Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 7 декабря 2016 г. N 492/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Казанова Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии сторон:
от заявителя - Семилеткина Д.А., учредитель ООО "София"; Диденко М.В., доверенность от 06.12.2016 N 11;
от заказчика - не явился, извещен;
от уполномоченного органа - не явился извещен;
рассмотрев жалобу ООО "София" на действия аукционной комиссии Администрации Углегорского муниципального района (отдел муниципального заказа администрации Углегорского муниципального района) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Закупка продуктов питания" (извещение N 0361300004616000433).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "София" на действия аукционной комиссии Администрации Углегорского муниципального района (отдел муниципального заказа администрации Углегорского муниципального района) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Закупка продуктов питания" (извещение N 0361300004616000433).
В своем заявлении общество обжалует решение аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в электронном аукционе и неправомерное отклонение аукционной комиссией первой части заявки ООО "София" (заявка N 4).
Представитель общества на заседании комиссии пояснил, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.11.2016 N0361300004616000433-1, заявка N 3 отклонена по причине отсутствия в первой части заявки документов с указанием наименования товара и его конкретных показателей.
Представители ООО "София" утверждают, что в первой части заявки приложены все необходимые документы и указаны наименование товара и его конкретные показатели в соответствии с аукционной документацией.
Представители заказчика, уполномоченного органа на заседание Комиссии не явились, о времени и дате рассмотрения жалобы извещены надлежащем образом. Уполномоченный орган представил письменные возражения на доводы жалобы.
Рассмотрение жалобы начато 06.12.2016 в 15 часов 00 минут, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также с целью принятия законного и обоснованного решения, Комиссией объявлен перерыв в соответствии с п. 3.33 Административного регламента до 07.12.2016 на 14 часов 45 минут.
Комиссия, рассмотрев жалобу, заслушав представителей заявителя, рассмотрев представленные пояснения, проведя в порядке ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила следующее.
15.11.2016 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Закупка продуктов питания" (извещение N 0361300004616000433).
До окончания времени, указанного в извещении о проведении электронного аукциона, срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, было подано 3 (три) заявки на участие в электронном аукционе, зарегистрированные оператором электронной площадки.
Начальная (максимальна) цена контракта - 1 222 858, руб. 13 коп.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.11.2016 N0361300004616000433-1 ООО "София" отказано в допуске в аукционе на основании ч.3 ст.67, п.1 ч.4 ст.67 ФЗ N44-ФЗ: первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе и п.1 ч. 3 ст.66 Закона о контрактной системе - не приложены документы с указанием наименования товара и его конкретных показателей
Представитель общества на заседании Комиссии пояснил, что заявка общества создана в формате docx.sig, который представляет собой файл, содержащий электронную цифровую подпись.
Общество для участия в торгах использует программное обеспечение "КриптоАРМ". Данный продукт предназначен для создания и проверки электронной подписи различных форматов.
Обществом направлен запрос в ООО "Цифровые технологии" для разъяснения о возможности использования программного продукта "КриптоАРМ" для участие в торгах. 02.12.2016 N 125 в ответ на указанный запрос ООО "Цифровые технологии" пояснило, что программный продукт допускается для использования его участниками в государственных закупок (регистрация в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных N 605 от 29.04.2016).
Кроме того, ООО "София" имеет сертификат ключа подписи, выданный удостоверяющим центром ЗАО "ПФ" СКБ Контур" на имя Семилеткина Д.А.
Таким образом, файл с первой частью заявки размещен в надлежащем формате, позволяющим свободно открыть и просмотреть заявки. Заявка участника подписана электронно-цифровой подписью.
Уполномоченный орган в своих письменных возражениях указал, что в документации об электронном аукционе указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией электронного аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требование Заказчика к первой части заявки, установлено в соответствии с положением п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В состав документации об аукционе включена Техническая часть, где указаны сведения о поставляемых товарах (продуктов питания).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.11.2016 на участие в аукционе подано 3 (три) заявки.
На заседании Единой комиссии по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе было допущено к участию в электронном аукционе и признаны участниками электронного аукциона - 2 заявки (N 1, N 2), заявке N 3 участника закупки было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Заявка автора жалобы на участие в электронном аукционе была подана под N3.
Анализ аукционной Комиссией заявки ООО "София" показал, что первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе и п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе - не приложены документы с указанием наименования товара и его конкретных показателей, а именно: в первых частях участником закупки прикреплен нечитаемый, зашифрованный файл, защищенный средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с его содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Размещая нечитаемый текст, участник закупки нарушает ч. 4 ст. 4, ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе.
Рабочие места специалистов - пользователей Единой комиссии в администрации Углегорского муниципального района установлены согласно Инструкции по настройке рабочего места пользователя Единой информационной системы в сфере закупок для работы в личном кабинете, версия 6.2.6., 2016 год.
Системные требования к рабочему месту специалиста - пользователя в администрации Углегорского муниципального района поддерживаются:
-процессор тактовая частота - 3 Егц;
-оперативная память - 4 Гб;
-пропускная способность канала в Интернет - 50 Мбит/с;
Для работы с открытой частью сайта: установленный Интернет-браузер:
-Internet Explorer версии 10,11, Mozilla FireFox - v.50;
-ПО CryptoPro CSP - 4.0.9708;
- компонент формирования подписи.
Указанные характеристики соответствуют требованиям для работы в Единой информационной системе.
Документ автора жалобы имеет двойное расширение имени (docx.sig), то есть файл требовал для своего открытия специального программного обеспечения.
В соответствии с ч. 3 ст.67, п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе автору жалобы отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно разъяснения ФАС России от 30.06.2014 г. N ац/26237/14, документы размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
По мнению уполномоченного органа, Единая комиссия обоснованно отказала ООО "София" в допуске к участию в электронном аукционе.
Комиссия установила, что согласно требованиям к участникам электронного аукциона электронной документации: первая часть заявки (рекомендуемый образец в документации), должна содержать: Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией электронного аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 28 Информационной карты "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией электронного аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пункт 29 Информационной карты содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Аукционная документация имеет приложение "Рекомендуемые образцы форм документов для заполнения участниками закупки": Первая часть заявки на участие в аукционе; Вторая часть заявки на участие в аукционе. Согласно указанной форме заявки должны быть подписаны электронной цифровой подписью.
Кроме того, раздел III. Техническая часть документации об электронном аукционе содержит Приложение N 1 с качественными характеристиками продукции, которые необходимо указать в заявке участникам закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает: использование усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее - усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системы в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Пункт 1 части 1 статьи 13 Закона о контрактной системы удостоверяющий центр создает сертификаты ключей проверки электронных подписей и выдает такие сертификаты лицам, обратившимся за их получением (заявителям), при условии установления личности получателя сертификата (заявителя) либо полномочия лица, выступающего от имени заявителя, по обращению за получением данного сертификата с учетом требований, установленных в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 8 настоящего Федерального закона;
Таким образом, заявка, подаваемая в форме электронного документа должна быть подписана электронной подписью. Без использования электронной подписи заявка участника должна быть отклонена.
Управление для получения достоверных доказательств запросило у оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" заявку ООО "София" (извещение N 0361300004616000433).
Оператор направил доступ к заявке N 3 по ссылке указанной в электронном письме, а также предоставил пароль к архиву.
Сахалинское УФАС России провела проверку на возможность открыть и просмотреть заявку общества, а также установить наличие или отсутствие ЭЦП.
По результатам указанной проверки Управление установило, что файл N 4 содержит заявку в формате docx.sig. При открытии данного файла Комиссия определила, что заявка сформирована в полном объеме, а именно, имеется согласие на поставку товара, наименование объекта закупки и функциональные, качественные характеристики.
Комиссия также осуществила проверку соответствия указанных характеристик техническому заданию аукционной документации. Заявка ООО "София" соответствовала требованиям аукционной документации и Закону контрактной системе.
Кроме того, заявка N 3 имеет электронную цифровую подпись, выданную удостоверяющим центром ЗАО "ПФ "СКБ Контур" на имя Семилеткина Д.А. Срок действия сертификата с 02.03.2016 10 часов 30 минут до 02.03.2017 10 часов 30 минут, сертификат действителен.
Согласно информации с официального сайта Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) утвержден перечень аккредитованных удостоверяющих центров (по состоянию на 18.11.2016).
Указанный список содержит удостоверяющий центр Закрытое акционерное общество "Производственная фирма "СКБ Контур" (ИНН 6663003127, ОГРН 1026605606620) г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 56.(Приказ Минкомсвязи России N 191 от 06.08.2012.г. "Об аккредитации удостоверяющих центров").
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: 1) при заключении контракта на поставку товара: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч.1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Часть 3 вышеназванной статьи Закона о контрактной системе предусматривает, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм аукционная комиссия установила, что участником в первой части заявки не приложены документы с указанием наименования товара и его конкретных показателей.
Комиссия Сахалинского УФАС России в ходе анализа документации об электронном аукционе установила, что заказчик не предусмотрел в каком формате должны быть размещены заявки участников закупки. При отсутствии у заказчика должного программного обеспечения, позволяющие открывать и просматривать заявки всех участников аукциона, заказчик обязан при формировании аукционной документации установить ограничения видов формата для подачи заявок.
Вместе с тем, заявка ООО "София" размещена в формате, обеспечивающем возможность открывать, просматривать, копировать текст заявки, следовательно, отклонение заявки повлекло ограничение и нарушение прав участника и его законных интересов.
Таким образом, аукционная комиссия незаконно отклонила заявку Общества в связи с чем признается нарушившей ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Ссылка уполномоченного органа в представленных в письменных возражениях на письмо ФАС России от 30.06.2014 г. N ац/26237/14 не принимается Комиссией во внимание ввиду того, что данное разъяснение относится к действиям заказчика при размещении заказа.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "София" на действия аукционной комиссии Администрации Углегорского муниципального района (отдел муниципального заказа администрации Углегорского муниципального района) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Закупка продуктов питания" (извещение N 0361300004616000433)- обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
4.Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии А.Е. Хлебникова
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 7 декабря 2016 г. N 492/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2016