Верхне-Волжскводхоз" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Капитальный ремонт водосливной плотины гидроузла N5 Тезянской шлюзованной системы Ивановской области (водослив и мостовой переход)" (извещение N 0333100007016000029) обоснованной в части второго и четвертого доводов.
2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения "Верхне-Волжскводхоз" нарушение ч. 1 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 50, п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Третий довод жалобы оставить без рассмотрения в соответствии с ч. 12 ст. 99 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
5. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ А.А. Дербенёва
______________________________ А.И. Прохорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 7 декабря 2016 г. N 07-15/2016-285
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016